Коспект логопедического занятия на автоматизацию звука Ш.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ульянова Елена Анатольевна

Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtom_sh.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема: автоматизация звука [Ш]

 



 


Выполнила:  учитель-логопед Ульянова Елена Анатольевна


Тема: звук [Ш]

Цели:

  1. Автоматизировать звук [ш] в речи. Закрепить умение ребенка правильно произносить и артикулировать звук [ш] в прямых и обратных слогах, в словах (в позиции под ударением, без ударения, со стечением согласных в слоге), в речи .
  2. Развивать навык фонематического восприятия: научить ребенка определять наличие звука [ш] в слове.
  3. Развивать навык фонематического анализа и синтеза: учить определять позицию звука [ш] в слове.
  4. Развивать линейную память: довести объем линейной памяти до 5 единиц.

Оборудование:

  1. Зеркало
  2. Наглядный материал
  1. Предметные картинки:
  • Шляпа, шуба, лягушка, чашка, карандаш, душ

Ш-------------

-------Ш-------

------------Ш

шар

кошка

малыш

  • Дерево, улитка, кошка, арбуз, апельсин, шар, шапка
  1. Сюжетные картинки
  • Мишка едет на лошадке.
  • Мишка и кошка играют в шахматы.
  • Мишка шьет на швейной машине рубашку.
  • Мишка и кошка идут в школу.
  • Мишка едет на машине.

  1. Лексический материал
  1. Чистоговорка

Шесть мышат в камышах шуршат.

  1. Прямые и обратные слоги:
  • ша, ши, ше, шо, шу  - аш, ыш, еш, ош, уш
  1. Слова :
  1. [Ш] в прямом слоге под ударением

ша                ши                ше                шо                шу

шар                шишка        мишень        шорох        шустрый

шапка                шина                ошейник        горшок        прошу

шаль                машина        шея                петушок        шутка

  1. [Ш] в прямом слоге без ударения

ша                шу                ши

каша                шуруп                широкий

Даша                шутить        шиповник

крыша        чешуя                уши

  1. [Ш] в слогах со стечением согласных

шк                шм                шн                шп                шл                шт

шкаф                шмель        шнурок        шпион        шланг                штора

школа                                вишня        шпала        шлем                штука

шкура                                                                шляпа        штурвал


  1. [Ш] в обратном слоге под ударением

аш                ош                уш                ыш                

башня        кошка                ушки                мышка        

чашка                крошка        лягушка        крышка

кашка                окошко        подушка        малыш

  1. [Ш] в обратном слоге без ударения

аш                уш                ыш

башмак        бабушка        ландыш

каштан        дедушка        донышко

  1. Отрывок из стихотворения

Пляшут мышки – шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать малышке.

  1. Слова для развития фонематического восприятия

Маша, магазин, ботинки, машина, дорога, кошка, школа, молоко, лягушка, зебра, жук, малыш, буква, окно, душ.


Ход занятия:

  1. Организационный момент
  • Самомассаж биологически активных зон

Л: Руки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.

А теперь погладим пальцами мы щечки

  1. Сообщение темы

Л: Послушай чистоговорку и скажи, какой звук в ней слышится часто:

Шесть мышат в камышах шуршат

Р: Звук «Ш»

Л: Правильно ! Сегодня мы продолжим работать со звуком «Ш», научимся употреблять его в словах и предложениях

  1. Уточнение артикуляционного уклада

Логопед садится вместе с ребенком перед зеркалом и принимает правильную артикуляционную позу:

  • губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • широкий язык наверху, образует «чашечку»
  • тёплая воздушная струя идет по центру языка
  • горло молчит

Л: А теперь накачаем насосом колесо: «ш – ш – ш» ( звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: «ШШ…шш..шш» ( звук произносится плавно, с переходом на шепот)

  1. Автоматизация звука [ ш ] в слогах

Л: Сейчас я буду произносить слоги, а ты их повторяй за мной

ша – ша – ша                 ->        аш – аш – аш

ши – ши – ши                ->        ыш – ыш – ыш

ше – ше – ше                 ->        еш – еш – еш

шо – шо – шо                 ->        ош – ош – ош

шу – шу – шу                ->        уш – уш – уш

  1. Автоматизация звука [ ш ] в словах

Л: Я буду говорить слово, ты его повторяй два раза

  1. [Ш] в прямом слоге под ударением

ша                ши                ше                шо                шу

шар                шишка        мишень        шорох        шустрый

шапка                шина                ошейник        горшок        прошу

шаль                машина        шея                петушок        шутка

  1. [Ш] в прямом слоге без ударения

ша                шу                ши

каша                шуруп                широкий

Даша                шутить        шиповник

крыша        чешуя                уши

  1. [Ш] в слогах со стечением согласных

шк                шм                шн                шп                шл                шт

шкаф                шмель        шнурок        шпион        шланг                штора

школа                                вишня        шпала        шлем                штука

шкура                                                                шляпа        штурвал

  1. [Ш] в обратном слоге под ударением

аш                ош                уш                ыш                

башня        кошка                ушки                мышка        

чашка                крошка        лягушка        крышка

кашка                окошко        подушка        малыш

  1. [Ш] в обратном слоге без ударения

аш                уш                ыш

башмак        бабушка        ландыш

каштан        дедушка        донышко

Л: Молодец !

  1. Закрепление правильного произношения звука [ ш ] в речи

Л: Придумай предложения по картинкам и проговори их.

  • Мишка едет на лошадке.
  • Мишка и кошка играют в шахматы.
  • Мишка шьет на швейной машине рубашку.
  • Мишка и кошка идут в школу.
  • Мишка едет на машине.
  1. Динамическая пауза

Текст читается два раза. Сначала ребенок стоит на одной ноге, потом на другой.

Очень трудно так стоять –

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

  1. Развитие навыка фонематического восприятия

Л: Вот тебе синий кружок.Я буду произносить слова. Когда услышишь слово со звуком [ ш ], подними кружок.

Маша, магазин, ботинки, машина, дорога, кошка, школа, молоко, лягушка, зебра, жук, малыш, буква, окно, душ.

  1. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза

Л: У меня есть картинки. Разложи эти картинки на три стопки по образцу:

Ш-------------

-------Ш-------

------------Ш

шар

кошка

малыш

Картинки:

Шляпа, шуба, лягушка, чашка, карандаш, душ

Л: Где стоит звук «Ш» в этих словах ?

Р: шляпа, шуба – в начале слова, лягушка, чашка – в середине, карандаш, душ – в конце.

Л: Следующее задание. Теперь попробуй сам сложить слова. Вот тебе карточки. Из первых звуков названий карточек сложи слово.

  • Дерево, улитка, шар ->  душ
  • Кошка , арбуз, шапка, апельсин -> каша

  1. Развитие линейной памяти

Л: Помнишь, ты составлял предложения по картинкам ? Сейчас я тебе их покажу ещё раз, потом уберу. А ты должен будешь назвать пять предметов ( слов ) со звуком [ ш ], которые есть на этих картинках.

Ребенок вспоминает слова: мишка, кошка, машина, лошадка, шахматы (школа).

  1. Итог занятия

Л: Молодец ! Справился со всеми заданиями. Какой звук ты научился употреблять в речи ? Правильно – звук [ ш ]. Получай за это воздушный шарик !

  1. Домашнее задание

Л: Пожалуйста, дома потренируйся правильно произносить [ ш ] и выучи, пожалуйста, маленькое стихотворение:

Пляшут мышки – шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать малышке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Коспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р в слогах и словах

На занятии использованы информационные, игровые и здоровье сберегающие технологии....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»

конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....