Воспитание этнотолерантности у дошкольников
статья на тему

Воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_etnotolerantnosti_u_doshkolnikov.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Понимание человеком другой национальности, солидарное отношение и уважение к нему вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, мировоззрения определяется теми культурными ценностями, которые осваивает ребенок на протяжении первых семи лет жизни. На этапе дошкольного детства закладывается базис личностной культуры человека. Именно в этом возрасте необходимо начинать формирование этнотолерантности ребенка в единстве двух ее составляющих.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с четырёх лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем имеют место проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними (Суслова Э.)

Таким образом, анализ немногочисленных исследований данной проблемы позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать как патриотические чувства, так и толерантное отношение к представителям других национальностей.

Вместе с тем в настоящее время у некоторой части взрослого населения наблюдаются негативные установки в отношении лиц других национальностей. В результате наметилось двойственное отношение к необходимости воспитания у детей терпимости, доброжелательности, уважительного отношения к людям других этносов. Это опасная тенденция, поскольку мир детства неотделим от мира взрослых. Детям до 7 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребенок открыт и доверчив, присваивает информацию без оценки.

Взрослый выполняет ведущую роль в становлении личности ребенка, поскольку он является конкретным носителем общественных ценностей. Взрослый человек преднамеренно (целенаправленно) или непреднамеренно (спонтанно, бессознательно) демонстрирует свои знания, оценки, отношения, поступки, которые служат ребенку образцами для подражания.

Степень влияния взрослых различна. В зависимости от частоты контактов, эмоциональной насыщенности и информативности общения выделяются четыре группы людей. Первую группу составляют родители и близкие родственники, с которыми у ребенка налажено постоянное общение. При этом ведущее место занимает эмоциональный контакт, так как именно в семье ребенок учится сопереживать, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Вторую группу составляют воспитатели и педагоги, которые достаточно часто общаются с ребенком, при этом повышается роль информативного общения, которое является важной частью целенаправленного педагогического процесса.

Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение, как в передаче этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.

Таким образом, для детей старшего дошкольного возраста характерно наличие фрагментарных и, по большей мере, формальных представлений о расовых, национальных и культурных особенностях людей. У большинства дошкольников не сформированы пока понятия «национальность», «нация» (что вполне объяснимо их возрастными особенностями), а также «страна», «город», что проводит к ошибочным суждениям о национальном составе России и Санкт-Петербурга.

Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности неоднозначен, неустойчив, меняется под воздействием внешних обстоятельств, личных интересов и потребностей дошкольников. В своем отношении к «иным», дети ориентируются главным образом на обязательное выполнение требований взрослых (воспитателей), а также на формальное знание общечеловеческих нравственных установок и принятых правил поведения. Позитивно, что большинство дошкольников проявляют дружеское, доброжелательное отношение к сверстникам других национальностей, ведущими мотивами которого выступают игра и общение, но для воспитания этнотолерантности этого недостаточно. Важно рассказать дошкольникам, как много есть прекрасного в той или иной культуре. Это и прекрасная музыка, и красивая, богатая природа, и умнейшие люди - знаменитые представители своей национальности.

Не менее важно донести эту информацию не только до детей, но и до родителей. Это во многом связано с низким уровнем этнокультуры у родителей. Ведь во многих современных семьях дети не всегда знают о культуре своего народа, более того, они даже не всегда знают, к какой национальности они относятся.

Воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.