Главные вкладки

    Структура написания рабочей программы по ФГОС ДО
    рабочая программа на тему

    Памятка для воспитателей по созданию и оформлению рабочей программы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл struktura_napisaniya_rabochey_programy.docx26.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

    1. Титульный лист

    Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:

    наименование образовательного учреждения;

    где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;

    полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.) ;

    составлена на основе примерной программы «---------

    срок реализации программы (учебный год) ;

    Ф. И. О. и должность автора (авторов) ;

    название города;

    год разработки программы.

    2. Содержание.

    Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.

    3. Целевой раздел:

    1) Пояснительная записка

    Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

    Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

    Используются парциальные программы:

    _______________

    Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

    Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    • Конституция РФ, ст. 43, 72.

    • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

    • Закон РФ «Об образовании».

    • Типовое положение о ДОУ.

    • СанПиН 2.4.1.3049-13

    • Устав ДОУ.

    • ФГОС ДО.

    Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

    Цель:

    Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Задачи (обязательная часть) :

    1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

    2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

    3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

    4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

    5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

    6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

    7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

    8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

    Задачи (часть ДОУ) :

    Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

    1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

    2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

    3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

    4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

    5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

    6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

    7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

    8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

    9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

    Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

    - Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы

    Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

    В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

    Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

    - Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

    4. Содержательный раздел:

    - Учебный план реализации

    1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД) .

    2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)

    - б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0, 5 НОД) .

    3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД) .

    4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД) .

    б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .

    в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.

    5) Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 70 мин. (3 НОД) .

    б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .

    в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .

    6) Вариативная часть - парциальные программы и т. п.

    Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

    1) Климатические особенности:

    При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.

    Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.

    В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

    Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

    1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

    2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.

    2) Демографические особенности:

    Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием.

    3) Национально – культурные особенности:

    Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

    Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе) .

    Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Полевской. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой город» 1 раз в неделю.

    Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

    1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .

    2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

    3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

    Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

    Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

    1. Педагогические работники обязаны:

    1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:

    Учитель- логопед -Реализует образовательные программы.

    Педагог-психолог -Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

    Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

    ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

    Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.

    1. Титульный лист

    2. Содержание:

    3. Целевой раздел:

    Пояснительная записка

    Цель и задачи основной образовательной программы

    Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    Содержание психолого-педагогической работы

    Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

    Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

    Планируемые результаты освоения Программы.

    4. Содержательный раздел:

    • Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности

    • Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.

    • Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)

    • Содержание коррекционной работы (Логопункт, психологическая служба; ПМПк ДОУ) .

    • Взаимодействие с семьей, социумом.

    • Планирование работы с детьми в группе:

    - Примерное годовое планирование

    - Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

    • Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

    • Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

    5. Организационный раздел.

    • Оформление предметно-пространственной среды.

    • Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.

    • Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ в соответствии с ФГОС

    В последнее время в системе дошкольного образования активно обсуждается проблемный вопрос: «Рабочая программа нужна ли она?Законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается место и значе...

    Методическая разработка по написанию рабочих программ педагогов

    Презентация поможет воспитателям  выстроить и структурировать материал при написании рабочей программы...

    Структура разработки рабочей программы педагога ДОО по ФГОС ДО

    Структура разработки рабочей программы педагога ДОО по ФГОС ДО...

    "Написание рабочих программ по работе с детьми с ОВЗ"

    Представлено написание рабочей программы согласно требованиям ФГОС, отражены структура и содержательный раздел работы с детьми с ОВЗ, а также требования к условиям реализации рабочей программы....

    Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ.

    Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретн...

    Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

    Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

    «Написание рабочей программы педагога ГБДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

    Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации....