Проект мероприятия "Малая Родина"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чевтайкина Татьяна Петровна

Формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский)
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование -чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Для более успешной работы по патриотическому воспитанию я взяла метод проекта. Проект—это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.
Проект «Моя малая Родина Мордовия» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Моя малая Родина Мордовия" для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание.
Введение 
Глава 1.Гражданско-патриотическое воспитание дошкольника.
Глава 2.Педагогическое обоснование методы и формы работы над проектом. 
2.1 План реализации творческого проекта «Моя малая Родина Мордовия»
2.2 Практическая реализация проекта «Моя малая Родина Мордовия».
Заключение.
Список литературы
Приложение

Введение:

Формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский)
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование -чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Для более успешной работы по патриотическому воспитанию я взяла метод проекта. Проект—это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.
Проект «Моя малая Родина Мордовия» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.


Актуальность темы проекта: мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Одним из перспективных методов, способствующих задач гражданско -патриотического воспитания дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него. 

Метод проектирование деятельности дошкольников позволяет совершенствовать навыки целепологания и проблематизации, что несомненно способствует вхождению ребенка в окружающий мир. Этнос имеет огромное значение на способность ребенка благоприятно социализироваться. Проводя образовательную ситуацию по теме «Мои соседи» при организованной образовательной деятельности по теме «Моя малая родина», выявила недостаточность знаний о знаменитых людях своего город а, о достопримечательностях и памятниках, которые находятся на территории поселения дошкольники имели очень скудные знания поэтому, разработан проект «Моя малая Родина» Этот проект значим для всех участников проекта: 
• У детей формируются навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков
в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном городе, о полезных ископаемых, добываемых на территории поселения, традициях и истории возникновения.
• Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности ,который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлечь родителей для пополнения 
• предметно развивающей среды группы и знаний детей.
• Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников, уважение к людям труда, ветеранам ВОВ. 
Совместно с детьми мы составляли альбомы «Город родной – край мой дорогой», «Дорога от дома до детского сада», в которые вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов. Важную роль в развитии толерантности, терпимость одного народа к другому, в воспитании уважения к сверстникам и взрослым играет чтение доступных для детей этого возраста текстов художественных произведений, рассказывание им сказок и других произведений устного творчества народов разных национальностей, так как группу посещают дети бурятской и русской национальности. Проводились беседы с родителями и детьми о городе Саранск.
Данный проект целесообразно использовать для развития толерантности и патриотизма старших дошкольников. 
• Привлечь детей и взрослых к составлению альбома «Моя Мордовия», сделать их активными участниками проекта.
• Результатом их деятельности в рамках проекта должен стать альбом (рисунки домов, фотографии или рисунки зданий где работают родители).
Гипотеза: воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом — большое благо. Всё хорошее начинается с сродного дома и матери—хранительнице очага.
Цель проекта: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
• Обогатить знания о достопримечательностях родного города.
• Воспитывать гордость за свой город.
• Формирование любви к родному городу

   Привлечение родителей к сотрудничеству с ДУ. 
• Активизация творческого потенциала родителей. 
• Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
• Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. 
• Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения. 
• Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей. 
• Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр. 
• Создать наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
• Способствовать объединению детей и взрослых различного положения.
• Обеспечить условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
• Активизация познавательного интереса к объектам социального мира.
• Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего города, особенностях ландшафта, зданий определяющие архитектурный облик нашего города.
• Соблюдать права ребёнка на игру, досуг, на свою территорию
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемый результат

Дети могут знать и называть место проживания: город, некоторые предприятия родного города и их значимость;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь. 
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
Получение первого опыта рефлексии(самооценки)
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия. Пополнение развивающей среды группы альбомом о посёлке, исторических местах посёлка.
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Для настроенности на выполнение задания предлагаются темы, понятные каждому и важные для всех.
«Мой дом – моя крепость»
«Самый красивый дом»
«Дом моей мечты»
«Счастливый дом»
«Сказочный дом»
«Дом на самой красивой улице».

Глава 1.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Она (идея патриотизма) отражена в частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи. 
Слово «патриотизм» образовано от греческого «патрис»- «родина». Преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. 
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её. 
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. 
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна - моя планета) .
Поставив перед собой эту задачу, я столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: 
для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста. 
На начальном этапе работы над темой мы столкнулись со следующими проблемами:
-мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами;
-отсутствие пособий, методики по приобщению к нашей малой Родине. 
-отсутствие наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр, 
-систематизированного художественного слова. 
Мы должны продумывать, о чём рассказывать детям, особо выделяя характерные особенности нашей местности, доступно показать связь родного села со всей страной. 
Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной. 
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Мордовии, как и в других республиках, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. 
Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России. 
Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;
- сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях. Помимо познавательных занятий предусмотрен ряд мероприятий. Материал проекта представлен блоками:
-познавательно-краеведческим, 
-эколого-краеведческим
-художественно-эстетическим, 
-физкультурно-познавательным. 
Результаты работы в ходе реализации проекта:
- подобран литературный материал о малой Родине, сделан альбом со стихотворениями о Родине, о крае, о родной земле, стихотворения местных поэтов о Мордовии, о наших реках, пословицы и поговорки о труде, Родине. 
- приобретён и изготовлен иллюстративный материал по теме (Карта Российской Федерации, Символика России: это герб, изображение флага, изображение президента РФ-Путина В.В. ;
- фотографии достопримечательностей нашего города; карта республики Мордовия, герб. 
- изготовлены дидактические игры;
Со всеми участниками проекта проведены различные мероприятия: 
- обсуждение проекта с детьми, педагогами, согласование с родителями (родители признали тему актуальной и приняли активное участие в реализации проекта) ;
- проводятся познавательные занятия со старшими дошкольниками, беседы, экскурсии, целевые прогулки;
- организация игровой деятельности (дидактических и словесных игр) ;
- изготовление и демонстрация продуктов детской деятельности (организация выставок) .
Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории села, культуре малой Родины появились. 
Я считаю, что патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с родным селом, краем - не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.

Глава 2

Меняются времена, эпохи ,люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Самое большое счастье для родителей –вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - это и есть воспитание нравственно патриотических чувств у дошкольников. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы. средства, технологии. Использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Формы работы с детьми по проекту:
1.Целевые прогулки к памятникам боевой славы, улицам, экскурсия в музей.
2.Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
3.Чтение художественной литературы—о защитниках родной земли, Отечества.
4.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильма о подвигах русских людей.
5.Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашейреспублики.
6.Встреча с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях «День матери», «День победы», «Папин праздник».
7.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов , буклетов.

Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
По числу участников проекта: групповой (15-20, все желающие)
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум—библиотека.
По профилю знаний: область социализация.
По типу объекта проектирования: социальный.

План реализации проекта.

Встреча и регистрация участников.
Объяснение задания.
Изображение своего дома.
Здания в которых работают родители.
Монтаж рисунков и фотографий в альбом.
Выставка, обсуждение альбома, придумывание названия.

Этапы работы над проектом.

1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей города Саранск.
Вопросы к детям: 
Как называется наш город?
Как называется улица на которой вы живете?
Что больше всего нравится в городе Саранск?
Что изображено на флаге и гербе нашей республики Мордовия?
2 – этап: Разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
Подобрать литературу и иллюстрации по теме.

Составить план мероприятий.
Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.
3 – этап: Реализация проекта.
Познавательное развитие.
Цель: Дать научно – достоверные знания об истории города, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.

Формы работы:

Просмотр фото, видеоматериалов о городе Саранск и республике Мордовия.
Экскурсия в детскую библиотеку. 
Знакомство с разными профессиями жителей нашего города. 
Посещение краеведческого музея.
Пригласить в группу людей разных профессий.
Речевое развитие.
Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.
Формы работы: 
Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине. 
Пальчиковые игры: Наш город. Сколько жителей у нас.
Составление творческих рассказов.
Чтение стихов и рассказов жителей нашего города.
Составление описательных рассказов о достопримечательностях города.

Художественное творчество:

Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.
Формы работы: 
Рисование по теме «Мой дом», « Моя семья», « Улицы моего города».
Коллективная работа « Наш детский сад».
Конструирование из строительного материала.
Изготовление аппликации «Город будущего».
Выставка поделок, рисунков, фотографий.
Игровая деятельность.
Цель: Закрепить образные обороты речи.

Формы работы:

Дидактические и настольные игры: « Найди флаг».
Сюжетно ролевые игры: « Библиотека», « Парикмахерская», «Магазин».
Музыкально – театрализованная деятельность.
Цель: Развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Разучивание песни « О дружбе». «Мордовия»
Прослушивание авторских песен о нашем городе.
Передача образов людей разных профессий.
Игра – драматизация « Все мы жители города»
Работа с родителями.
Цель: Привлечь родителей к мероприятиям проводимым в группе. 
Формы работы:
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина»
Попросить родителей посетить вместе с детьми краеведческий музей.
Подбор интересных сведений о городе.
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в городе.
Попросить принести фотографии родителей бабушек, дедушек на предприятиях нашего города. Выполнение домашних творческих работ.
4 – этап: Анализ
Обработка и оформление материалов.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
5 – этап: Презентация проекта.
Итоговое мероприятие « Моя малая родина».
Выставка работ по теме « Моя малая родина»

Образовательная деятельность: познание, социализация, коммуникация: сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад» «Семья», «Кто работает в детском саду?», «День рождения», «Профессии моих родителей». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живём в детском саду», « Моё имя», «Моя комната». Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково», «У меня есть голова». Познание, коммуникация, социализация, речь и речевое развитие: составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», «Моё любимое занятие», « Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» Сотворчество детей и родителей по теме проекта. Чтение художественной литературы, литературная речь, словесное искусство: чтение рассказов: «Моя бабушка», С.Капутикян; «Мой дедушка» Р.Газматов, «Мама» Ю.Яковлев, «О мальчиках и девочках» С.Маршак, «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Е.Успенский, «Бабушкины руки» Л.Квитко, «Не мешайте мне трудится» Е.Благинина..
Художественное творчество: рисование «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи». Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад»»Мы любим трудиться». Сотворчество детей и родителей: «встреча гостей», «Мой дом».
Организованная образовательная деятельность: «Состав семьи», «Работа моих родителей»; беседы: «Любимый отдых членов моей семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», экскурсии по детскому саду.
Социализация, коммуникация, художественное творчество: выпуски семейных газет; создание альбомов; создание библиотеки: книги о родном крае, Москве, наборы открыток.
Здоровье, физическая культура: беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Микробы и мыло», составление правил безопасного поведения на улице, в группе и дома. Физкультурный досуг «Зимние забавы» 
Музыка: проведение праздников «Мамин день», «День защитника Отечества», «День победы», разучивание песен о детском саде, доме, о маме.
Взаимодействие с родителями: создание эмоционально-благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?». Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд. Составление альбома «Моя малая Родина Мордовия».

Наш дом.

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной 
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну—наш общий дом.


В.Степанов.

Перспективный план работы по проекту «Моя малая Родина Мордовия».

Сентябрь:
• Целевая прогулка по близлежащим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.
• Мой родной город.
• Беседа о домашних адресах.
• Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
• Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
• Беседы: «О названиях улиц», чтение стихотворений о родном городе.
• Подбирать материал к созданию альбома «Моя малая Родина Мордовия».
Цель:
Формировать представление о родном городе, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города.
Октябрь:
• Целевая прогулка по близлежащей улице. Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад.
• Целевая прогулка по близлежащей улицы. Обратить внимание на работу дворника, на чистоту территории детского сада.
• Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.
• Беседа о том, что полезного сделали люди. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.
• Дидактические игры: «Кто где работает?», «Где люди живут?»,
• Беседы: «О домашних адресах», о профессиях (где и кем работают родители)
• Продолжать собирать материал по созданию альбома.
Цель:
Формировать представления детей о городе в котором они живут, уточнить знания о своей улице, воспитывать любовь к своему городу.
Ноябрь:
• Занятие «Город-Саранск».
• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке на тему: «Город-Саранск».
• Экскурсия к памятникам нашего города.
• Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в городе  много улиц с разными названиями. Пополнение альбома материалом.
• Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?»
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, о зданиях нашего города.
• Беседа: конструирование образовательной ситуации «Где строят города, посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами—рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей Родины—Москва).
Цель:
Формировать представление о родном городе, о его достопримечательностях, уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного города, воспитывать любовь к родному городу.
Декабрь:
• Побеседовать с детьми, кто где был в родном городе, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии.
• Проблемные ситуации на тему, почему нужно знать свой домашний адрес: название улицы, номер дома, фамилию.
• Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад и названия улиц, на которых живут дети. 
• Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили в музей, и посмотрели материал, как появился наш город.
• Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю?», «Что предмет расскажет о себе».
• Беседа: «Кто заботится о нас в детском саду», «О помощи взрослым».
• Пополнение альбома.
Цель:
Формировать представление о том, что наш посёлок это маленькая частица нашей большой Родины—России, познакомить с историческим прошлым нашего города.
Январь:
• Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе.
• Показать красивые здания.
• Беседа с детьми о правилах движения по улицам посёлка, рассказать что означают те или иные знаки дорожного движения.
• Чтение стихотворений о нашем городе, познакомит с писателями, кто написал эти стихотворения.
• Рассказы детей об улицах на которых они живут.
• Дидактические игры: «Где находится памятник?», «Кем быть?».
• Беседы: «Я и взрослые люди», «Я и моя семья», «Быт и основные занятия русских людей». Познавательное сообщение «Природа и города России».
• Работа со схемой «Как дойти до детского сада и по каким улицам».
Цель:
Дать представление о Родине-России, развивать умение ориентироваться по карте, находить свою страну, свой город, воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Февраль:
• Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад, рассматривание здания детского сада, из какого материала сделан детский сад.
• Рассматривание памятника героям, павшим, защищая Родину, фотографий и иллюстраций. 
• Предложить родителям посетить вместе с детьми памятник, кто погиб защищая Родину.
• Беседа с детьми, которые были с родителями у памятника героям, погибшим, защищая своё отечество, предложить им рассказать, что они видели.
• Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию».
• Беседа «Детский сад—моя вторая семья», Традиции нашего города».
• Работа с родителями: рассказать детям о прохождении службы в армии, в каких частях, в каком городе они служили.
Цель:
Формировать представление о Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному городу.
Март:
• Беседа с детьми о родном городе, как называется, что детям нравится, где они были.
• Беседа о труде тех, кто строит дома.
• Беседа с детьми о том, как называют жителей родного города. Что делают его жители, чтобы родной город был красивее, что могут сделать дети.
• Рассматривание иллюстраций о городе. Закрепление знаний. Чтение главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денёк».
• Дидактические игры: «Кто где работает», «Что из чего сделано».
• Беседы: «Наши имена и фамилии», «Я и моя семья», «Сколько мам в твоей семье?».
• Рассматривание фотографий современной застройки нашего города.
• Работа с картой Мордовии.
Цель:
Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости, за свою страну Россию, продолжать знакомить с символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России, нашего города.
Апрель:
• Уточнение домашних адресов детей; напомнить, что в городе много улиц, и у каждой есть своё название.
• Рассмотреть в книжном уголке иллюстрационный материал о родном городе.
• Целевая прогулка по близлежащим улицам. Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города.
• Беседа с родителями о приближающемся празднике Дне Победы. Посоветовать посетить с детьми праздник посвящённый Дню Победы.
• Дидактические игры: «Кем быть?» «Знаешь ли ты свой город?».
• Беседы: «Без семьи нет счастья», «О помощи старшим», «Человек без Родины - что соловей без песни». 
• Создание макета: «Прошлое жилище». Конкурс рисунков на тему: «Город в котором я живу».
Цель:
Продолжать знакомить детей с нашей огромной страной, воспитывать любовь к нашей малой Родине, где родились, где живём.
Май:
• Занятие «Наша малая Родина Мордовия»
• Беседа с детьми о том, как жители города весной стараются сделать его красивым.
• Закрепление знаний о нашем городе, о нашей малой Родине, рассмотреть иллюстрации, фотографии.
• Подведение итогов работы по проекту «Моя малая Родина Мордовия»
• Дидактические игры: «Где я живу», «Кому что нужно для работы», «Назови свой адрес»
• Беседы: «Мой дом—моя крепость»
• Рассматривание альбома о родном городе.
• Конкурс знатоков родного города. Прослушивание песен о доме, игр.
• Выставка детских работ на тему: «Мой праздничный город»
Цель:
Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать восхищение красотой русской природы. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ. 

А эти строки написали поэты нашей Мордовии о нашей малой Родине, о наших земляках, о красивых местах.

                 Вся она -от избы бревенчатой
                 До Кремля -нам навек дорога! (П. Торопкин)
                  
                 Я навек с твоей судьбою связан,
                  Сурская родная сторона.          
                  
                 Я немало походил по свету,
                 Но везде я образ твой берег. (И .Пиняев)

                 Я горжусь, что я рожден в России… 
                  
                  Для меня ты есть одна на свете.
                  За тобой пойду в любую даль.
                  За тебя я каждый день в ответе.
                  За тебя и жизни мне не жаль…

                  Пусть же вечно радует 
                  Небо и земля!
                  Хорошеет вечно
                  Родина моя!          (Г.Грацилев)


                  Огни Мордовии моей
                  Мерцают, как глаза живые,
                  Сливаясь с трепетом огней
                  Великой Матери-России.     (И.Калинкин)
             
                  Без тебя мне не прожить и часу…
                  
                 …После долгой тягостной разлуки
                  Я к тебе, Мордовия, иду,
                  И твои натруженные руки
                  У сельчан целую на виду… (А.Моро)
                   
                   Никакая 
                   Сторона другая
                   Край мордовский
                   Не заменит мне.          (Н. Эркай)

Главное богатство—Люди!
Мордовскую землю прославили многие замечательные люди, уроженцы республики, а также те, чьим трудом гордятся земляки, один из них это писатель И.М.Девин.

Известный писатель, Лауреат премии Комсомола Мордовии.

Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. 

Заключение:

Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.

1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья» «Мой дом».

2.Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности. 

3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.

4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашей республике, «Малой Родины Мордовии».

5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности. 

6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

Список литературы:

1.Н.В.Микляева , Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
7. Интернет ресурсы.
8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.

Приложение.

Анкета для родителей.
(какими навыками владеет ребёнок)
• Знает и называет адрес.
• Знает называет свой номер телефона
• Называет улицу и номер дома.
• Называет название посёлка.
• Может назвать своё имя, отчество, фамилию.
• Может назвать имя, отчество мамы и папы.
• Знает своих бабушек и дедушек.
• Где работают родители.
• Знают и называют нашу красавицу Саранку.
• Показывают на карте Мордовию, Россию.
• Называют города .
• Называют памятники и мемориальные доски нашего города.

• Называют название нашего детского сада «Солнышко». 

Анкета для детей:
Как называется наша страна?
Как называется город в котором ты живёшь?
Сколько лет городу?
Какие улицы знаешь?
Что ты хотел бы узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша Родина Россия"

Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...

Проект "Моя родина - Колпино"

Проект  "Моя родина - Колпино",  реализованный в старшей логпедической группе....

проект "Жить -Родине служить"

Материал может быть использован на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, художественному чтению. Сценарий КВНа можно использовать в работе с родителями....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Разработка и реализация игрового образовательного проекта в детском саду. ПРОЕКТ «Защитник Родины»

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ...

проект "Будем Родине служить- будем Родину любить"

Российский воин бережетРодной страны покой и славу,Он на посту, и наш народГордится армией по праву.Спокойно дети пусть растутВ любимой солнечной Отчизне.Он охраняет мир и труд,Прекрасный труд во имя ...