"как не надо наказывать ребенка"
консультация на тему

Ирина Петровна Дик

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ne_nado_nakazyvat.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                Как не надо наказывать.

 

       

Мы так много говорили о том, что без наказаний ребенка не вырастить. Ведь наказывать-то не хочется; а получается, что это один из основных методов воспитания!

Не совсем. Все зависит от того, как именно вы представляете себе эти самые наказания.

Давайте признаем: наказания, хоть и неизбежны, не слишком полезны. Дело в том, что, запрещая и наказывая, мы сообщаем ребенку о том, чего (и почему) не надо делать. Но эти негативные, по сути своей, меры не дают малышу представления о том, как же надо себя вести. То есть, наказывая и запрещая, мы ограничиваем ребенка, но не открываем перед ним никаких новых возможностей. В лучшем случае наказание позволяет избавиться от нежелательного поведения. Но оно не дает ребенку никакой полезной информации, не учит тому, что действительно могло бы пригодиться в жизни. Да и психологи давным-давно доказали, что негативная информация усваивается нами намного хуже, чем позитивная.

В большинстве случаев у нас есть выбор. Можно сказать: «Так делать нельзя!» А можно сказать (или добавить): «Лучше сделать вот так!» И всякий раз, когда ситуация действительно позволяет выбирать вариант ответа, отдать предпочтение следует... ну, угадайте сами — какому.
Если у вас есть сомнения, наказывать или нет, то лучше не наказывайте! 

Наказание имеет смысл лишь в том случае, когда вы чувствуете: иначе поступить нельзя. Наказание — это наименее эффективный способ воспитания. Лучше приложите усилия к тому, чтобы научить ребенка вести себя хорошо.

При внимательном и беспристрастном рассмотрении дела часто оказывается, что, наказывая ребенка, мы на самом деле думаем вовсе не о нем и исходим отнюдь не из его интересов. Возможно, наказывая ребенка, мы просто выплескиваем собственные отрицательные эмоции. Это не редкость: у взрослых часто бывает плохое настроение, связанное с их взрослыми проблемами. Но не будешь же просто так кричать и топать ногами! Нужен какой-то повод, который позволил бы выразить эмоции. К сожалению, дети очень часто играют навязанную им роль такого «повода». При желании к маленькому ребенку всегда можно за что-нибудь придраться, накричать на него, может быть, даже отшлепать. А потом оправдать свое скандальное поведение «педагогической необходимостью» или просто тем, что ребенок «сам виноват», потому что «довел». 

Это плохо само по себе. Но есть еще одна тонкость. Дети (особенно маленькие) очень чутко воспринимают настроение родителей и с готовностью делают то, что взрослые от них ждут. Если вы используете ребенка в качестве предлога для своей эмоциональной разрядки, он постепенно привыкнет, приучится к этому — и будет «подставляться» по собственной инициативе. Очень часто родительские жалобы на упрямство и «неуправляемость» ребенка, постоянные капризы и вообще «плохое поведение» отражают именно эту ситуацию: взрослые сами нуждаются в том, чтобы ребенок вел себя таким образом, предоставляя им возможность изливать на него весь свой негатив. Он лишь послушно «исполняет заказ»! И со временем такое поведение, такая роль в семье (роль козла отпущения!) становится для него привычной. И как результат — «семья с проблемой». Ребенок растет, и нарушения поведения «растут» вместе с ним. Он постепенно переходит в разряд «трудных». На него жалуются воспитатели в детском саду, потом возникают проблемы в школе. И психологическая жизнь всей семьи фокусируется на «проблемном» ребенке: его привычно ругают и наказывают, обсуждают его поведение на семейном совете, привыкают сами и приучают окружающих рассматривать все именно так: «Вот такая у нас в семье головная боль...» Родители (чаще всего, конечно, мамы) регулярно ходят в школу, чтобы выслушивать жалобы, обращаются к разным специалистам — от невропатологов до психиатров. В худшем случае ребенка действительно удается довести до тяжелого душевного состояния...
                                                                                                               
Как бы сильно и искренне ни жаловались родители, беспристрастный взгляд со стороны позволяет увидеть, кому именно (и почему) выгодно, чтобы в семье рос «трудный ребенок». Разумеется, родителям,  прежде всего, как ни странно, — матери. Понятно, что при наличии такой серьезной «проблемы», когда необходимо все время заниматься «воспитанием» (ругать, наказывать, контролировать, делать замечания), бегать по школам и врачам, для нормальных супружеских отношений уже не остается места. Но на самом деле все наоборот! Сначала были проблемы в отношениях между мужем и женой, а уже потом был найден тот «фиговый листочек», который прикрыл все существующие неурядицы — ребенок!

Это печальная история, но очень распространенная. О таких вещах слишком часто забывают и, размышляя о воспитании ребенка, не учитывают, что ребенок-то растет в семье, а семья полна самых разных связей помимо связи «родитель—ребенок»: тут и супружеские отношения, и отношения с бабушками и дедушками, а также отношения между братьями и сестрами. Кроме того, семья не изолирована, она (в целом как «ячейка общества» и каждый из ее членов в отдельности) взаимодействует с окружающим миром. Нередко проблемы, вроде бы имеющие отношение только к ребенку, на самом деле лишь отражают какие-то иные трудности: внутренние конфликты кого-то из родителей, их неудовлетворенность друг другом и т. д.

«Семья с проблемой» (вместо «трудного ребенка» в роли Проблемы может выступать, например, «больной ребенок» ) — это особая семья, и здесь, как правило, ничего уже нельзя исправить своими силами. Корни конфликта уходят слишком глубоко, роли давно стали привычными, слились с истинным «Я» каждого из членов семьи. Единственный выход — семейная психотерапия (возможно, в сочетании с индивидуальной для некоторых членов семьи).

Но в наших силах предотвратить такое развитие событий!

Последите за собой: почему, в какие моменты вас «тянет» наказать ребенка? Справедлив ли ваш порыв? Действительно ли дело в поведении вашего ребенка или вас толкает на такие поступки ваше дурное настроение? Если верно последнее, оставьте его в покое и спокойно разберитесь в себе. Если у вас есть проблемы — решайте их! Придумайте какой-нибудь хороший способ избавляться от лишнего эмоционального напряжения, относитесь к себе более внимательно. Конечно, родители должны думать и заботиться о ребенке, но ведь это не означает, что они обязаны пренебрегать собой!
Нередко бывает так, что родители наказывают ребенка «показательно» — не потому, что считают это действительно необходимым, а потому, что этого ждут от них другие: родственники, воспитательница в детском саду и т. д. В этом случае вновь действует не взрослый человек, а его Внутренний Ребенок: другие взрослые требуют от него определенных действий, и он послушно исполняет требуемый трюк... Помните, что в подобной ситуации вы опять-таки переносите собственные внутренние проблемы на ребенка, который, в общем-то, ни в чем не виноват! Что для вас важнее — мнение незнакомых людей на улице или даже собственных родителей или благополучие вашего малыша ?


                          Как надо наказывать,
            или Семь «золотых» правил наказания    

                             
Когда ребенка все-таки приходится наказывать, сделать это можно по-разному. И лучше всего — так, чтобы этот неприятный «педагогический акт» все-таки принес пользу, не правда ли? Итак, каким же должно быть наказание? Известный психолог Владимир Леви предлагает, например, такие характеристики «правильного» наказания.

 Правило первое

Наказание не должно причинять вреда — физического или психологического.

Правило второе

Нельзя наказывать «для профилактики»! Наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье

Наказание должно быть одно.

Даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все.

Применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо!

Правило четвертое

Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде. 
Нельзя в качестве наказания нарушать данные ему ранее обещания, если это не было специально оговорено. (Можно заранее предупредить: «Если ты сделаешь то-то и то-то, в зоопарк в воскресенье не пойдем». Но заявить в воскресенье утром: «Ах так! Ты, оказывается, опять набезобразничал? Ну все, зоопарк отменяется!» — нельзя.)
Правило пятое

Наказание должно следовать сразу за «преступлением» . Нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил месяц назад, пусть вы даже и узнали об этом только что.

Наказание должно быть разовой ц непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил — наказали — и точка.

Нельзя вновь и вновь возвращаться к уже исчерпанному вопросу.

Правило шестое

Наказание должно быть неприятным для ребенка, но ни в коем случае не унизительным!

 Ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не пустая демонстрация родительской власти и родительского превосходства.

Справедливость — едва ли не главная характеристика «правильного» наказания.

 Правило седьмое

Наказание не должно быть шантажом.

Нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением.

Если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Для самых маленьких

Как мы уже говорили, первые правила нам обычно приходится устанавливать, как только малыш начинает активно передвигаться в пространстве. На втором году жизни дитя активно демонстрирует исследовательский пыл, причем изучает не только предметы, но и отношения между людьми. В частности, он исследует и глубины вашего терпения, непременно проверяя на прочность каждое установленное правило. Настоящее, нужное правило отличается от родительского каприза именно тем, что его вы готовы отстаивать всегда и с несокрушимой твердостью. Вы должны объяснить ребенку, в чем заключаются смысл и назначение правила, но в ваших словах не может быть и намека на то, что правило можно оспорить.

                                «Правила для правил»

- Правил и запретов не должно быть очень много.
Правила и запреты должны быть сформулированы предельно четко и ясно. Утверждение «Телевизор нельзя смотреть долгов т неправильно потому что «долго» — понятие весьма и весьма относительное, а для полуторагодовалого ребенка и вовсе непонятное. Правильная формулировка такая: «Можно смотреть два мультика в день». Эти слова вполне понятны карапузу.
 Правило должно соблюдаться всегда. Если вы установили правило, вы несете полную ответственность за его соблюдение, Даже если вы очень устали или заняты самыми важными, неотложными делами, вы обязаны «по первому свистку» вставать на защиту своего правила. Поверьте, последовательность —великая сила! Даже самый упрямый упрямец довольно быстро привыкает к соблюдению правил, если постоянно убеждается в их твердости, Пресекая недопустимое поведение ребенка, сохраняйте спокойствие — признак вашей уверенности. Негромко, но твердо скажите карапузу: «Стой!» Это гораздо лучше, чем восклицать: «Нет!» или «Нельзя!» Слово «стой», как правило, не вызывает протестной реакции, оно действительно останавливает. Помимо слов, не забывайте задействовать и другие каналы: смотрите малышу в глаза, прикоснитесь к нему. Это поможет ему отвлечься от того, чем он в данный момент поглощен, и переключить внимание на вас. Теперь вы можете предложить ему какое-то другое занятие.
Если же эти простые действия не дают немедленного результата и строптивец продолжает двигаться в запретном направлении, вы должны донести до него, что ваша решимость отстоять правило ничуть не слабее, чем его упорство. Сообщите ребенку словами, интонациями, мимикой, что вы не боитесь его ярости и не спасуете перед ней. Пусть он знает: есть случаи, когда брать родителей на измор пронзительными криками и катанием по полу бесполезно — не получится. Никогда не отворачивайтесь от ребенка. Скажите ему: «Я тебе помогу, и ты справишься с гневом. Но правило нужно выполнять».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно наказывать ребенка, статья, раздел "Работа с родителями"

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 2. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всяк...

Консультация для родителей на тему: "Как правильно наказывать ребенка"

Каждый ребенок - будущий взрослый. Он не должен остаться безнаказанным за плохой поступок. Но, существует множество различных наказаний, а какое же всё-таки выбрать........

Консультация для родителей на тему: "Нужно ли ребенка наказывать? Ребенок и телевидение".

Консультация для родителей на тему: "Нужно ли ребенка наказывать? Ребенок и телевидение"....

Консультация для родителей "Надо ли наказывать ребенка или можно обойтись без наказаний?"

Для того, чтобы маленький человек стал взрослым, ему необходимо пройти определенные ступени развития и узнать, "что такое хорошо и что такое плохо". И в этом процессе родители играют огромную роль. Им...

Эссе по теме:«Не надо воспитывать ребенка с ним надо просто жить, уважая его личность».

Актуальная тема для всех нас, сейчас во многих детских центрах, садах и прочих учебных заведениях началась пропаганда правильного воспитания.        Воспитание – дея...

Воспитание без наказаний. Только с любовью: 10 правил, как наказывать ребенка. Можно ли наказывать ребёнка?

Многие согласятся с тем, что одним из наиболее интересующих вопросов родителей является вопрос по поводу наказания детей: можно ли это делать, и если да, то как правильно и т.п. Конечно, детки взросле...

Статья для родителей: "Как слушать ребенка. Что такое активное слушание. Когда надо слушать ребенка".

Статья для родителей: "Как слушать ребенка. Что такое активное слушание. Когда надо слушать ребенка".                        ...