Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
статья (старшая группа) на тему

Чупаринова Ирина Александровна

Игры должны иметь развивающий или познавательный характер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе формирования математических представлений

Организация учебного процесса в образовательной системе требует ее перестройки и в условиях дошкольных учреждений. Переосмысление содержания, форм и методов обучения в логике субъект - субъектных отношений должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить адаптацию новых, наиболее продуктивных технологий обучения и развития детей в системе дошкольного образования.

Приоритет воспитательного процесса над образовательным, логически вытекающий из специфики работы дошкольных учреждений, на практике приводит к неоправданному отступлению от принципа создания активной развивающей среды. Декларативно этот принцип остается ведущим при организации процесса обучения в детском саду, но реально он подменяется репродуктивным подходом и увеличением информационного объема элементарных знании. Между тем, известна позиция Дж. Брунера, Л.С.Выготского, М.А.Данилова, И.Б.Котова, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, С.А.Смирнова, Е.Н.Шиянова и др. о том, что при работе с детьми необходимо активно развивать логическое мышление. Актуальность этой позиции в настоящее время продиктована усиливающейся тенденцией воплощения начальной школой принципов развивающего обучения.

В педагогической теории накоплен определенный опыт работы по развитию мышления детей дошкольного возраста как основной части умственного аппарата (В.В.Давыдов, Н.Н. Поддъяков). В разработанной Л.А. Венгером теории наглядные пространственные модели применяются как средство умственного развития дошкольника. Рассмотрено умственное развитие как обогащение содержания интеллекта ребенка, с одной стороны, и как возникновение у него новых средств и способов мышления, с другой стороны (А.В.Запорожец, Н.Ф. Талызина). Кроме того, создан ряд теоретических и методических пособий, направленных на развитие логического, творческого мышления детей дошкольного возраста в ходе формирования математических понятий (А.В.Басов, З.А.Михайлова, А.Э.Симоновский, А.А.Столяр, Л.Ф.Тихомирова, и др.), отмечена роль раннего обучения математике в умственном развитии ребенка (В.В.Данилова, Г.Доман).

Опора только на традиционные дидактические формы и методы работы с детьми в условиях дошкольного учреждения не позволяет сформировать у дошкольников полноценных математических понятий и вступает в противоречие с требованиями начальной школы, работающей на принципах развивающего обучения. Происшедшие изменения в образовательной парадигме в полной мере должны касаться и дошкольных учреждений. В этой связи, актуальной является проблема определения комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Первое, на что должен обратить внимание воспитатель, это то, что в старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью еще является игра. Для этого на занятиях и в свободное время воспитатели должны применять разного рода игровые приемы для развития логического мышления детей. Игры должны иметь развивающий или познавательный характер. Их целью является расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям. И здесь на первое место выходят именно игры, которые носят интеллектуальный характер. Можно использовать словесные игры, головоломки, загадки, ребусы, проводить занятия по развитию сообразительности, быстроты мыслительных процессов. Необходимо использование дидактического материала игр-головоломок, Кубиков Никитина и логических блоков Дьенеша. Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают играя.

Игры-головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Листик, Сфинкс, Въетнамская игра, Пентамино). Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Знакомство с играми должно происходить по принципу от простого  к сложному. Овладев одной игрой, ребёнок получает ключ к освоению следующей.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развивают ум. Дети учатся догадываться, доказывать.

 Список литературы

1.Басов, А. В. Развитие логического мышления детей / А.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова. -  Ярославль, «Академия развития» 1996.-  240с

2.Стародубцева И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников / И. В. Стародубцева. - М:АРКТИ, 2008 , - 68 с.

3.Тихомирова, Л. Ф.  Логика для дошкольников / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1999. -256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников

Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старшихдошкольников ,используя авторские наглядные пособия....

Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений»

Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений» (в контексте ФГОС ДО)....

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.

В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....

Статья "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" .

В статье "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" показывается взаимосвязь процессов формирования мыслител...