ГАРМОНИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
методическая разработка на тему

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

          Многих педагогов, работающих в дошкольном учреждении, волнует вопрос: какими должны быть взаимоотношения детского сада и семьи? Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они могут целиком переложить на педагогов, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.

         Вместе с тем, ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает процесс, сотрудничать с педагогами, усилия последних могут оказаться напрасными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garmonichnye_vzaimootnosheniya_semi_i_detskogo_sada.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

А.Р. Шайхуллина, старший воспитатель,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 66», г. Нижнекамск, Республика Татарстан

ГАРМОНИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЕМЬИ

И ДЕТСКОГО САДА.

Многих педагогов, работающих в дошкольном учреждении, волнует вопрос: какими должны быть взаимоотношения детского сада и семьи? Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они могут целиком переложить на педагогов, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.

        Вместе с тем, ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает процесс, сотрудничать с педагогами, усилия последних могут оказаться напрасными. Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.

        Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение с педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

        Педагог дошкольного образовательного учреждения должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  1. Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  2. Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми.
  3. Узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их.
  4. Быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Всю работу по вовлечению родителей в деятельность ДОУ целесообразно проводить в три этапа:

  1. Выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей.
  2. Педагогическое просвещение родителей.
  3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности детского сада.

На первом этапе педагоги могут использовать беседы с родителями, наблюдения за детьми, опрос, анкетирование, «Почтовый ящик» и др.

Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармонично развитой личности желательно внедрять в практику работы коллективные и индивидуальные формы.

        Актуальны дни ознакомления с дошкольным учреждением. Собираясь отдать своего ребенка в детский сад, родители, несомненно, желают быть информированы об эстетике быта в ДОУ, об особенностях воспитательно-образовательной работы с детьми, о людях, ежедневно общающихся с ними. Для приглашенных в такие дни проводятся экскурсии по детскому саду, встречи со специалистами, работающими в дошкольном учреждении, дегустация блюд, демонстрируются видео- и фотоматериалы, выступления и высказывания детей и т.д.  Такая форма работы позволяет родителям составить представление о дошкольном учреждении: о его среде, педагогических кадрах, направлениях деятельности, оказываемых услугах, что дает возможность в дальнейшем определить, насколько все это соответствует их потребностям и стремлениям в отношении развития и воспитания их ребенка. В то же время педагогическому коллективу появляется возможность скорректировать и разнообразить работу в ДОУ на основе учета интересов семей.

        Оказание помощи родителям в воспитании детей предусматривает повышение уровня психолого-педагогической культуры отцов и матерей. С этой целью в дошкольных учреждениях можно организовать книжные выставки. Вниманию родителей предлагается современная литература по педагогике и психологии, а также детские книжки для совместного прочтения по определенной теме. Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе для семейного чтения, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом.

Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития доверительных отношений в семье, что может быть достигнуто только при участии педагогов, родителей и детей.

        Положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей является организация совместных детско-родительских праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса. Родители обычно с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях: читают детские стихи, поют вместе песни, играют на музыкальных инструментах, показывают свои знания, эрудицию, смекалку, ловкость. При этом важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.

Так, например, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания.

        Популярными для встреч с родителями являются утренники и праздники, концерты, выставки совместного творчества, тематические вечера и т.д.

Проведение дней открытых дверей является достаточно распространенной формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения, пишут отзывы, пожелания педагогам.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка. Родители могут лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, помочь в понимании его индивидуальных особенностей.

 Интересной формой сотрудничества может стать выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

Не следует забывать и наглядные формы работы: папки-передвижки, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, информационные стенды, видео-фильмы и др.

Зарекомендовала себя и такая традиционная форма, как родительские собрания. Однако, следует изменить не только их структуру, но и считаться с мнением родителей при определении тематики. Структура может включать следующие компоненты:

- раскрытие актуальности выбранной темы воспитателем (руководителем) ДОУ;

- презентации по представлению опыта семейного воспитания;

- выступление специалиста (по запросу родителей) из опыта работы с использованием ИКТ;

- обсуждение педагогических ситуаций (форма проведения может быть в виде деловой игры, брейн-ринга и т.д.);

- просмотр видеофильма из жизни группы;

- выступления родителей;

- открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов с использованием ИКТ;

- выступления детей, инсценировки;

- подведение итогов.

Таким образом, работа родителей и педагогов в дошкольном учреждении носит ярко выраженный характер сотрудничества и с каждым годом меняется содержание и формы взаимоотношений.

Для создания оптимальных взаимоотношений между семьей и ДОУ необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Родители должны быть уверены в достойном отношении педагога к ребенку, чувствовать его компетентность в вопросах воспитания и ценить личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Список литературы

  1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224с.
  2. Детский сад. Научно-методический журнал для педагогов и родителей от А до Я. - № 4, 2012г.
  3. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал. - № 5, 2007г.
  4. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2006, № 4.
  5. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2008, № 3.
  6. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  7. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении. М.: Планета, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи, детского сада и школы – залог успешного обучения ребенка"

Рассказано о взаимодействии семьи, школы и детского сада...

Детский сад - семье, семья - детскому саду

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, б...

Адаптация и взаимоотношения в детском саду

Общение со сверстниками в детском саду - первый опыт активной социализации....

Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.

Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...

Сценарий совместного детско-родительского досуга "Конкурс "семья Детского сада"

Данное мероприятие проводилось с детьми ОВЗ и их родителями с целью поддержки семьи и обучению способам саморегуляции и выхода из сложных педагогических ситуаций, а также с целью привлечения родилтеле...

ПОУЧАТЬ или ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ? Роль Семейной гостиной в формировании крепких положительных взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников.

В данной статье приведен портрет современных родителей (амбициозных и высококомпетентных в профессиональном плане, обеспокоенных проблемами быта, занятых работой и мало эмоциональных со своими детьми)...