ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Боровская Нина Ивановна

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_biografiya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. При нормальном речевом  развитии дети к пяти годам свободно пользуются фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется произвольное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Известно, что речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира, от предметной действительности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия, он  воспринимает действительность разноцветную, звучащую по разному пахнущую, различную по форме, размеру , вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения. Для развития речи и в частности словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. В настоящее время все больше и больше детей имеют речевые нарушения. Научить ребенка правильно говорить и помочь ему преодолеть нарушения речи лучше всего в дошкольном возрасте.

Характеризуя детей с недоразвитием речи, можно отметить, что у ряда  детей наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации движений, их недостаточной точности и ловкости в виде затруднений при выполнении упражнений по словестной инструкции. Характерными являются скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Обращают на себя внимание также личностные особенности детей. Отклонения от нормы наблюдаются  во всех видах деятельности. Дети быстро утомляются, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится, часто они не воспринимают задание. Это говорит о том, что у детей нарушены внимание и память - процессы, теснейшим образом связанные с речью. У всех детей с ОНР наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. У них часто отсутствует интерес к чему либо. В процессе общения между собой и с взрослыми многие дети обнаруживают повышенную возбудимость или наоборот излишнюю застенчивость, апатию. Встречаются дети склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности, обидчивости. Кроме того, многие дети расторможены, суетливы.

Во многих исследованиях, как наших, так и зарубежных ученых, доказывается тесная взаимосвязь развития движений (как крупной, так и мелкой моторики) с развитием речи. При совершенствовании движений, а особенно при речевом сопровождении двигательных действий будет происходить и совершенствование речи детей. Психологи отмечают, что в целом развитие ребенка идет намного успешнее, если знания получает в движении. Поэтому необходимо использовать игры и упражнения, где происходит совмещение речи с движением. Исходя, из особенностей детей необходимо как можно чаще включать в работу игры, направленные на развитие координации речи с движением. При планировании этих игр учитывать задачи данного периода по всем видам деятельности и разделам программы. В данных играх дети лучше усваивают определенные лексические темы, обобщающие понятия, речь становится более - плавной. Дети легче и быстрее учатся выделять пространственные понятия. Благоприятно такие игры сказываются и на характере детей: они становятся более раскованными, преодолевают застенчивость. Агрессивные и легко - возбудимые дети, в движении выплескивая свои эмоции, становятся спокойнее. Особенно нравятся детям игры с подражанием различным животным. Эти игры хороши еще и тем, что дети имеют возможность самовыражения, нескованные рамками определенных движений. Эти игры необходимо включать во все режимные моменты.

Многие ученные считаю, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, положительно влияя на функционирование речевых зон коры головного мозга. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятие нагрузки, связанным с сидением. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Наблюдалось, что при регулярном проведении физкульт минуток для развития движения пальцев рук, дети быстрее овладевали правильным звукопроизношением. Использование в работе с детьми элементов ритмопластики преследует основную цель - психологическое раскрепощение каждого ребенка. Хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни показаться неловким - все это благотворно сказывается на характере ребенка, его работоспособности. Ориентировка в пространстве – одна из важнейших задач психомоторного развития детей, которые также реализуются под музыку.

ОНР-это сложный дефект, коррекция которого требует немало усилий. Совершенствование системы коррекционно- логопедической работы является необходимым для более эффективного обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи. На момент поступления в школу их речевое развитие должно быть на одном уровне с речевым развитием нормальных детей для того, чтобы они могли овладеть школьной программой. Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня  овладения связной речью. Восприятие воспроизведения текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения- все эти и другие учебные действия требуют достаточного  уровня связной речи. Поэтому при подготовке к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие речи детей как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Для успешной работы с детьми необходимо поставить следующие задачи: Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей.2.Систематический контроль за поставленными звуками и грамматически правильностью речи. 3.Развитие у детей внимания ипамяти- процессов, тесно  связанных с речью.4.совершенствование словарно-логического мышления ребенка как одной из  функций речи.5.Развитие у детей артикуляционной и польцевой моторики, также связанных с речевой функцией. Для осуществления этих задач необходимы следующие формы работы 1.Чтение художественной литературы. 2.Разучивание стихов. 3.экскурсии. 4.Беседы. 5Изодеятельность по теме. 6Игры.Речь с движением. 7.Пальчиковая гимнастика. Каждая лексическая тема должна быть отработана через все формы работы.Такая концентрация на определенной теме, своеобразная лексическая замкнутость позволяет стойко формировать  обобщающие понятия, детально  прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь. Кроме того, для достижения наиболее эффективных результатов необходимо  провести специальную работу с родителями в форме бесед консультаций, рекомендаций. При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие речи детей, как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и развития познавательной деятельности детей. Ведь подготовка к школьному обучению- один из самых серьезных моментов жизни ребенка. Для более эффективного результата необходимо хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни, все это  бесспорно скажется на его успешности. Перед воспитателем стоит цель:1.Привить интерес к знаниям, опираясь на занимательный и в то же время содержательный игровой материал.2.Развить мышление ребенка, то есть умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: Память, Внимание, Образное мышление, Логическое мышление( умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).Творческие способности( фантазию, воображение),Конструктивное мышление( при помощи геометрического материала).

Статья написана Боровской Н.И.

Воспитатель ГБДОУ Детский сад №50 кировского раойна, г.С-Пб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"

Формирование  у  детей грамматически  правильной, лексически  богатой  и  фонетически  чистой  речи – одна из  важнейших  задач  в  системе...

Консультация для родителей по теме "Общее недоразвитие речи у дошкольников"

Характеристика детей с ОНР. Особенности речи у дошкольников с ОНР....

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...

Адаптипрованная программа по устранению общего недоразвития речи у дошкольников в группе компенсирующей направленности (старшая группа)

В программе разработан перспективный план работы по устранению общего недоразвития речи у старших дошкольников, подобраны дидактические игры и упражнения в соответствии с лексическими темами. Также да...