Технология личностно ориентированного подхода в воспитании
методическая разработка (младшая группа) на тему

Кретова Ольга Анатольевна

ТЕХНОЛОГИЯ

личностно

ОРИЕНТИРОВАННОГО

ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ.

 

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Что же это такое?

•      ТЕХНОЛОГИЯ - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

*    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

Понятие педагогической технологии перекрывается понятием методик обучения. Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот, те или иные технологии — в состав методик обучения.

В теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов педагогических технологий одни из них это игровые технологии, технологии уров невой дифференциации, технология проблемно! о обучения, технология личностно-ориентированного обучения и другие.

Что же такое личностно-ориентированный подход, личностно- ориентиров анное обу чение ?

Это все понятия теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, а предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем.

 

 

Ли чностио-ориенпшрованное                        обу чение представляет

возможность каждому ребенку реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации.

Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е,В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей».

Р1 личностно-ориентированное обучение, и личностно- ориентированное воспитание могут осуществляться только при индивидуальном подходе к личности каждого ребенка.

Индивидуальный подход - это один из принципов педагогической деятельности, который включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, а следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных

 

 

способностей, индивидуальных, психических особенностей ребенка, от характера влияния на него окружения.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога- воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к ребенку в воспитании и обучении.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов.

Приступая к индивидуальной работе воспитатель устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, изучает- результаты обследования ребенка психологом СПЕРВЫЙ ЭТАП).

На ВТОРОМ ЭТАПЕ воспитатель продолжает наблюдать и изучать детей в ходе разнообразной деятельности:                                          учебно-

познавательной, трудовой, игровой, творческой, самостоятельной. Для успешного формирования личности важно изучать и учитывать в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются, по И. П. Павлову, в следующих темпераментах:      холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

(темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения, человека, его основных чертах).

Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышенно раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности, препятствия. В отношении холерика воспитатель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание

 

 

обращается на укрепление процессов торможения, требования доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции.

Сангвиник* по характеристике ИЛ Павлова, горячий очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Воспитатель для группы детей сангвинистического темперамента планирует дела с учетом их интересов, привлекает к активной деятельности, поддерживает оптимистическое состояние духа.

Дети-флегматики излишне спокойны, мало подвижны, инертны, они доводят дело до конца, равны в отношениях, в меру общительны. По И. П. Павлову, флегматик — спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам воспитатель не должен делать поспешных выводов, должен стараться направлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».

Особое внимание следует уделять детям-меланхоликам. Эти дети не общительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим труженником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой

 

 

тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адаптации в коллективе, в общении с людьми.

Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамит и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. Однако нужно помнить, что картина поведения зависит не только от особенностей типа, но и от состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ индивидуальной работы воспитатель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных качеств и свойств ребенка.

Показателем воспитанности являются прежде всего конкретные действия каждого ребенка, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллектив)?, самому себе.

НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ребенка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. хотя выбор и система их относительно каждого ребенка согласуются, как уже отмечалось с индивидуальными

 

 

способностями. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия:           требование,

перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

Использование воспитателем указанных методов относительно каждого ребенка должно быть индивидуализировано.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ, ПЯТЫМ. ЭТАПОМ индивидуальной работы с детьми является корректирование.

Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению и внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.

Ч.................. ,,.....................................................         ..............

Таким образом, индивидуальный подход — важнейшим принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с у четом общего и особенного в личности каждого ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

личностно

ОРИЕНТИРОВАННОГО

ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ


ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Что же это такое?

  • ТЕХНОЛОГИЯ - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

Понятие педагогической технологии перекрывается понятием методик обучения. Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот, те или иные технологии — в состав методик обучения.

В теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов педагогических технологий одни из них это игровые технологии, технологии уров невой дифференциации, технология проблемно! о обучения, технология личностно-ориентированного обучения и другие.

Что же такое личностно-ориентированный подход, личностно- ориентиров анное обу чение ?

Это все понятия теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, а предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем.


Ли чностио-ориенпшрованное        обу чение представляет

возможность каждому ребенку реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации.

Личностно-ориентированное воспитание  это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е,В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей».

Р1 личностно-ориентированное обучение, и личностно- ориентированное воспитание могут осуществляться только при индивидуальном подходе к личности каждого ребенка.

Индивидуальный подход - это один из принципов педагогической деятельности, который включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, а следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных


способностей, индивидуальных, психических особенностей ребенка, от характера влияния на него окружения.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога- воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к ребенку в воспитании и обучении.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов.

Приступая к индивидуальной работе воспитатель устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, изучает- результаты обследования ребенка психологом СПЕРВЫЙ ЭТАП).

На ВТОРОМ ЭТАПЕ воспитатель продолжает наблюдать и изучать детей в ходе разнообразной деятельности:        учебно-

познавательной, трудовой, игровой, творческой, самостоятельной. Для успешного формирования личности важно изучать и учитывать в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются, по И. П. Павлову, в следующих темпераментах:        холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

(темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения, человека, его основных чертах).

Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышенно раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности, препятствия. В отношении холерика воспитатель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание


обращается на укрепление процессов торможения, требования доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции.

Сангвиник* по характеристике ИЛ Павлова, горячий очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Воспитатель для группы детей сангвинистического темперамента планирует дела с учетом их интересов, привлекает к активной деятельности, поддерживает оптимистическое состояние духа.

Дети-флегматики излишне спокойны, мало подвижны, инертны, они доводят дело до конца, равны в отношениях, в меру общительны. По И. П. Павлову, флегматик — спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам воспитатель не должен делать поспешных выводов, должен стараться направлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».

Особое внимание следует уделять детям-меланхоликам. Эти дети не общительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим труженником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой


тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адаптации в коллективе, в общении с людьми.

Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамит и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. Однако нужно помнить, что картина поведения зависит не только от особенностей типа, но и от состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ индивидуальной работы воспитатель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных качеств и свойств ребенка.

Показателем воспитанности являются прежде всего конкретные действия каждого ребенка, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллектив)?, самому себе.

НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ребенка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. хотя выбор и система их относительно каждого ребенка согласуются, как уже отмечалось с индивидуальными


способностями. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия:        требование,

перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

Использование воспитателем указанных методов относительно каждого ребенка должно быть индивидуализировано.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ, ПЯТЫМ. ЭТАПОМ индивидуальной работы с детьми является корректирование.

Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению и внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.

Ч                                 ,,                                                                

Таким образом, индивидуальный подход — важнейшим принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с у четом общего и особенного в личности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»...

презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...

Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....