Упражнения и игровые задания коммуникативного характера (занятие с педагогами ДОУ)
методическая разработка на тему

Рейнгард Светлана Владимировна

Перечислены наиболее эффективные упражнения на заимодействие и развитие коммуникативных качеств у педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

     Тест «Искусство общения» поможет определить в самых общих чертах такой немаловажный личностный фактор, как коммуникативный контроль, или, выражаясь проще, насколько мы умеем владеть собой в процессе общения  с другими людьми.

     Прежде всего, вам предстоит определить, согласны ли вы со следующими утверждениями:

  1. Мне кажется трудным искусство подражать  поведению других людей.
  2. Я бы, пожалуй, смог свалять дурака, чтобы привлечь внимание к себе или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко , чем есть  на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
  10.  Я всегда такой, каким кажусь.

     Начислите себе по одному баллу за отрицательные ответы  на 1, 5  и 7-й вопросы и по одному баллу за положительные ответы  на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если  вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее.

     0 – 3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль; ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости  от ситуации; вы способны к искреннему самораскрытию в общении; некоторые считают вас неудобным в общении по причине вашей прямолинейности.

     4 – 6 балов – у вас средний коммуникативный контроль; вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении  с окружающими  людьми.

     7 – 10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль; вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

     Упражнение «Мостик»

     Цель: нахождение путей  взаимодействия сотрудников между собой, выявление ролей (лидер – ведомый, лидер-лидер, ведомый – ведомый, партнеры).

    «Уважаемые коллеги! Прошу вас рассчитаться на 1 и 2 номера. Таким образом, у нас получилось две команды (первая команда - первые номера, вторая команда – вторые номера). Команды должны выстроится в две колонны. Перед вами мост, по которому нужно одновременно пройти двум участникам (по одному участнику из каждой команды) навстречу друг другу. Мост над пропастью. Нельзя: оступаться, заходить за края линии,  пропускать друг друга, стоять на одном месте пока другой участник пройдет».

     Рисуется вначале широкий мост, далее - узкий мост.  

     Выводы упражнения: цель у всех была одна, т.е. пройти по мосту на другую сторону. Пути достижения данной цели и проявленные вами в данной игре роли разные (кто-то стал ведущим, а кто-то ведомым, а какая-то пара действовала как партнеры с единой целью и т.п.).

     Упражнение «Рассказ»

     Выбираются 8 участников, семь из которых выходят за дверь, один остается. Ведущий зачитывает ему рассказ, который он пересказывает  второму участнику, второй – третьему, третий – четвертому и т.д. Когда  последний участник закончит пересказ   ведущий зачитывает первоначальный текст  рассказа.  

     Рассказ первому участнику читается ведущим один раз.

     Очень важно проследить динамику потери части информации в процессе её передачи.

     Рассказы  для запоминания

     «Я выехал на коне, рассчитывая прибыть на место к девяти часам. К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке. Погода неожиданно изменилась, начался холодный проливной дождь. Через четыре часа пути конь начал спотыкаться. Вдруг из травы выпорхнуло 7  куропаток. Не медля ни  секунды, я выстрелил из своего ружья. Конь вздрогнул. Подстреленных птиц я подобрал. На встречу с друзьями-охотниками я прибыл с добычей».

     «Корабль вошел в бухту, несмотря на сильное волнение моря. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. Восемнадцать моряков отпустили на берег. 10  человек пошли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали. В 23 часа все вернулись на корабль. Вскоре корабль отправился в другой порт».

 

     Выводы упражнения:

     Большая часть информации теряется в процессе её передачи. Процесс запоминания протекает значительно лучше, если есть мотивация ее запомнить и информация интересна индивиду.

     Упражнение «Сказка»

     Участникам тренинга предлагается придумать сказку на новый лад. Но перед этим  нужно выбрать одного участника,   который должен будет выйти за дверь.  Задача данного участника угадать с помощью вопросов название сказки, количество героев, задействованных в ней  и рассказать сюжет этой сказки. При этом есть одно условие: вопросы, которые участник будет задавать  всем остальным должны предполагать ответ «да» или «нет».  Всем собравшимся задается вопрос: «Кто готов выйти за дверь?»

     Участник выходит

     Оставшимся психолог говорит следующее: «А сейчас я вам открою маленький секрет никакую  сказку мы конечно придумывать не будем. Но когда участник зайдет к нам мы должны будем следующим образом отвечать на его вопросы: если вопрос оканчивается  на гласную, то отвечаем «да», если на согласную – отвечаем «нет». Все поняли ? Начинаем».

     Когда вышедший участник тренинга возвращается ему задается следующий вопрос: «Готов рассказать сказку?». После того как сказка рассказана задается вопрос к  «сочинявшим» сказку «Правильно угадал или нет?» Молодец. Но мы должны признаться, что никакую сказку мы не придумывали. Эту сказку сочинил ты сам.  

     Вывод: мы наглядно увидели как человек сам себе построил иллюзию общения. для того, чтобы получить более полную и по возможности достоверную информацию необходимо задавать открытые вопросы, переспрашивать собеседника «Правильно ли я вас понял…?», «Таким образом вы считаете…?»   и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

УПРАЖНЕНИЯ  И  ИГРОВЫЕ  ЗАДАНИЯКОММУНИКАТИВНОГО  ХАРАКТЕРА...

Игровое занятие для педагогов "Витаминиада"

Цель: формирование здорового образа жизни, пополнение знаний воспитателей о содержании витаминов в продуктах, об их роли в здоровье человека....

общеразвивающие упражнений сюжетно-игрового характера для детей старшего дошкольного возраста «Весёлые краски»

Данный материал может использоваться как зарядка в группе, как самостоятельная игра в группе, как часть занятия по физической культуре (ОРУ - игра)...

Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"

Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...

Игровые упражнения по лексическим темам для занятий с детьми 5-6 лет

Игровые упражнения по лексическим темам для домашних занятий...