Технология личностно – ориентированного подхода и пути её реализации на коррекционно – логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии

Федорчук Елена Владимировна

Применение технологии личностно - ориентировнного подхода на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  личностно – ориентированного  подхода  и пути  её  реализации на  коррекционно – логопедических  занятиях  с детьми дошкольного возраста

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии обучения. Основная задача  педагогов дошкольного учреждения – подобрать те педагогические технологии, методы и формы организации работы, которые оптимально соответствуют главной цели - развитие личности дошкольника.

     В своей работе я также применяю различные технологии: технологию логопедического обследования, здоровьесберегающие технологии (для развития моторики, дыхания,    голоса, кинезиологические упражнения), технологии коррекции речи, технологию дифференцированного обучения, игровые технологии, ИКТ, технологию проектирования. Но  особую роль я придаю  технологии   личностно-ориентированного подхода . Эта технология накладывает отпечаток на всю мою работу – от первой встречи и начала диагностики до последнего занятия. В целом  принципы данной технологии на разных этапах работы я реализую следующим образом:

- Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала,  и он имеет возможность выбрать понравившейся ему. На этапе обследования у меня нет чётко определённой схемы. Используя различные игры, я получаю нужную мне информацию о речевом статусе ребёнка.

- Во время  обследования речи основная форма -  диалог, а не «вопрос - ответ».

- Я разрабатываю  индивидуальный маршрут логопедической работы, который отражает изменения в речи ребенка, динамику развития его речи, ребенок «сравнивается с самим собой», а не с другими детьми.

- Во время индивидуальных занятий я обязательно учитывают  желания ребенка – например, для закрепления какого – то звука я предлагаю выбор между 2-3 равнозначными играми. В связи с этим в моём арсенале множество речевых игр, в том числе изготовленных  мною.

- Индивидуальная тетрадь ребенка  является полем его творчества.  Ребенок заинтересован в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной и красивой. Я не ограничиваю родителей и детей в выполнении заданий. С самого начала я поддерживаю инициативу ребёнка что-то самостоятельно изобразить или нарисовать в тетеради.

- Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома. Для этого существуют часы консультаций, группа в «Вайбере», мой сайт. Также иногда родители пишут мне вопросы в тетради, а я даю письменные консультации.

        Использование  личностно – ориентированной технологии обучения требует от меня создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития данной категории детей на базе ДОУ

         Я на своём опыте убедилась, что ребёнку, даже с нарушением речи, куда интереснее попробовать, выбрать, почувствовать правильную форму слова самому!     Кроме того, в наше время очень важно быть личностью творческой, инициативной, иметь активную жизненную позицию. Именно эти качества я и стараюсь развить в детях, с которыми веду коррекционно – логопедическую работу.

     Важная задача  на этом пути  - необходимость изменить способ подачи информации. У детей необходимо формировать инициативу, исследовательские навыки, а не предлагать материал в готовом виде. Другими словами, я даю ребёнку самому сделать выбор, найти правильный ответ. Хочу перечислить приёмы подачи материала, повышающие детскую мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирующие и раскрепощающие ребят на занятиях, улучшающие их высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), уменьшающие сроки логопедической коррекции:

-сравнение ( артикуляций, схем, предметов, слов, явлений, ситуаций…);

-выбор (картинок, профилей, схем, букв, слов, вариантов…);

-исправления (нелепицы, путаницы, фразы-нескладушки, загадки-обманки);

-поиск, пробы, преобразования(добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);

-догадки и предположения(Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем?);

-классификация и группировка(рассели слоги, заполни пустые клетки);

-творчество (продолжи, склей кусочки слов, образуй новое слово от моего);

-анализ и синтез (больше звуков или букв? Назови первый звук, букву, слог);

-моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений, текстов); 

В логопедической работе важно помнить также следующие правила:

-навыки исследователя формируются медленно, постепенно, от простого к сложному;

- в каждом возрасте похожие приёмы отрабатываются на разном по сложности материале;

- количество используемых методов может быть  не всегда одинаково у разных детей с разными речевыми нарушениями;

          Непосредственно логопедическую работу после этапа обследования я начинаю с решения следующих задач:

- поддерживаю детскую инициативу при исправлении речевых нарушений, пусть даже эта инициатива не всегда проявляется в активной форме;

-формирую активное отношение и интерес к звучащей речи с самых первых занятий;

-развиваю у детей умение размышлять и экспериментировать над звуком, со словом, наблюдать за их звучанием;

        Так как я работаю с детьми с разнообразными речевыми нарушениями, то и способы  формирования детской активности и инициативности при конкретном речевом нарушении тоже разные. Но везде способы подачи материала – это не просто готовые шаблоны, это обучение, основанное на особом способе подачи информации. 

В реализации технологии личностно – ориентированного подхода я использую разные методы и приёмы.

Цель

Пути решения

( методы и  приёмы)

Результаты

Внедрение способов подачи  материала, повышение  мотивации детей к исправлению речи.

Поиск, выбор, пробы, предположения, сравнения, замены, перестановки,

исправления, проблемные ситуации.

Активизация познавательной активности, интерес к звучащей речи, лучшая динамика логопедической коррекции.

Формирование

аналитико-синтетических

способностей

Анализ символов звуков и их характеристики, звуковые и слоговые

схемы, графические

схемы фразы, мнемотаблицы,

Развитие фонематического чутья, символической функции речи.

Осознание структуры фразы, текста…

Сокращение  сроков

исправления нарушений речи.

Развитие речемыслительной деятельности.

Вопросно-ответно формы обучения: почемучки, игры «да-нет»,

«У кого больше вопросов?»

Выбор вариантов ответа по

аналогии или из предложенных.

Пробные высказывания

Улучшение коммуникации, способности к произвольной постановке различных моделей вопросов.

Повышение речевой активности, познавательного интереса. Формирование исследовательских навыков.

Развитие речи в

экспериментально – поисковой деятельности детей

(проблемное обучение)

Гипотезы и их проверки, проблемные вопросы

Расширение, активизация и актуализация словаря по всем лексическим темам. Усвоение на практике сложных грамматических конструкций, оречевление детских умозаключений.

Развитие детской

инициативы в

условиях равноправного

партнёрства между

взрослым и ребёнком

Совместные проекты, поиски, проверки речевых

высказываний ребёнка и педагога

Развитие связной диалогической речи, креативного мышления, инициативы. Формирование навыков  совместной

исследовательской деятельности.

       А теперь хочу привести конкретные примеры применения некоторых приёмов технологии личностно – ориентированного подхода в своей логопедической работе.

Для детей С ФФНР, ФНР, у которых нарушено лишь звукопроизношение, я часто применяю следующие приёмы:

Дети средней группы, от 4 до 5 лет, при первом знакомстве со звуком, ищут или выбирают природные шумы, сходные с речевыми звуками ([ж]- жук жужжит, [с]- насос,[з]-звенит комарик и т.д.). Для этого используются картинки, которые озвучиваю я, либо прослушивание разных звуков.

При актуализации знаний о звуке дети угадывают  задаваемый звук по именам гостей, пришедших на занятие (Стёпа, Соня, Саша – какой звук первый ?).

В старшей группе, от 5 до 6 лет, когда дети способны объяснить свой выбор, я предлагаю ребёнку сравнить артикуляционные профили звуков, найти сходство, различия, постараться обьяснить на основе этого, почему, например, один звук глухой, а другой – звонкий;

В этом возрасте дети проявляют интерес к слову и его звучанию. Мы играем в игру «Превращения» - добавляем буквы к слову (шар-шарф), меняем букву на другую (цапля - капля), очень интересен детям приём разложения слова на два слова – «чернобровый», «красноносый», «стекловата» и т.п.

В подготовительной группе дети уже способны свободно оперировать со слогами, а некоторые – и со  словами. Они переставляют, добавляют, убирают слоги, удивляются, что получилось что-то новое. В этом  возрасте мы играем в поэтов – подбираем рифмы, на первых этапах с опорой на картинки.

С детьми с общим недоразвитием речи, у которых, казалось бы, совсем мало  речевых способностей, я также использую  подходы к мотивации самостоятельности.

         Дети средней группы при развитии связной речи учат героя преобразовывать слоговые ряды [ап-уп-пу];   детям нравится самим исправлять явные грубые аграмматизмы в речи непослушной куклы или путаницы в играх типа «Так бывает или нет?».

Ещё один прием активизации детей, но уже в старшей группе – это использование метода «Что было бы, если…». Или при описании предмета каждый из ребят подгруппы по-своему распространяет фразу однородными членами. Им интересно: у кого фраза будет длиннее, а у кого встретятся повторы? Дети очень ревностно слушают друг друга.

         В подготовительных группах в работе над связной речью я ищу приёмы, которые раскрепостят и заинтересуют детей, например: игровая проблемная ситуация (Машина шляпка в зоопарке попала в клетку к попугаю), волшебный сюжет, вариативность окончания истории (найдёт ли Паша свою кошку?), сказочные приёмы выхода из ситуации (уменьшение, оживление, превращение…), поиск плюсов и минусов объекта (что хорошего и что плохого в снегопаде?), прогнозы развития (что было бы, если бы… на планете исчезли все врачи?), гипотезы и их проверки (замёрзнет ли кипяток в морозилке?)

Таким образом, влияние технологии личностно – ориентированного подхода прослеживается на всех этапах логопедической работы. Это приводит к повышению у детей с речевыми нарушениями активности и  инициативности. Дети охотно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. При выходе из ДОУ у них наблюдается сформированность аналитико-синтетической и речемыслительной деятельности, они готовы к поисковой деятельности и к самостоятельной добычи  новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...