Развитие речи детей с ОНР
консультация по развитию речи на тему

Татьяна Петрова

Развитие речи дошкольников через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_s_onr_cherez_igru.docx13.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты: например, речь нельзя рассматривать изолированно от процесса роста ребёнка в целом, а её роль для физического и психического развития невозможно переоценить. Итак, двигательная и речевая активность тесно взаимосвязаны: качественные изменения в моторном развитии стимулируют возникновение речевых навыков. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти, а формирование сложных движений происходит при участии речи.

Исследователями (М.Аксёнова, М.Кольцова и др.) установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если моторика развита в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев  и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторик важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей  и пальцев, необходимых, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

            Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение жизненно необходимых умениями и навыками самообслуживания. В дошкольном возрасте многие дети не могут самостоятельно одеться раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность для них представляют застёгивание  и расстёгивание пуговиц, а также шнурование ботинок. Неловкость движений обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во

всех видах практической деятельности. Дети ходят неуклюже, шаркают. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят отражение и в речевой деятельности.

  Уровень развития мелкой моторики детей с ОНР - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок , имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

  Таким образом, необходимо создавать условия для накопления ребёнком с ОНР двигательного опыта, способствующего формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического состояния ребёнка.

   Для организации двигательного режима детей, направленного на речевое и познавательное развитие, а также на поднятие эмоционального и мышечного тонуса, разработаны комплексы утренней гимнастики.

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий. При выполнении гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.

   Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...