Предметно-развивающая среда
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме
Детская лаборатория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_starshiy_vozrast.doc | 173.5 КБ |
eksperimentgr_no5.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
План на Сентябрь месяц
Неделя месяца месяца | Тема Реальные события в окружающем | Познавательно-исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?) | Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам? Как это сделать?) | Чтение художественной литературы (воображаемые события) | Игровая деятельность | Предметный материал |
1. | История письменности (книгопечатание) 1 сентября – День знаний | Путешествие по «реке времени» - к пиктографическому письму в древности. Сравнение письменности в древности, в старину, в настоящее время. | 1. Создание авторских книжек-раскладушек на 3-5 страницах (придумать и «записать» историю в картинках для детей младших групп). 2. Создание алфавита в технике пластинография. | Р. Киплинг «Как было написано первое письмо», «Как появился алфавит» С. Я. Маршак «Вчера и сегодня» | С/р игры: «Библиотека», «Школа». | Панно «река времени». Копировальная бумага, штампы, перьевые ручки и чернила, |
2 | Мир растений | Классификация растений: деревья, кусты, травы. Что общего: корень, ствол - стебель, листья, плоды – семена; чем они различаются: величиной, характером стебля Сортировка-классификация по выбранному основанию (например по характеру стебля – ствола). | 1. Создание гербария. 2. Для групповой художественной галереи: рисование – по теме «Хохломской узор». 3. Изготовление овощей и фруктов для игры в магазин. | Н. Ильина «Рассказ о кустах и деревьев» Е. Сегал «Азбука природы» | Д/и: «Дерево, куст, трава», «Найди лишнее» | Карточки- иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, трав, изделия хохломских мастеров, образцы выполнения основных элементов хохломской росписи |
3. | Виды строительных сооружений | Классификация строительных сооружений. Сравнение зданий в городе и деревне (чем они похожи и чем различаются). Сортировка – классификация зданий: что подойдет для города, что для деревни, отдельные сооружения (работа с таблицей). | 1. Макеты города и деревни: малоэтажные и многоэтажные дома, отдельные сооружения (мосты, железная дорога) из природного материала (творческое совместное заполнение пустого поля с опорой на карточки- иллюстрации) 2. Изготовление предметов для благоустройства города или деревни. | Б. Житков «Что я видел» Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина» | Конструирование из строительного материала, Лего, различные виды конструктора. С/р игры: «Строители». | Незаполненное поле для макета города или деревни. Карточки- иллюстрации строительных сооружений. Бросовый и природный материал. Разноцветная ткань, разные виды бумаги. |
4. | Виды минералов (камни) | Виды камней: сравнение, поиск оснований для классификации камней из коллекции. Сортировка-классификация камней на три группы: для сооружения зданий и дорог, для отделки помещений, для украшений. | 1. Создание коллекции камней. 2. Для групповой художественной галереи: дети конструируют и «превращают» камушки в разные образы; создают образы камней разными художественными техниками: из бумаги, соленого теста, пластилина и глины. | П. Бажов « Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка» В. Кудрявцева «Алмазная гора» | Д/и: «Волшебный мешочек», «Четвертый лишний». С/р игра «Магазин Самоцветов» | Коллекция камней. Разнообразные камни для художественного творчества, разные изоматериалы. Фотографии, иллюстрирующие использование камня человеком. |
Детские увлечения: | ||||||
План на Октябрь месяц | ||||||
1. | Времена года (сезоны) Осенний праздник в детском саду | Классификация времен года: осень, зима, весна, лето. Сравнение сезонов попарно, находя отличия, друг от друга. Какие природные явления и общественные события характерны для каждого сезона. | 1. Создание книги «Времена года» ( на основе своих рисунков по теме «Осень» дети составляют рассказ, сочиняют сказку, стихотворение). 2. Работа для групповой художественной галереи: поделки из бумаги, пластилина и природного материала (по схемам, творческие работы по словесному описанию). | С. Маршак «Круглый год» В. Бианки «Синичкин календарь», «Мышонок Пик» | Д/и: «Времена года», «Наоборот», развивать речь, логическое мышление. Д/и «Разрезные картинки», развивать образное и логическое мышление. | Небольшого формата репродукции пейзажей и жанровых картин, фотографии, вырезки из иллюстрированных журналов, схема «Круглый год» |
2. | Движение воздуха (ветер) | Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, безвкусный, без запаха. Наблюдается движение воздуха (теплый и холодный) его роль в жизни человека. Опыты, демонстрирующие движение воздуха (ветра) | 1. Изготовление самолетов, вееров и вертушек для опытов с воздушными потоками ( по графическим образцам). 2. Для групповой художественной галереи: рисование – по теме «Ветер, ветер ты могуч!»; лепка и аппликация – по теме «Летающие животные и насекомые» (творческая работа с опорой на наблюдения и иллюстративный материал). | О. Кургузов «По следам «Почемучки» Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы о подготовке воздушного шара и путешествие на нем) С. Жупанин «Нарисую ветер» С. Михалков «Три ветра» | С/р игры: «Летим на воздушном шаре», «Мы парашютисты» | Воздушные шары, салфетки, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка, Бумага разной фактуры, изоматериалы. Картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. |
3. | Поверхность земли и стороны света | Знакомство с картой, глобусом. Обсуждение, что и каким цветом обозначается на карте. Сравнение водного пространства (моря и океаны), суши (материки и острова), виды рельефа (равнины и горы) Опыт с компасом – определение сторон света. | 1. Для групповой художественной галереи: рисование, аппликация – по теме «Мой любимый ландшафт». | Ц. Агелов «Доброе утро, Земля!» | Д/и: «Найди на карте, глобусе», «Найди по описанию» | Физическая карта мира Глобус |
4. | Виды транспорта | Виды транспорта: сравнение, поиск оснований для классификации (среда передвижения, скорость). Заполнение классификационной таблицы (картинки-вырезки и надписи) |
2. Макет морского порта: из картона, бумаги, пластилина, бросовых материалов (творческое совместное заполнение пустого поля с опорой на иллюстрации, фотографии морских портов). | С. Маршак «Почта» С. Баруздин «Равви и Шаши» | Д/и: «Назови, какой транспорт», «Четвертый лишний», «Придумай предложение», «Реклама» | Иллюстрации-вырезки (транспорт) Незаполненное поле для макета |
Детские увлечения: |
План на Ноябрь месяц | ||||||
1. | Виды местности (природные ландшафты) | Классификация природных ландшафтов: лес – степь – пустыня. Сравнение, черты сходства и различия, зависимость характера растительности от климата (тепла и влаги). Путешествие по карте: «сквозь ландшафты» (маршрут путешествия Равви и Шаши) | 1. Работа для групповой художественной галереи: настроения поздней осени (творческие, по словесному описанию) | М. Ильина, Е. Сегал «Азбука природы» С. Баруздин «Равви и Шаши» | Д/и «Времена года», «Расшифруй слова», развивать мышление, воображения. Д/и «Разрезные картинки», развивать образное и логическое мышление. | Иллюстрации-вырезки (природные ландшафты), физическая карта мира. |
2. | Часть света - Австралия | Путешествие по карте – к берегам Австралии «сквозь ландшафты (эвкалиптовый лес, степь, пустыня). Сравнение, черты сходства и различия, зависимость внешнего вида от среды обитания. Обсуждение традиционных занятий австралийцев: овцеводы, охотники – аборигены. | 1. Изготовление макета Австралии: из картона, бумаги, пластилина, бросовых материалов (творческое совместное заполнение пустого поля с опорой на иллюстрации) | Р. Киплинг «Сказка о Старике Кенгуру» | С/р игра «Путешествие по Австралии». | Физическая карта мира Глобус Незаполненное поле для макета |
3. | Мир животных | Путешествие по «реке времени» - к динозаврам. Сравнение динозавров из детских коллекций. Сортировка- классификация (по среде обитания, величине) Современные потомки древних ящеров. Сказочные драконы | 1. Сказочные драконы для групповой художественной галереи (творческая работа по словесному описанию): живопись, лепка – по выбору (с опорой на репродукции, предметы прикладного искусства) 2. Изготовление предметов для игры – карточек лото (по графическим образцам, с использованием копировальной бумаги) | Короткие волшебные сказки о драконах. Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так» | Д/и: «Кто, где живет и чем питается», «Найди пару», «Найди по описанию», «Сравни зверей» | Панно «река времени» Незавершенное лото, копировальная бумага |
4. | Металлы (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита | Исследование предметов, обсуждение, из чего они сделаны, откуда берется металл. Опыт с магнитами и множествами мелких предметов из разных материалов (металла, дерева, пластмассы). Эксперимент с компасом (определение сторон света) | 1. Для групповой художественной галереи рисунки по сказке «Медной горы Хозяйка». | П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Медной горы Хозяйка» | Д/и «Мозайка», «Собери узор» (магнитная) | Предметы из разных материалов (металл, дерево, пластмасс) |
Детские увлечения: |
План на Декабрь месяц | ||||||
1. | Состояния и превращения вещества | Состояния и превращения вещества (твердое – жидкое – газообразное) Опыты: лед – вода – пар (заливка – замораживание, выпаривание – конденсация). Круговорот воды в природе | 1.Для групповой художественной галереи: иллюстрации к сказочной повести Д. Биссета – персонажи и события (творческая работа по словесному описанию) 2. Изготовление игрушечной мебели из спичечных коробков и цветной бумаги (по образцам и чертежам) | Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так» Д. Хармс, А. Введенский, О. Григорьев «Стихи-перевертыши» | С/ р игра «Лаборанты» Д/и «Наоборот» | Привлекательные образцы игрушечной мебели. |
2. | Северные земли и их обитатели | Путешествие по карте к землям Крайнего севера – вдоль Северного Ледовитого океана. Беседа о климате, среде обитания, как живут люди на Севере, чем занимаются. | 1. Изготовление украшений-сувениров для детей Крайнего Севера. 2. Работа для групповой художественной галереи: рисование узоров и элементов национальной одежды жителей Крайнего Севера. 3. Моделирование из фольги и цветной бумаги «Сказочные дворцы и замки» (по мотивам «Сказки о Снежной королевы» | Г. Х. Андерсен «Снежная королева» (Герда у лапландки и финки; описание чертогов Снежной королевы). | Национальные игры народов Крайнего Севера. | Физическая карта мира Глобус Иллюстрации-карточки |
3. | История моей семьи | Путешествие по «реке времени» - этапы взросления (детство, школьные годы, юность). Связь поколений, настоящее и прошлое своей семьи | 1. Изготовление украшений-сувениров для членов семьи. 2. Работа для групповой художественной галереи: рисование по теме «Моя семья» | А. Барто «Я расту» Д. Барри «Питер Пен и Венди» | С/р игра «Семья» Д/и «Что сначала, что потом» | Панно «реке времени». Фотографии членов семьи. |
4. | История жилища и бытоустройства | Путешествие по «реке времени» от настоящего в прошлое. Обсуждение, сравнение жизни современного человека с жизнью человека в древности. | 1. Изготовление макета старинного города-крепости из бумаги, картона, пластилина, бросового материала с опорой на разные иллюстрации. | Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе» | С/р игра «Семья» другие. | Иллюстрации по теме. Картон, пластилин, бросовый материал. |
Детские увлечения: |
План на Январь месяц | ||||||
2. | Часть света – Африка (вечное лето) | Путешествие по карте «сквозь ландшафты» Африки: пустыня, африканская степь, тропический лес (по маршруту персонажей сказки). Знакомство с растениями, животными, жилищами и занятиями людей (бедуины-кочевники в пустыне, охотники в степи и тропическом лесу), зависимость окраски и строения тела животных от среды обитания. | 1. Для групповой художественной галереи: коллективная композиция «Обитатели жарких стран» (лепка, рисование, аппликация) | Р. Киплинг «Как Леопард стал пятнистым» К. Чуковский «Доктор Айболит» | С/р игра «Путешествие по Африке». | Карточки-иллюстрации с изображением африканских животных, природных ландшафтов. Физическая карта мира Глобус |
3. | Часть света – Антарктида (вечная зима) | Путешествие по карте к берегам Антарктиды. Знакомство с местным ландшафтом (ледяная пустыня). Обсудить, что такое айсберг (ледяные острова), откуда они берутся; кто такой пингвин – птица или зверь, почему мы считаем пингвина птицей, есть ли еще птицы, которые не летают; чем занимаются и как живут зимовщики-полярники. | 1. Для групповой художественной галереи: лепка «Пингвиний пляж» (на льдине) 2. Панно «Отважные полярники (аппликация) 3. Рисование «Полярное сияние» | Г. Снегирев «Про пингвинов» | С/р игра «Путешествие по Антарктиде». | Физическая карта мира Глобус |
4. | История огня (освещение и тепло) | Путешествие по «реке времени». Сортировка осветительных и отопительных приборов по временам: настоящее время, в старину, в древности. | 1. Для групповой художественной галереи: лепка «Красивые подсвечники»; аппликация из ткани (по выкройке) «Красивые светильники»; рисование «Вечерний свет в окошках» | С. Маршак «Вчера и сегодня» И. Карнаухова «Русские богатыри: былины» | С/р игра «Пожарные» «Спасатели» Игра «Если возник пожар». Д/и «Загадки» | Карточки-иллюстрации по теме |
Детские увлечения: |
План на Февраль месяц | ||||||
1. | Часть света - Европа | Путешествие по карте в Европу (например в Париж). Знакомство с местными ландшафтами: природные ландшафты умеренных широт с лесами и спокойными реками, культурные ландшафты – возделанные поля, села и небольшие города, где живут люди, и чем они занимаются. Сравнение природы и жизни людей с нашей страной. | 1. Для групповой художественной галереи: рисование по теме «Национальный костюм» (рисование орнамента национальной одежды). | Р. Киплинг «Как Леопард стал пятнистым» К. Чуковский «Доктор Айболит» | С/р игра «Путешествие по Африке». Д/и: «Чья голова?», «Длинные слова», «Кроссворд» | Карточки-иллюстрации с изображением африканских животных, природных ландшафтов. Физическая карта мира Глобус |
2. | Часть света - Азия | Путешествие по карте в Индию, «сквозь ландшафты» Азии (горы, джунгли). Поиск аналогов азиатским животным и в других частях света. Обсуждение по иллюстрациям, в каких селениях и городах живут люди, чем занимаются. Практическое исследование: сравнения чая черного и зеленого, мелко-и крупнолистового. | 1. Для групповой художественной галереи: лепка коллективная «Топают по острову огромные слоны» | Г. Снегирев «Про пингвинов» С. Баруздин «Равви и Шаши» | С/р игра «Путешествие по Азии». Д/и: «На что похоже облачко», «Загадки – отгадки», «Угадай и покажи» | Физическая карта мира Глобус |
3. | Наша страна Россия | Путешествие по карте по России от Москвы до Владивостока «сквозь ландшафты»: Уральские горы, Сибирь и Дальний Восток. Сравнение с уже знакомыми ландшафтами, растительным и животным миром, чем занимаются люди. Сравнение флагов России и других стран. Рассмотрение герба России и беседа о его символическом значении. | 1.Русский сувенир – матрешка (по выбору детей использовать различные элементы росписи декоративно-прикладного искусства народов России) | А. Гайдар «Чук и Гек» С. Маршак «Веселое путешествие от А до Я» | Д/и: «Загадки – отгадки», «Кроссворд» С/р игра «Путешествие по России» | Политическая карта мира Физическая карта мира Глобус |
4. | История коммуникации (почта) | Путешествие по «реке времени» из настоящего в прошлое (в настоящее время – почта, телефон, радио, телевидение, компьютер; в старину – письмо и почтовая карета; в древности – гонец). Практическое исследование: письмо (адрес на конверте, марка) к месту назначения. Рассматривание коллекции марок. | 1. Создание коллекции марок. 2. Создание альбома «Марки» (предметное рисование с элементами аппликации) | С.Я. Маршак «Почта» | С/р игры: «Почта», «Семья» | Конверты, марки, карточки-иллюстрации по теме |
Детские увлечения: |
План на Март месяц | ||||||
1. | Виды профессий | Классификация профессий, с чем имеет дело человек на работе (работа с техникой, работа с живой природой, работа с людьми). Сравнение, черты сходства и различия. Обсуждение двойственных случаев (например, военный может иметь дело и с людьми и с техникой). Беседа на тему «Кем я хочу быть» | 1. Изготовление книг «Профессии в нашей семье». 2. Рисование для групповой художественной галереи по теме «Кем я буду, когда вырасту» 3. Подарок маме (украшение – сувенир) | С. Михалков «А что у вас?» В. Маяковский «Кем быть?» | Д/и: «Кто, где работает», «Один - много», «Что делает?» | Карточки-иллюстрации – профессии. |
3. | Состав и свойства почвы | Беседа что такое почва, из чего она состоит. Сравнение попарно, чем похожи и чем различаются разные виды почвы. Опыт: посев семя овса в разные виды почвы и дальнейшее наблюдение за ними. | 1. Коллективная работа «Плакат о защите природы». | М. Ильин «О чудесной кладовой» (фрагменты) Е. Сегал «Азбука природы» Е. Благинина «На моем окошке» | Д/и: «Путешествие в лес», «Путешествие в сад», «Слушаем внимательно» С/р игра «Садовник» | Ящички с разными видами почвы: чернозем, песок, глина, каменистая почва. |
4. | Условия жизни растений | Сравнение растения (овес) на разных стадиях прорастания. Обсуждение, что нужно для жизни и роста растений, чем оно питается, как зимует растение. Опыт – проверить рост растений в тени и на холоде, на свету и в тепле, регулярный полив и его отсутствие. | 1. Рисование для групповой художественной галереи: рисование с натуры «Что- что рядом с нами растет?» (комнатные растения) | О. Гаврилова «Времена года» | С/р игры: «Семья», «Ботанический сад», «Магазин цветов». | Семена растений (овес и др.) на разных стадиях прорастания. Дневник наблюдений. |
Океаны и их обитатели (подводный мир) Движение воды | Путешествие по карте и глобусу по водным пространствам – океанам. Знакомство с подводным миром и их обитателями (рыбами, осьминогами, крабами, моллюсками, кораллами, водорослями). Сравнение жизни на суше и в подводном мире. Обсуждение, почему в одних реках течение быстрое, в других – медленное, что такое водопад, почему он образуется; как узнать, быстрое течение в реке или медленное. Как люди используют силу воды на примерах иллюстраций. Опыты, демонстрирующие движение воды. | 1. Изготовление лодочек и пароходов для опытов с водой. 2. Лепка сюжетная по представлению «На дне морском». | А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»М. Лермонтов «Дары Терека» С. Я. Маршак «Война с Днепром» | С/р игра «Подводное путешествие» | Фотоиллюстрации бурных горных и спокойных равнинных рек, водопадов. Игрушечная водяная мельница. | |
Детские увлечения: |
План на Апрель месяц | ||||||
1. | История сухопутного транспорта | Путешествие по «реке времени». Беседа по иллюстрациям по теме «История транспорта». Сортировка карточек- иллюстраций по временам (в наше время, в старину, в древности). Сравнение маленьких коллекционных моделей автомобилей или их фотоиллюстраций. | 1. Изготовление транспорта из бросового материала (спичечные коробки, коробочки разного размера, цветная бумага, картон, изоматериал) | С. Маршак «Колёса» С. Баруздин «Сказка о трамвае» | Д/и: «Правила дорожного движения», «Назови, какой транспорт», «Четвертый лишний», «Придумай предложение», «Реклама» | Карточки-иллюстрации – транспорт. Коллекция моделей автомобилей. |
2. | История мореплавания воздухоплавания | Путешествие по «реке времени». Сравнение водного и воздушного транспорта по временам (древность, старина, настоящее время). | 1. Рисование- фантазирование для групповой художественной галереи «На далекой удивительной планете» 2. Лепка коллективная и аппликация (по выбору) «Наш космодром» | Б. Заходер «Если мне подарят лодку» Д. Свифт «Путешествия Гуллевера» М. Салье «Тысяча и одна ночь» - «Синдбад – мореход» | С/р игры: «Моряки», «Летчики», «Покорители космоса» Д/и «Сборы в космическое путешествие», «Планеты», «Полет на ракете» | Карточки-иллюстрации – транспорт. |
4. | Как «устроены» стихи | Обсуждение, чем стихотворение отличается от обычной речи, рассказа (рифма и ритм). На примере опытов фокса Микки из книги Саши Черного «Дневник фокса Микки (стихи и не стихи). Экспериментирование: придумывание рифмы, игра в буриме. | 1. Изготовление театрального реквизита: элементы костюмов и декораций к спектаклю (пальчиковый театр) | Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» глава «Как Незнайка сочинял стихи» Саша Черный «Дневник фокса Микки А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» Д. Хармс, А. Введенский, О. Григорьев и др. «Стихи – перевертыши» Лирика русских поэтов (осень) | Пальчиковые игры Д/и: «Буриме», «Рифма» | Различные изоматериалы для изготовление театрального реквизита. |
История профессий | Путешествие по «реке времени». Сортировка профессий по временам: в старину – сейчас. Обсуждение, почему некоторые профессии стали редкими и ненужными; какие есть сейчас, но их не было в старину; какие были в старину и остались сейчас. Беседа о торговле и связанной с ней истории денег. Сравнение старинных и современных монет, отечественных и иностранных. | 1. Создание коллекции монет. 2. Нарисовать, вырезать свои деньги, монеты разного достоинства, написать вывески, а потом поиграть в «магазин» со своими деньгами. | И. Такмакова «Букваринск» Г. Остер «Остров Эскадо» | Д/и: «Кто, где работает», «Один - много», «Что делает?» С/р игра «Магазин», «Семья» | Карточки-иллюстрации – профессии. | |
Детские увлечения: |
План на Май месяц | ||||||
2. | Оптические эффекты: микро- и макромир | Исследование мелких предметов с помощью луп, микроскопов, линз, биноклей, телескопа. Для чего нужны человеку эти приборы. Опытным путем выяснить, как можно с помощью оптических приборов увеличить, или уменьшить предмет, приблизить его или удалить | 1. Изготовление театрального реквизита: Элементы костюмов и декораций к драматизации произведения К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха» | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали» К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха» | С/р игры: «Лаборанты», «Исследователи» Д/и «Лото» | Лупы, микроскопы, линзы, бинокли, телескоп. |
3. | Свет и цвет в природе (как сделать радугу) | Опыты с лучом света (игра с солнечными зайчиками). Беседа, что такое радуга, почему она появляется. Экспериментирование с призмами и разными экранами (темным, светлым), мыльными пузырями. | 1.Рисование для групповой художественной галереи: радуги, правильно располагая цвета. | К. И. Чуковский «О солнечном зайчике», С.Я. Маршак «Радуга – дуга» Стихи о солнце и радуге. | Д/и «Собери радугу, «Подбери по цвету» | Зеркала, призмы, мыльные пузыри. |
4. | Часть света - Америка | Путешествие по карте в Америку по маршруту: из Ливерпульской гавани в Южную Америку – на Амазонку, а затем в Северную Америку. Знакомство с местными ландшафтами, средой обитания, как живут люди и чем занимаются. Сравнение с уже знакомыми ландшафтами, растительным и животным миром и занятий людей. Сравнение больших современных городов Северной Америки (небоскребы Америки Нью-Йорк), сравним их с родным городом. | 1.Рисование для групповой художественной галереи: рисование небоскребов. 2. Лека и аппликация животных обитающих в Америке. | Р. Киплинг «На далекой Амазонке…» | С/р игра «Путешествие по Америке». | Иллюстрации с ландшафтами, растительным и животным миром. |
Виды спорта | Классификация видов спорта по признакам: по сезону (зимний и летний), по числу участников (командные и одиночные виды). Сортировка карточек-иллюстраций в классификационную таблицу. | 1. Создание книги «Виды спорта» (рисование, аппликация) 2. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для занятий спортом. | Д/и: «Назови спортсмена», «Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте» | Карточки-иллюстрации с изображением людей, занимающихся различными видами спорта. | ||
Детские увлечения: |
Предварительный просмотр:
Сенькова Ольга Анатольевна
воспитатель
Опыт работы по развитию интеллектуально - творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет его
творческая деятельность.
Л.С. Выготский
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой опыт работы по развитию интеллектуально - творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Использование этого метода пропагандировали такие классики педагоги, как Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н. Поддьякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
С учётом важности всего вышесказанного, мы поставили перед собой цель – создать условия для опытно-экспериментальной деятельности в группе, в процессе которой будут развиваться интеллектуально - творческие способности детей.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
- изучить методическую литературу по проблеме развития интеллектуально - творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность.
- составить перспективный план по детскому экспериментированию по темам комплексно-тематического плана;
- усовершенствовать предметно-развивающую среду в группе, открыв в группе детскую лабораторию для проведения простейших опытов и экспериментов;
- обучать детей специальным умениям и навыкам исследовательского поиска;
- развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
- развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
- воспитывать у детей интерес к самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности;
- разработать рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях.
Свою работу по данной проблеме начала с изучения методической литературы по данной теме:
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П. Тугушева., А.Е Чистякова;
- «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» Н.В. Исакова;
- «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» С.Д. Ермолаев.
Для успешной реализации задач были выделены формы работы:
- Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
- Совместная деятельность педагога с детьми и родителями;
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
Перспективный план работы по детскому экспериментированию
на 2014-2015 уч. год.
Тема | Предполагаемая деятельность | Задачи | Работа с родителями | |
Октябрь | ||||
Осень | «Почему осенью листья желтеют?» | Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды (осенью холоднее, чем летом) | Предложить прогулку в лес. Участие в конкурсе «Дары природы». | |
«В тепле и холоде» | Помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | Предложить родителям повторить опыт дома. | ||
«Откуда к нам пришел хлеб?» | Выяснить, откуда пришел хлеб к нам на стол; дать представление о процессе выращивания и изготовления хлеба | Выполнение задания в Детском календаре. | ||
Овощи Фрукты | «Живой кусочек» | Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ, для растения. | Предложить родителям, чтобы они привлекли детей к уборке урожая (если есть возможность) | |
Ноябрь | ||||
Дикие и домашние животные
| Изготовление макетов «Лес», «Ферма». | Расширять представления детей о жизни диких и домашних животных | Привлечь к изготовлению макетов. | |
Дикие и домашние птицы. | Изготовление макетов «Лес», «Ферма». | Расширять представления детей о жизни диких и домашних птиц. | Привлечь к изготовлению макетов. | |
Перелетные птицы | «Почему говорят «как с гуся вода?», «Почему у водоплавающих такой клюв?» | Предложить родителям прогулку в парк и наблюдение за перелетными птицами. | ||
Зимующие птицы | «У кого какие клювы?» | Научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц. | Предложить родителям вместе с детьми провести в парке наблюдение за птицами. | |
Декабрь | ||||
Зима | «Нужен ли растениям зимой снег?» | Помочь детям выявить роль снега в жизни растений | Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в природе и погоде | |
«Строим горку» | Учить детей видеть возможности преобразования снега, поощрять стремление к участию в коллективной деятельности. | Привлечь к постройке горки. | ||
«Лед и снег – тоже вода» | Помочь детям доказать с помощью опыта, что лед и снег тоже вода | |||
«Такие разные снежинки» | Учить детей рассматривать предметы через лупу. | |||
Новый год | «Мы – фокусники» | Помочь детям выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. | Посещение новогодних представлений. | |
Январь | ||||
Мебель | «Мир пластмасс, металлов, дерева» | Научить детей узнавать предметы мебели, и из какого материала она изготовлена. | Предложить родителям рассмотреть мебель дома, обращая внимание на материал . | |
Игрушки | «Мир игрушек» | Научить детей узнавать, из какого материала сделана игрушка. | ||
Транспорт | «Виды движения» | Научить детей устанавливать причинно-следственные связи. | Предложить родителям провести наблюдение на улицах города за разными видами транспорта, проехать в них. | |
Одежда | «Ткани от Матроскина» | Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала. | Предложить родителям рассмотреть одежду. | |
Февраль | ||||
Ткани | «Подарок помощнику воспитателя» | Помочь детям выявить какая тряпочка хорошо отжимается и вытирает столы. | ||
Посуда | «В мире стекла, металла, пластмассы, глины» | Дать детям возможность узнать предметы посуды, изготовленные из разных материалов, сравнить их качественные характеристики и свойства. | Предложить родителям рассмотреть посуду. | |
Почта | «Секретные записки» | Уточнить знания детей о результатах труда людей разных профессий. | ||
Март | ||||
Подружись с зубной щеткой! | «Уроки Мойдодыра» | Закрепить на практике правила пользования зубной щеткой, отметить важность данного процесса | ||
Здоровые зубы | «Откуда на зубах темные пятна?» | Учить детей проводить исследование. | ||
Цветы | «Неизвестные семена» | Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. | Предложить родителям посадить рассаду цветов. | |
Апрель | ||||
Весна | «Круговорот воды в природе» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе. | Предложить родителям провести наблюдение за изменениями в природе и погоде. | |
Свойства воды | « Вода-водичка» | Закрепить знания свойств воды: бесцветная, но может приобретать цвет, изменять его, принимать вкус. | ||
Космос | «Темный космос» | Дать детям, возможность узнать, почему в космосе темно. | ||
«Компас» | Показать детям, что у магнита есть полюса – северный и южный, рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям. | |||
Май | ||||
Насекомые | «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» | Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Наблюдение за насекомыми. Собираем коллекцию. |
В своей работе использую элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
Во – вторых, они безопасны.
В - третьих, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
При этом воспитатель – не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Понимая значение опытно-экспериментальной деятельности для развития ребенка, была открыта в группе лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами, она состоит из четырех центров:
- «Наука и природа»
- «Искусство»
- «Манипулятивный»
- «Литература»
Работа в детской лаборатории началась с экскурсии, во время которой дети познакомились с оборудованием и правилами поведения.
Центр «Искусство»:
- акварель, гуашь, сангина, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши;
- бумага различного цвета и фактуры;
- баночки, палитры;
- губки, зубные щетки и расчески;
- дырокол;
- штампы;
- клей, кисти,
- ножницы;
- обводки;
- пластилин;
- тряпочки;
- бросовый материал.
В этом центре созданы все условия для развития у детей интереса к экспериментированию с художественными материалами, инструментами. Также у детей развивается сотрудничество при выполнении коллективных работ, творческое воображение, цветовое восприятие, мелкая моторика. Воспитывается художественный и эстетический вкус, инициативность, активность.
Центр «Литература»:
- алфавит и буквы (картонные, магнитные);
- игры по звуковой культуре речи;
- картотеки скороговорок, чистоговорок;
- разрезные картинки;
- книги, книжки-малышки, книжки-самоделки;
- кроссворды, ребусы;
- различные виды театра;
- кубики с азбукой.
У детей развиваются творческие способности, средства образной выразительности (вербальные - интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность и невербальные - мимика, позы, жесты). Развивается связная и диалогическая речь, внимание, память, воображение, логическое мышление.
«Манипулятивный центр»:
- геометрические фигуры;
- домино, шашки, лото;
- настольно-печатные игры по ФЭМП;
- коллекция часов;
- кубики Никитина, кубик Рубик;
- линейки;
- тетради, ручки, карандаши;
- цифры;
- песочные часы;
- мелкие игрушки;
- счетные палочки;
- счеты;
- конструкторы.
У детей формируются элементарные математические представления; развивается логическое мышление, творческое воображение, память, ориентировка в пространстве.
Центр «Наука и природа»
- микроскоп, лупы, магниты;
- иллюстративный материал (пейзажи на тему «Времена года», изображения
растений, животных и т.д);
- настольно-печатные игры по экологии;
- песочные часы;
- мелкие игрушки;
- картотека и алгоритмы опытов;
- коллекции (ракушек, марок, косточек, камней, денег);
- природный и бросовый материал;
- крупы;
- клеенчатые фартуки;
- календарь погоды и природы;
- физическая карта мира, глобус;
- таблица «Системный оператор».
У детей развивается поисково-познавательная деятельность, формируются представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, дети учатся задавать вопросы и получать на них фактические ответы обучать детей специальным умениям и навыкам исследовательского поиска. Развиваются социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту, развивается интерес к самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности.
Совместная деятельность педагога с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей в детской лаборатории организуется ежедневно. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Вниманию родителей были подготовлены консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Учить ли детей делать открытия?».
В результате дети охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Мы считаем, что овладение детьми разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Продолжая эту работу, будем следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....