Проект на тему «Игра как средство развития речи»
проект (младшая группа) на тему

Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее достижению. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu2.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Игра как средство развития речи»

Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее достижению. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора или с игрушками, редко слышит сказки, рассказанные мамой и папой. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем.

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.

2. Маленький словарный запас.

3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

4. Неумение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения

5. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

Игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.

Цель проекта: развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

1. Повышение речевой активности детей.

2. Обогащение и активизация словаря детей.

3. Создание картотеки дидактических игр.

4. Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.

5. Развитие воображения и творческих способностей.

6. Воспитание умение детей работать в коллективе.

Ожидаемый результат проекта:

-развитие у ребенка умения контролировать собственную диалогическую речь, носящую активный характер, определяемый ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

-рост проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры.

-использование различных атрибутов, предметов заместителей, самоделки.

-формирование речевых навыков.

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Вид проекта: ролевой- игровой. Долгосрочный.

Состав участников. Дети первой младшей группы. Воспитатели. Родители.

Длительность проекта:6 месяцев (ноябрь-апрель)

Этапы реализации проекта.

Поисковый: определение целей и задач проекта; изучение необходимой литературы; разработка тематических игр.

Практический: работа с детьми по плану реализации проекта: вызвать у детей интерес к творческой деятельности, игре, общению

Заключительный: подведение итогов, планирование дальнейшей работы по нерешенным проблемам: анализ результатов реализации проекта; презентация проекта.

Игровая форма обучения: дидактические игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры.

Индивидуальная работа, групповая, подгрупповая работа, работа с родителями.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Дидактическое упражнение «Угадай, на чем играю» Цель: закреплять правильное произношение звуков а, у, учить детей произносить эти звуки достаточно громко, различать на слух звучание погремушки, барабана.

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи» Цель: учить детей узнавать и называть овощи, повторять за воспитателем несложные фразы.

Дидактическое упражнение «Автомобили». Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра «Вежливый петушок» Цель: учить вежливо обращаться.

Дидактическая игра «Давайте познакомимся!» Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Цель пальчиковых игр развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.

Пальчиковая игра «Здравствуй». Цель: учить малыша вежливости, а также развивать координацию движений и тонкую моторику рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Пальчиковая игра «Капелька» Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.

Кап-кап, тук-тук

Дождик по дорожке.

Ловят дети капли эти

Выставив ладошки.

Сколько капелек поймали?

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем капли рисовать!

Пальчиковая игра «До свидания, журавли». Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.

- "До свиданья, до свиданья,

- Возвращайтесь поскорей! " -

- Провожаем, провожаем

- В путь-дорогу журавлей.

Пальчиковая игра «Заготавливаем капусту» Цель: развивать координацию движений и тонкую моторику рук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту режем, режем

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем

Мы морковку трем, трем

Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели. Цель сюжетно-ролевых игр развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Например. «Семья» Цель: формировать начальные навыки ролевого поведения. «Поликлиника» Цель: учить повторять несложные фразы. «В гости кукла к нам пришла» Цель: активизировать речь детей, помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре.

Для малыша работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка.
Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая задачи: они развивают мышление, речь, формируют организованность и самостоятельность, открывают радость познания и творчества.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.

Перспектива на будущее: Разработать перспективу проекта “Игра как средство развития речи” во 2 младшей группе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему : Игра как средство развития речи

Цель проекта:      Развитие речевой активности и коммуни...

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн...

проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей".

Цель проекта: Развитие сюжетно-ролевой игры .как средство развития речи и основной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи:1 Образовательная –учить выполнять игровые действия в соот...

Проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель данного проекта формировать и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру....

Исследовательский проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сущность сюжетно- ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что д...