Опыт работ .Тема: «Формирование правовой культуры детей средствами учебно- игровой деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

акимова татьяна петровна

 

 

Тема: «Формирование правовой культуры детей средствами учебно-

игровой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квалификационная работа в форме опыта соискателя

I квалификационной категории воспитателя

МБДОУ детского сада № 19

Акимовой Татьяны Петровны

 

 

 

 

 

 

Камышин 2010

I справочно - информационные сведения об опыте.

1 .Тема опыта «Формирование правовой культуры детей средствами учебно-игровой деятельности»

2.Автор опыта: Акимова Татьяна Петровна

3.Место функционирования: 403874 Россия, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Терешковой д. 7 «а», тел88445722239

4.Новизна опыта: поисково-изобретательский

5.Длительность функционирования:: над данной проблемой работаю с 2003 года

6. Опыт представлен: настоящим описанием и следующими приложениями

Приложение№1 Конспект занятия в средней группе «Вместе легче жить и работать» Приложение№2 Конспект занятия в старшей группе «Мы все разные, но мы все равны» Приложение №3 Конспект занятия в подготовительной группе «О правах, играя» Приложение№4 Конспект занятия в подготовительной группе «Каждый человек имеет право на имя. Что означают ваши имена?»

Приложение №5 Конспект занятия - викторины «Ваши права, дети!» Приложение№6 «Азбука прав и ответственности» - рассказы для детей Приложение№7 Деловая игра для родителей «Знаем ли мы права детей» Приложение №8 Материалы для родительского собрания «Я имею право!» Приложение №9 Конспект занятия родительского клуба «Профессионал» Приложение №10 Практикум для родителей « Азбука прав ребёнка» Приложение №11 Практикум по правовому воспитанию (дидактические игры) Приложение №12 Анкета для родителей Приложение №13 Анкета для детей Приложение №14 Памятка для родителей Приложение №15Список литературы

II Технологические сведения об опыте

1 .Актуальность опыта

Начиная работать по данной теме, я прекрасно понимала, что права детей сегодня стали модной темой. О них рассказывают красивые картинки, их перекладывают в рифмовки и праздничные инсценировки. Но это мало способствует изменению правовой культуре, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Изменить эту ситуацию могут только реальные дела, когда права существуют не в рифмовках и не в картинках, а в действительности.

Считаю, что бессмысленно заучивать с 5 - 7 летними детьми тексты, которые плохо понимают не только дети, но и взрослые. А откуда же придет понимание, если взрослые ни разу не сталкивались с проблемой реализации этих самых прав ребёнка. К сожалению правовая и педагогическая культура многих родителей находится на низком уровне. О существовании Конвенции о правах ребёнка и семейного кодекса известно лишь немногим родителям. Большинство родителей считают, что Конвенция о правах ребёнка имеет отношение к государству, детскому саду, школе. Только небольшая часть взрослых понимает, что данный документ имеет равное отношение ко всем участникам процесса воспитания ребёнка. На мой взгляд, это связано с тем, что проведённые в 90 - е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям в её жизнедеятельности. Для многих родителей были потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание ребёнка. В воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у многих из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей родители руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться с поведением ребёнка.

Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость не понимая, что жестокое обращение с ребёнком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведёт себя. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется, прежде всего, в семье. Подобная ситуация очень опасна, как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Чрезвычайно

важно чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому я считаю, что работа по правовому воспитанию должна включать в себя не только формирование правовой культуры детей, но и воспитание педагогической и правовой культуры их родителей. Работая по данной проблеме, я поставила перед собой следующие задачи:

Дать детям представления об их правах

Познакомить детей с Конвенцией о правах детей в соответствующей их возрасту форме.

Учить детей соотносить свои права и обязанности.

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Совершенствовать знание детей о социальных нормах.

Развивать коммуникативные навыки, воображение.

Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Познакомить родителей с положением Конвенции о правах ребёнка, нормативно — правовыми документами федерального и регионального уровня: Семейным кодексом, федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», законом об образовании.

Проводить профилактику жестокого обращения с детьми в семье.

2. Задачи, решаемые в опыте.

Изучить и проанализировать передовой педагогический опыт по теме.

Создать в окружении ребёнка богатую развивающую среду.

Разработать перспективное планирование по теме.

Подобрать различные методы для проведения занятий.

3. Педагогические средства, используемые в опыте.

1.Форма проведения: занятия, развлечения, экскурсии, родительские собрания, консультации для родителей, развлечения.

2.Форма организации: коллективные, групповые, индивидуальные

3. Методы:

Занятия в средней, старшей, подготовительной группах

Викторины для детей

Анкеты для детей и родителей

Наглядный материал

 

Занятия родительского клуба «Профессионал»

Консультации для родителей

4.Приёмы: объяснения, беседы, поощрения, сюрпризы.

4.Технология работы

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей, от действия других, незнакомых для него взрослых.

Ребёнок ещё не знает, что на земном шаре не прекращаются войны. Люди убивают друг друга и способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных и обездоленных.

Ребёнок ещё не знает, что детям приходится испытывать голод, насилие и унижение. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы. Ребёнок верит в любовь, силу, добро взрослых и очень надеется на их защиту. Дошкольное детство это период, когда ребёнок находится в полной зависимости от взрослых. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите их прав. Какова же должна быть работа по формированию правовой культуры детей в детском саду? Этот вопрос мне и предстояло решить. Прежде чем начать работать по этой теме, я, прежде всего, изучила Конвенцию о правах ребёнка, нормативно — правовые документы Федерального и регионального уровня, методическую литературу по теме. Затем, я задала себе вопрос: «Каков уровень правовых знаний моих воспитанников, какие представления имеют дети о своих личных, социальных, политических правах, каков уровень толерантности группы и каждого ребёнка в отдельности, насколько дети соотносят свои права и возможности, насколько они адаптированы в социальном мире, умеют ли разграничивать понятия «могу», «хочу», «должен». Также меня интересовали коммуникативные навыки детей.

Чтобы выявить уровень представлений детей о своих правах, я провела диагностику. В результате диагностики, картина получилась неоднозначная. Все дети группы знают свои элементарные права, например, право на имя, на семью, на любовь. Знания социальных, политических прав оказались на низком уровне. В то же время 9 человек из 15 показали высокий уровень толерантности доброжелательного отношения к товарищам. Соотносить свои права и обязанности могли только 50% детей. Также меня интересовал уровень правовой культуры родителей. К сожалению, многие родители не придают значение капризам детей, не стремятся установить их причины, считая их беспредметными, немотивированными. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в

защите и любви со стороны родных и близких и только в семье формируется уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает: родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинства обращение, оскорбление или эксплуатацию. Понимая важность этой проблемы, я решила начать с изучения микроклимата семей моих воспитанников. Изучению семьи способствует её посещение, беседы с родителями, наблюдение за общением детей и родителей во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой. Особенно я обращала внимание на содержание общения, вопросы родителей к детям, их форме (мягкая, жесткая), реакции родителей на их шалости и капризы. Эффективными являются наблюдения за детьми в сюжетно -ролевой игре «Семья». Для меня было важно посмотреть, как дети в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения. Содержательную информацию о психологическом климате семьи я получила из рисунков на темы: « Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек». При анализе детских работ я обращала внимание на цветовую гаму рисунков, изображение состава семьи, расположение, последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур. Для того чтобы понять, кто из взрослых пользуется наибольшим авторитетом, я провела специальную анкету.

Опираясь на результаты диагностики и анкетирование родителей, я разработала перспективный план, в который включила два основных направления: работа с детьми и работа с родителями. Перед собой я поставила основные задачи:

Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Развивать терпимость и уважение к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, личностного и поведенческого своеобразия.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.

Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Познакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, нормативно - правовыми документами федерального и регионального.

Проводит профилактику жестокого обращения с детьми в семье. Для решения поставленных задач я организовала работу в двух направлениях: с детьми и родителями.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам на протяжении двух лет я провела серию занятий, направленных на формирование правовой культуры детей. Так, например, в средней группе были проведены занятия: « Мы все разные, но мы все равны», « Вместе легче жить и работать». В подготовительной группе: « Каждый человек имеет право на имя», « Что означают наши имена», « О правах играя», « Ваши права, дети». На этих занятиях дети знакомились с основными личными, социальными, политическими правами, правом на образование и культуру, охрану здоровья, на защиту от всех форм насилия и т. д. С целью закрепления и расширения правовых знаний в старшей и подготовительной группах я проводила дидактические игры: « Я имею право», « Я не должен», а также игры, способствующие адаптации человека в социальном мире: «Колобок», « Поводырь», « Цветик — семицветик», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и умений: « Снежная королева», «Угадай, кто это», « Помоги себе сам» и др. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие я использовала сказки, стихи, пословицы и поговорки и т.д. Однако знакомство детей с правами человека нужно проводить очень осторожно, ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Вместе с тем я понимала, что права ребёнка нельзя рассматривать отдельно от вопросов детской ответственности, этим мы не даем детям по-настоящему повзрослеть. Формировать чувства детской ответственности мне помогала «Азбука прав и ответственности». Главное в « Азбуке» - это наглядный материал, короткие рассказы для детей и проблемные ситуации, которые обсуждаются с детьми и родителями (например, на родительских собраниях или при индивидуальных консультациях).

Другим немаловажным направлением моей работы стала работа с родителями. С целью повышения правовой культуры родителей я провела родительское собрание на тему « Я имею право!», где обсуждались проблемы правового воспитания детей, различные ситуации, проблемы защиты детей от жестокого обращения. Также я приготовила ряд материалов : ширму -передвижку, знакомящую с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, материалы для индивидуальных бесед с родителями о политических, социальных, личных правах ребёнка, о правах на образование и культуру и т.д. Интересной формой работы стало заседание родительского клуба « Профессионал» - « Я имею право». На этом занятии родители вместе с детьми знакомились со своими правами и обязанностями, знакомились с Конвенцией о правах ребёнка, участвовали в конкурсах и викторинах, решали сложные конфликтные ситуации. Это занятие, на мой взгляд, способствовало не только повышению правовой культуры детей и родителей, но и установлению эмоционального контакта, доверительных

отношений в семье, ведь общение со взрослыми и совместная деятельность является основным источниками развития личности ребёнка - дошкольника.

5. Результаты опыта.

Весь комплекс мероприятий позволил, на мой взгляд, значительно расширить уровень правовой культуры детей и родителей, обеспечить моим воспитанникам

Чувство психологической защищенности;

Доверие к миру;

Эмоциональное благополучие;

Формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности

В конце учебного года для объективной оценки вновь была проведена диагностика. Результаты показали, что уровень правовых знаний значительно повысился (10 человек из 15 показали высокий уровень знаний). Повысился также уровень толерантности ( 100% детей показали высокие результаты), уровень доброжелательного отношения к товарищам(12 человек из 15). В результате занятий дети стали более правильно соотносить свои права и обязанности (12 человек из 15). Дети накопили багаж правовых знаний, научились ими пользоваться, значительно расширился опыт общения ребят друг с другом и с окружающим миром.

Ш Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.

1 .В основу моего опыта легли рекомендации программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, а также разработки различных авторов: Козловой С. А., Осиповой Л.Е., Дороновой Т. А. и др.

2.Условия эффективности опыта.

Сведения об учебно-материальной базе и дидактическом оснащении: Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в семи групповом детском саду №19 г. Камышин. Детский сад оснащен бассейном, группы укомплектованы необходимым оборудованием, дидактическими играми, пособиями.

Сведения об авторе. Образование высшее педагогическое.

Сведения о типе образовательного учреждения и других особенностях его функционирования.

Типовой семи групповой детский сад с режимом 12 часового пребывания детей.

Перспективы и возможности использования опыта.

Опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений и родителям, раскрывает систему работы по ознакомлению детей с их правами, построенную на изучении Конвенции о правах ребёнка.

Список литературы.

1. Борисова 0.«Правовое воспитание дошкольников». Ребёнок в детском саду. № 5 2002 г.

2. Будякова Т. « О правах ребёнка на честь и достоинство». Дошкольное воспитание. №3 2004 г.

3. Давыдова О. « Азбука прав и ответственности». Обруч.№ 6 2004 г.

4. Доронова Т. « Совет педагогов». Ребёнок в детском саду №4 2004 г.

5. Доронова Т. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка». Дошкольное воспитание. №9 2000 г.

6. Доронова Т. «Право на образование» Дошкольное воспитание №10 2001 г.

7. Доронова Т. « Право на защиту» Дошкольное воспитание № 11 2001 г.

8. Доронова Т. . «Защита прав и достоинств маленького ребёнка». М., Провсещение 2003 г.

9. Зеленова Н. Г, « Я - ребёнок, и я...- имею право!» М., издательство Скрипторий 2007 г.

Ю.Козлова С. А. « Мы имеем право!» М., Обруч 2010 г. П.Петрова О. « Практикум по правовому воспитанию» Ребёнок в детском саду №4 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.odt20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 19

городского округа - город Камышин

Тема: «Формирование правовой культуры детей средствами учебно-

игровой деятельности»

Квалификационная работа в форме опыта соискателя

 I квалификационной категории воспитателя

МБДОУ детского сада № 19

 Акимовой Татьяны Петровны

Камышин 2010

I справочно - информационные сведения об опыте.

1 .Тема опыта «Формирование правовой культуры детей средствами учебно-игровой деятельности»

2.Автор опыта: Акимова Татьяна Петровна

3.Место функционирования: 403874 Россия, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Терешковой д. 7 «а», тел88445722239

4.Новизна опыта: поисково-изобретательский

5.Длительность функционирования:: над данной проблемой работаю с 2003 года

6. Опыт представлен: настоящим описанием и следующими приложениями

Приложение№1  Конспект занятия в средней группе «Вместе легче жить и работать» Приложение№2 Конспект занятия в старшей группе «Мы все разные, но мы все равны» Приложение №3 Конспект занятия в подготовительной группе «О правах, играя» Приложение№4 Конспект занятия в подготовительной группе «Каждый человек имеет право на имя. Что означают ваши имена?»

Приложение №5 Конспект занятия - викторины «Ваши права, дети!» Приложение№6 «Азбука прав и ответственности» - рассказы для детей Приложение№7 Деловая игра для родителей «Знаем ли мы права детей» Приложение №8 Материалы для родительского собрания «Я имею право!» Приложение №9 Конспект занятия родительского клуба «Профессионал» Приложение №10 Практикум для родителей « Азбука прав ребёнка» Приложение №11 Практикум по правовому воспитанию (дидактические игры) Приложение №12 Анкета для родителей Приложение №13 Анкета для детей Приложение №14 Памятка для родителей Приложение №15Список литературы

II Технологические сведения об опыте

1 .Актуальность опыта

Начиная работать по данной теме, я прекрасно понимала, что права детей сегодня стали модной темой. О них рассказывают красивые картинки, их перекладывают в рифмовки и праздничные инсценировки. Но это мало способствует изменению правовой культуре, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Изменить эту ситуацию могут только реальные дела, когда права существуют не в рифмовках и не в картинках, а в действительности.

Считаю, что бессмысленно заучивать с 5 - 7 летними детьми тексты, которые плохо понимают не только дети, но и взрослые. А откуда же придет понимание, если взрослые ни разу не сталкивались с проблемой реализации этих самых прав ребёнка. К сожалению правовая и педагогическая культура многих родителей находится на низком уровне. О существовании Конвенции о правах ребёнка и семейного кодекса известно лишь немногим родителям. Большинство родителей считают, что Конвенция о правах ребёнка имеет отношение к государству, детскому саду, школе. Только небольшая часть взрослых понимает, что данный документ имеет равное отношение ко всем участникам процесса воспитания ребёнка. На мой взгляд, это связано с тем, что проведённые в 90 - е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям в её жизнедеятельности. Для многих родителей были потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание ребёнка. В воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у многих из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей родители руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться с поведением ребёнка.

Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость не понимая, что жестокое обращение с ребёнком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведёт себя. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется, прежде всего, в семье. Подобная ситуация очень опасна, как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Чрезвычайно

важно чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому я считаю, что работа по правовому воспитанию должна включать в себя не только формирование правовой культуры детей, но и воспитание педагогической и правовой культуры их родителей. Работая по данной проблеме, я поставила перед собой следующие задачи:

•   Дать детям представления об их правах

•   Познакомить детей с Конвенцией о правах детей в соответствующей их возрасту форме.

•    Учить детей соотносить свои права и обязанности.

•   Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

•    Совершенствовать знание детей о социальных нормах.

•   Развивать коммуникативные навыки, воображение.

•   Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

•    Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

•   Познакомить родителей с положением Конвенции о правах ребёнка, нормативно — правовыми документами федерального и регионального уровня: Семейным кодексом, федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», законом об образовании.

•   Проводить профилактику жестокого обращения с детьми в семье.

2. Задачи, решаемые в опыте.

•   Изучить и проанализировать передовой педагогический опыт по теме.

•    Создать в окружении ребёнка богатую развивающую среду.

•   Разработать перспективное планирование по теме.

•   Подобрать различные методы для проведения занятий.

3. Педагогические средства, используемые в опыте.

1.Форма проведения: занятия, развлечения, экскурсии, родительские собрания, консультации для родителей, развлечения.

2.Форма организации: коллективные, групповые, индивидуальные

3. Методы:

•    Занятия в средней, старшей, подготовительной группах

•   Викторины для детей

•   Анкеты для детей и родителей

•   Наглядный материал

•    Занятия родительского клуба «Профессионал»

•    Консультации для родителей

4.Приёмы: объяснения, беседы, поощрения, сюрпризы.

4.Технология работы

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей, от действия других, незнакомых для него взрослых.

Ребёнок ещё не знает, что на земном шаре не прекращаются войны. Люди убивают друг друга и способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных и обездоленных.

Ребёнок ещё не знает, что детям приходится испытывать голод, насилие и унижение. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы. Ребёнок верит в любовь, силу, добро взрослых и очень надеется на их защиту. Дошкольное детство это период, когда ребёнок находится в полной зависимости от взрослых. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите их прав. Какова же должна быть работа по формированию правовой культуры детей в детском саду? Этот вопрос мне и предстояло решить. Прежде чем начать работать по этой теме, я, прежде всего, изучила Конвенцию о правах ребёнка, нормативно — правовые документы Федерального и регионального уровня, методическую литературу по теме. Затем, я задала себе вопрос: «Каков уровень правовых знаний моих воспитанников, какие представления имеют дети о своих личных, социальных, политических правах, каков уровень толерантности группы и каждого ребёнка в отдельности, насколько дети соотносят свои права и возможности, насколько они адаптированы в социальном мире, умеют ли разграничивать понятия «могу», «хочу», «должен». Также меня интересовали коммуникативные навыки детей.

Чтобы выявить уровень представлений детей о своих правах, я провела диагностику. В результате диагностики, картина получилась неоднозначная. Все дети группы знают свои элементарные права, например, право на имя, на семью, на любовь. Знания социальных, политических прав оказались на низком уровне. В то же время 9 человек из 15 показали высокий уровень толерантности доброжелательного отношения к товарищам. Соотносить свои права и обязанности могли только 50% детей. Также меня интересовал уровень правовой культуры родителей. К сожалению, многие родители не придают значение капризам детей, не стремятся установить их причины, считая их беспредметными, немотивированными. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в

защите и любви со стороны родных и близких и только в семье формируется уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает: родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинства обращение, оскорбление или эксплуатацию. Понимая важность этой проблемы, я решила начать с изучения микроклимата семей моих воспитанников. Изучению семьи способствует её посещение, беседы с родителями, наблюдение за общением детей и родителей во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой. Особенно я обращала внимание на содержание общения, вопросы родителей к детям, их форме (мягкая, жесткая), реакции родителей на их шалости и капризы. Эффективными являются наблюдения за детьми в сюжетно -ролевой игре «Семья». Для меня было важно посмотреть, как дети в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения. Содержательную информацию о психологическом климате семьи я получила из рисунков на темы: « Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек». При анализе детских работ я обращала внимание на цветовую гаму рисунков, изображение состава семьи, расположение, последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур. Для того чтобы понять, кто из взрослых пользуется наибольшим авторитетом, я провела специальную анкету.

Опираясь на результаты диагностики и анкетирование родителей, я разработала перспективный план, в который включила два основных направления: работа с детьми и работа с родителями. Перед собой я поставила основные задачи:

•    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

•    Развивать терпимость и уважение к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, личностного и поведенческого своеобразия.

•    Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.

•    Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

•    Познакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, нормативно - правовыми документами федерального и регионального.

•    Проводит профилактику жестокого обращения с детьми в семье. Для решения поставленных задач я организовала работу в двух направлениях: с детьми и родителями.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам на протяжении двух лет я провела серию занятий, направленных на формирование правовой культуры детей. Так, например, в средней группе были проведены занятия: « Мы все разные, но мы все равны», « Вместе легче жить и работать». В подготовительной группе: « Каждый человек имеет право на имя», « Что означают наши имена», « О правах играя», « Ваши права, дети». На этих занятиях дети знакомились с основными личными, социальными, политическими правами, правом на образование и культуру, охрану здоровья, на защиту от всех форм насилия и т. д. С целью закрепления и расширения правовых знаний в старшей и подготовительной группах я проводила дидактические игры: « Я имею право», « Я не должен», а также игры, способствующие адаптации человека в социальном мире: «Колобок», « Поводырь», « Цветик — семицветик», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и умений: « Снежная королева», «Угадай, кто это», « Помоги себе сам» и др. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие я использовала сказки, стихи, пословицы и поговорки и т.д. Однако знакомство детей с правами человека нужно проводить очень осторожно, ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Вместе с тем я понимала, что права ребёнка нельзя рассматривать отдельно от вопросов детской ответственности, этим мы не даем детям по-настоящему повзрослеть. Формировать чувства детской ответственности мне помогала «Азбука прав и ответственности». Главное в « Азбуке» - это наглядный материал, короткие рассказы для детей и проблемные ситуации, которые обсуждаются с детьми и родителями (например, на родительских собраниях или при индивидуальных консультациях).

Другим немаловажным направлением моей работы стала работа с родителями. С целью повышения правовой культуры родителей я провела родительское собрание на тему « Я имею право!», где обсуждались проблемы правового воспитания детей, различные ситуации, проблемы защиты детей от жестокого обращения. Также я приготовила ряд материалов : ширму -передвижку, знакомящую с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, материалы для индивидуальных бесед с родителями о политических, социальных, личных правах ребёнка, о правах на образование и культуру и т.д. Интересной формой работы стало заседание родительского клуба « Профессионал» - « Я имею право». На этом занятии родители вместе с детьми знакомились со своими правами и обязанностями, знакомились с Конвенцией о правах ребёнка, участвовали в конкурсах и викторинах, решали сложные конфликтные ситуации. Это занятие, на мой взгляд, способствовало не только повышению правовой культуры детей и родителей, но и установлению эмоционального контакта, доверительных

отношений в семье, ведь общение со взрослыми и совместная деятельность является основным источниками развития личности ребёнка - дошкольника.

5. Результаты опыта.

Весь комплекс мероприятий позволил, на мой взгляд, значительно расширить уровень правовой культуры детей и родителей, обеспечить моим воспитанникам

•   Чувство психологической защищенности;

•   Доверие к миру;

•     Эмоциональное благополучие;

•    Формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности

В конце учебного года для объективной оценки вновь была проведена диагностика. Результаты показали, что уровень правовых знаний значительно повысился (10 человек из 15 показали высокий уровень знаний). Повысился также уровень толерантности ( 100% детей показали высокие результаты), уровень доброжелательного отношения к товарищам(12 человек из 15). В результате занятий дети стали более правильно соотносить свои права и обязанности (12 человек из 15). Дети накопили багаж правовых знаний, научились ими пользоваться, значительно расширился опыт общения ребят друг с другом и с окружающим миром.

Ш   Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.

1 .В основу моего опыта легли рекомендации программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, а также разработки различных авторов: Козловой С. А., Осиповой Л.Е., Дороновой Т. А. и др.

2.Условия эффективности опыта.

•    Сведения об учебно-материальной базе и дидактическом оснащении: Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в семи групповом детском саду №19 г. Камышин. Детский сад оснащен бассейном, группы укомплектованы необходимым оборудованием, дидактическими играми, пособиями.

•    Сведения об авторе. Образование высшее педагогическое.

•    Сведения о типе образовательного учреждения   и других особенностях его функционирования.

Типовой семи групповой детский сад   с режимом 12 часового пребывания детей.

•   Перспективы и возможности использования опыта.

Опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений и родителям, раскрывает систему работы по ознакомлению детей с их правами, построенную на изучении Конвенции о правах ребёнка.

Список литературы.

1.   Борисова 0.«Правовое воспитание дошкольников». Ребёнок в детском саду. № 5 2002 г.

2.    Будякова Т. « О правах ребёнка на честь и достоинство». Дошкольное воспитание. №3 2004 г.

3.    Давыдова О. « Азбука прав и ответственности». Обруч.№ 6 2004 г.

4.   Доронова Т. « Совет педагогов». Ребёнок в детском саду №4 2004 г.

5.   Доронова Т. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка». Дошкольное воспитание. №9 2000 г.

6.   Доронова Т. «Право на образование» Дошкольное воспитание №10 2001 г.

7.   Доронова Т. « Право на защиту» Дошкольное воспитание № 11 2001 г.

8.   Доронова Т. . «Защита прав и достоинств маленького ребёнка». М., Провсещение 2003 г.

9.   Зеленова Н. Г, « Я - ребёнок, и я...- имею право!» М., издательство Скрипторий 2007 г.

Ю.Козлова С. А. « Мы имеем право!» М., Обруч 2010 г. П.Петрова О. « Практикум по правовому воспитанию» Ребёнок в детском


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Организуя работу по правовому воспитанию дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, также опираться на разные виды деятельности, но учитывая то, что игровая деятельность является вед...

Опыт работы. Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР»

Тема:  «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры  у старших дошкольников с ОНР» Актуальность темы.  Вся деятельность дош...

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Опыт работы Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности; - разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьм...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры  дошкольников по средствам экологической тропы"....

Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. ...