Методическая разработка "Воспитание этнотолерантности у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Акбашева-Бакирова Айгуль Фанисовна

Данная методическая разработка посвящена решению проблемы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении. Предлагается теоретический и практический материал для работы воспитателей. Предложены формы и методы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) по воспитанию толерантности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Разработка адресована практическим работникам ДОУ, студентам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитание этнотолерантности51.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 54» городского округа город Стерлитамак

 Республики Башкортостан

 «Воспитание этнотолерантности

у детей дошкольного возраста»

Автор:

Акбашева Айгуль Фанисовна, старший воспитатель,

стаж педагогической работы 13 лет

2018 год

Аннотация.

Данная методическая разработка посвящена решению проблемы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении. Предлагается теоретический и практический материал для работы воспитателей. Предложены формы и методы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) по воспитанию толерантности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Разработка адресована практическим работникам ДОУ, студентам и родителям.

Введение.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей,  к инакомыслящим, не агрессивен».

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

        Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении. 

        Цель: формирование  навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей и культур.

        Задачи:

1) Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

2) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

3) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

4) ознакомление с культурой и  традициями разных народов Республики Башкортостан;

5) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе.

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, невзирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.

Каким будет наше общество, и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка - период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности, в частности, этнотолерантности.

В связи с увеличением потока мигрантов из стран ближнего зарубежья в детских садах  растет число детей разных национальностей, живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение - это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках. Воспитание жителя мультикультурной  державы нужно начинать с дошкольного возраста.

Детский сад сегодня - это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира - норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе.

Социально- экономическое, климатическое, национально - культурное своеобразие Республики Башкортостан предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет на этапе формирования личности ребенка адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле и людям, живущим рядом.

Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы, воспитатели, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. 

Основная часть.

 Раздел 1. Понятие о толерантности.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения. Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрениюобразу жизни, поведению, сексуальной ориентации и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. 

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.

Определение слова «толерантность»:

В испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели  ты  сам.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском – прощение, снисходительность,  мягкость,  милосердие,  сострадание, благосклонность, терпение, расположенность  к другим.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости «межэтнической толерантности». По его определению «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию».

В соответствии с Декларацией принципов толерантности  (ЮНЕСКО, 16 ноября 1995 г.) - толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

В связи с политической ситуацией в мире проблеме толерантности уделяется все больше внимания. В России первые работы в этой области появились в начале ХХ века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности, был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так С.Д. Щеколдина опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов.

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. 25 августа 2001года была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в образовательном учреждении, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большую роль в разработке проблем интернационального, национального, а на сегодня мы рассматриваем, как проблему толерантного воспитания, сыграли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно-воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение педагога и воспитанников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у детей культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Раздел 2. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

- Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.

- Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.

- Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Значительный вклад в разработку методики и теории толерантного воспитания внесла М.И.Богомолова. Она считала, что при планировании работы по толерантному воспитанию дошкольников необходимо решать ряд задач: определить объем знаний и представлений, расположить его по возрастным группам, отобрать эффективные средства и методы, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа. Исследования в этой области выявили необходимость сообщения знаний детям шестого года жизни в такой последовательности: знания о своем народе, о соседних национальностях и переходе постепенного расширения знаний о народах на седьмом году жизни. М.И.Богомолова указывает, что при выборе соседних республик, национальностей, с которыми воспитатель будет знакомить детей, необходимо учитывать следующее: возможность эпизодического общения с людьми данной национальности, а так же сходство труда и быта, национальной культуры этого народа. Я полностью согласна с этим утверждением. Например, в нашем городе Стерлитамак рука об руку проживают татары, башкиры, чуваши, русские и другие национальности. Изучить культуры близких нам народов, воспитать культуру доброжелательного общения – одна из главных задач детского сада.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

         Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы, воспитатели, должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

В нашем детском саду, как и во многих других, вместе воспитываются дети разных национальностей. Из 33 детей в моей группе татар – 13, русских – 12, чувашей – 5, башкир – 2, армянка -1. Мне стало интересно, что знают дети про культуру своих родителей, про свою национальность, какие традиции и обычаи существуют в их семьях?

Поэтому в начале учебного года на основе наблюдений и общения с детьми я выявила, что они имеют довольно формализованные представления о необходимости уважительного и доброжелательного отношения к людям другой нации. Представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира практически отсутствовало. Представления о национальном составе жителей России были отрывочны и бессистемны. А ведь именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Именно социальная потребность и пробелы в работе в данной области побудили меня начать работу в этом направлении.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Особую роль в семейном воспитании играет старшее поколение (бабушки, дедушки). Отмечается более высокий уровень развития толерантности у детей, живущих большими семьями, впитывающих в повседневной жизни основы толерантности.

        Формы воспитания толерантности:

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение народных праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями разных народов; «Масленица», «Навруз», «Сюмбуля», «Сабантуй», «Пасха», «Святки» в соответствии с народным календарем;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) народные подвижные игры;

4) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

Принципы содержания работы:

- Комплексно - тематический подход к планированию.

- Личностно - ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.

- Интеграция образовательных областей.

- Построение предметно - развивающей среды с учетом современных требований.

- Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Организация образовательной деятельности проходит во второй половине дня,  1 раз в неделю. К проведению итоговых мероприятий  (1 раз в месяц) привлекаются родители воспитанников.

        Участниками данной работы являются воспитанники, педагоги, родители и законные представители воспитанников. 

Мы знакомимся с календарными праздниками татарского, башкирского, чувашского, русского и армянского народов, которые тесно связаны с развитием народного творчества (в народно-прикладном искусстве – национальный орнамент). Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщение к традиционной культуре разных народов воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.

Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Раздел 3. Содержание работы по воспитанию толерантности в старшей группе

Сентябрь

«Вместе весело дружить»

1.Беседа о дружбе.

Программное содержание:

- познакомить с пословицами и поговорками о дружбе;

- уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»;

- научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения.

Материал и оборудование:  игрушка Буратино, записи песен В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг», клубок ниток, телевизор, мультфильм «Мир похож на цветной луг» на DVD, карандаши цветные, листы А-4.

2.Ознакомление с художественной литературой,  башкирская  народная сказка «Щедрый заяц».

Программное содержание:

- познакомить детей с содержанием сказки;

- развивать слуховое восприятие;

- воспитывать чувство взаимовыручки.

Материал и оборудование: текст сказки, иллюстрации, игрушка заяц, картон А-5, глина, доски для лепки, стеки, салфетки, клеенки, образец зайца.

3.Знакомство с национальными костюмами (башкирским, татарским, русским).

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с национальными костюмами;

- развивать самостоятельность, мышление, память, воображение ребенка;

- расширять представления об одежде русского, башкирского и татарского народов.

. пробудить  у детей интерес к родному краю, башкирскому, татарскому и русскому народам, языкам, стремление к общению на этих языках

Материал и оборудование: три куклы в национальных костюмах, элементы костюмов национальной одежды русского, башкирского и татарского народов.

4.Выставка «Вместе весело дружить»

Программное содержание:

- показать разнообразие национальностей детей нашего ДОУ;

- установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

- воспитывать толерантное отношение к окружающим народам;

- привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми.

Октябрь

«Сюмбуля - праздник осеннего равноденствия и приветствия урожая»

1.Знакомство с праздниками урожая у разных народов.

Программное содержание:

- познакомить детей с разнообразием праздников урожая у разных народов;

- развивать познавательный интерес к осенним явлениям природы;

- воспитывать уважение к обычаям и традициям разных народов.

Материал и оборудование: игрушка домовенок Кузя, глобус, презентация со слайдами разных стран, муляжи овощей и фруктов.

2.Ознакомление с художественной литературой, армянская сказка «Отчего лук стал горьким»

Программное содержание:

- познакомить с содержанием армянской сказки;

- развивать слуховое восприятие, воображение детей, умение при..овощам человеческие черты характера;

- воспитывать силу духа, умение принять других.

Материал и оборудование:

иллюстрации лука, арбуза и подорожника.

3.Знакомство с тюбетейкой.

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами;

- развивать умение детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.);

- совершенствовать умение наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками;

- активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

- развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами;

- вызвать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству, духовно-нравственные качества.

Материал и оборудование:  татарская национальная одежда, тюбетейка, калфак, камзол, фартук; образец рисунка, восковые карандаши, гуашь, кисть №5; силуэты тюбетеек, салфетки.

4.Выставка поделок из природного материала «Дары осени»

Программное содержание:

- привлечь внимание родителей к изготовлению поделок;

- развивать фантазию, воображение, творческие способности;

- воспитывать бережное отношение к окружающему, к природе.

Ноябрь

«Праздник родословной»

1.Беседа о семье (названия членов семьи на разных языках)

Программное содержание:

- закрепить знания детей по теме «семья»;

- активизировать монологическую и диалогическую речь детей на двух языках;

- воспитывать у детей любовь к родным людям, желание говорить на татарском языке.

Материал и оборудование: 2 куклы - мальчик и девочка, рисунок «Семья», атрибуты для пальчиковой игры, дидактическая игра ”Семейный цветок”, фланелеграф.

2.Ознакомление с художественной литературой,  татарская сказка «Три дочери» Программное содержание:

- познакомить с содержанием сказки;

- развивать воображение, слуховое восприятие;

- воспитывать любовь к матери, чувство жалости и благодарности к самому близкому человеку.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке.

3.Знакомство с башкирским  жилищем.

Программное содержание:

- познакомить детей с историей башкирского народа: проживанием на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, бортничество), особенностями жилища (юрта, шалаш, изба);

- развивать образное восприятие, познавательный интерес детей;

- закреплять навыки работы многоцветными фломастерами.

Материал и оборудование:  башкирская легенда «Происхождение башкир», башкирская мелодия «Уралым» (аудиозапись); рисунки с изображением юрт, шалашей, изб; карты России, Республики Башкортостан; куклы в национальной одежде (русской и башкирской); пластилин, доски для лепки.

4.Выставка совместных работ с родителями «Дерево жизни»

Программное содержание:

- формирование у детей представлений о семье как о людях, которые живут в месте, любят друг друга;

- воспитывать желание заботиться о близких.

Декабрь

«Нардуган, святки, каргатуй – праздник зимнего солнцестояния».

1.Беседа о святках.

Программное содержание:

- познакомить детей и закрепить понятие «Святки» (святочные дни), «колядки», «колядование»; выяснить у детей какие дни считаются «святыми» ( с 6 января по 19 января);

- продолжить рассказывать детям о традициях,  обычаях и обрядах;

- прививать любовь к русским народным праздникам.

Материал и оборудование:  иллюстрации с изображением святочных гуляний, гаданий, «Рождества Христова»,  мешочек,  картинки с изображением профессий, аудиокассета и  DVD – диск из серии  “Сибирский календарь» Школы Традиционной Русской Культуры,  русские народные костюмы для воспитателя и детей подготовительной группы, элемент костюма для козы.

2. Знакомство с Республикой Чувашия.

Программное содержание:

- дать детям первые представления о соседней республике;

- познакомить с государственной символикой (герб, флаг) и национальными костюмами;

- воспитывать уважение к культуре и традициям других народов.

Материал и оборудование: кукла в национальном костюме, иллюстрации символики, фотографии столицы, аудиозапись гимна, презентация «жилища чувашей». 

3.Ознакомление с художественной литературой, чувашская «Легенда о начале хлебопашества» 

Программное содержание: 

- познакомить с художественным произведением;

- обогатить лексику яркими, красочными признаками (эпитетами);

- развивать диалогическую речь;

- побуждать рассказывать о содержании литературных произведений, понимать авторский замысел;

- продолжать развивать интерес детей к национальной детской художественной литературе.

Материал и оборудование: наглядное пособие «Откуда что берется?» (хлеб), дидактическая игра «Откуда хлеб на столе?», набор открыток «Запах хлеба».

4.Выставка «Мастерская Деда Мороза»

Программное содержание:

- привлечь к совместной деятельности с детьми родителей;

- развивать творческое мышление, воображение;

- воспитывать любовь к природе, сказкам.

Январь

Чайная гостиная для родителей «Традиции национального гостеприимства»

1. Знакомство с Арменией.

Программное содержание:

- дать детям первые элементарные представления об Армении, о ее народе, государственной символике, природе и культурных ценностях;

- познакомить с национальной одеждой, блюдами;

- приобщить к армянским народным играм;

- обогащать словарный запас;

- развивать внимательность, аккуратность;

- вызвать интерес к другой культуре;

- воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Материал и оборудование: презентация “Знакомство с Арменией”, запись со звучанием дудука (деревянного духового инструмента), листочки для раскрашивания с армянской национальной одеждой, цветные карандаши, мяч.

2.Ознакомление с художественной литературой,

русская народная сказка «Лиса и журавль»

Программное содержание:

- развивать умение составлять пересказ по основному содержанию сказки;

- совершенствовать умение употреблять в речи антонимы;

- формировать опыт положительного восприятия содержания сказки;

- приобщение детей к общепринятым нормам приема гостей;

- воспитывать эмпатийные качества личности детей (сопереживание героям сказки).

Материалы и оборудование: мяч, карточки с изображением посуды,

аудиозапись.

3.Беседа о традициях гостеприимства народов России.

Программное содержание:

- приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре;

- формировать представления детей о культуре гостеприимства народов, населяющих Россию;

-  обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство», «многонациональность»;

- закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста;

- воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.

Материал и оборудование:  самовар, баранки, колосья пшеницы; хлеб  национальной кухни (русской, армянской, татарской); каравай, соль, рушник, народные костюмы, тематические картинки, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, фартуки.

4.Выставка национальных блюд.

Программное содержание:

- вызвать интерес к национальным блюдам разных народов;

- воспитывать щедрость, радушие, желание сделать приятное другим.

Февраль

«Масленица»

1.Знакомство с русским праздником «Ай, да Масленица!»

Программное содержание:  

- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;

- закрепить последовательность дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни;

- развивать речь, познавательную активность;

- воспитывать у детей  любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.  

Материал и оборудование: мнемокартинки  «Дни Масленицы», ТСО (ноутбук, проектор, магнитофон, диски), музыкальные инструменты (рубель, колокольчики, трещотки, ложки, маракасы), мишень, "снежки".

2.Ознакомление с художественной литературой,

армянская сказка «Барекендан» (Масленица).

Программное содержание:

- знакомство со сказкой, с незнакомыми словами (Барекендан);

- развивать слуховое восприятие, воображение, чувство юмора;

- воспитывать смекалку, уважение к человеческим качествам характера.

Материал и оборудование:  иллюстрации к сказке.

3.Беседа о чувашской Масленице «Саварни».

Программное содержание:

- знакомство детей с чувашским календарно-обрядовым фольклором;

- развивать память, внимание, мышление, дикцию при помощи чувашских народных игр;

- воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Материал и оборудование: чувашские народные костюмы, кнутик из лент, угощения (выпечка, крупа), атрибуты для игр.

4.Тематическое занятие «Блины к чаю».  Художественно-эстетическое творчество.

Программное содержание:

- познакомить детей с обрядной кухней, символикой народного фольклора

- развивать творческое воображение, мелкую моторику.

- приобщить детей к народным традициям.

- воспитывать дружелюбие, гостеприимство, уважение к окружающим.

Материал и оборудование: соленое тесто для лепки, доски для лепки, пластилин, салфетки, кукла Ваня, иллюстрации празднования Масленицы.

Март

«Навруз –Новый год»

1.Знакомство с весенними праздниками татар.

Программное содержание: 

- формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар;

- отметить отличительные  и сходные традиции с русскими обычаями;

- развивать познавательный интерес детей к национальным традициям  татар, культуре, национальным блюдам.

Материал и оборудование:  флаг Татарстана, костюмы, угощение «чак-чак».

2.Ознакомление с художественной литературой, татарская сказка «Шурале».

Программное содержание:

- познакомить с содержанием сказки;

- выделить основные черты характеров главных героев;

- воспитывать смелость, смекалку.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, пластилин, доски для лепки.

3.Художественно – эстетическое творчество. Рисование «Моя мама».

Программное содержание:

- формировать умение изображать фигуру человека в национальной одежде;

- развивать чувство пропорции, световосприятия;

- воспитывать уважение к своей национальности и гордость за принадлежность к своей нации.

Материал и оборудование: иллюстрации - образцы картин женщин в национальных костюмах, простые и цветные карандаши, гуашь, кисточки, листы бумаги А-4, салфетки.

4.Выставка детских рисунков и поделок, посвященных празднику Навруз.

Апрель

Фестиваль национальных культур «Хоровод дружбы»

1.Знакомство с чувашским весенним праздником «Монкун»

Программное содержание:

- расширить знания детей о Чувашской республике, о чувашах, населяющих Поволжье;

- закрепить знания о быте, одежде чувашей;

- воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Материал и оборудование: герб и флаг ЧР, чувашский национальный детский костюм, фотографии женских украшений, фрагментов национального быта чувашей.

2.Ознакомление с художественными произведениями,

Пасхальные сказки: «Мальчик и синичка».

Программное содержание:

- познакомить с содержанием сказки;

- развивать слуховое восприятие и воображение;

- воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, доброты.

Материал и оборудование: иллюстрации.

3.Изодеятельность (аппликация) «Пасха»

Программное содержание: 
- расширять образные представления детей;
- закреплять представление детей об истории и традициях празднования Пасхи;
- развивать комбинаторские способности и композиционные умения при составлении аппликации;
- развивать воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрашивания;
- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению;
- вызывать положительный отклик на результаты своего творчества.
Материал и оборудование: шаблоны – яйцо, цветы разных форм, листья; альбомный лист; цветная бумага (синяя, красная, желтая, оранжевая, розовая, зеленая); простой карандаш; ножницы; художественные материалы: акварель, баночка с водой, кисти, цветные карандаши, восковые мелки; клей-карандаш; клеенки для аппликации; салфетки; показ образца; стихотворение Татьяны Лавровой «Пасхальное яичко»,

шаблон яйца.

4.Выставка «Пасхальное чудо»

Программное содержание:

- приобщение воспитанников к традициям народного творчества, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

- развитие всех видов декоративно-прикладного творчества среди детей;

- сохранение и популяризация лучших традиций народного творчества.

Май

«Сабантуй – татарский (башкирский) праздник плуга»

1.Знакомство с чувашским праздником «Акатуй»

Программное содержание:

- продолжать знакомить с чувашскими традициями и праздниками;

- развивать воображение, чуткость, смекалку;

- воспитывать уважительное отношение к чувашскому народу и их обычаям.

Материал и оборудование: иллюстрации празднований, аудиозаписи.

2.Ознакомление с художественной литературой,

русская народная сказка «Как весна зиму поборола»

Программное содержание:

- познакомить с содержанием сказки;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, воображение;

- воспитывать чувство взаимоуважения.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, акварельные краски, кисточки, альбомы.

3.Беседа о татарском празднике посевной.

Программное содержание:

  1. - продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими нашу страну;

- учить детей уважать культуру, отличную от их собственной;

  1. - дать представление о татарском национальном празднике «Сабантуй», о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника;
  2. - продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов России: с татарским национальным костюмом и с татарскими народными играми.
  1. - воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

Материалы и оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеоматериалы – презентация «Сабантуй», тюбетейка, шест с подарками (платки, полотенца с национальным орнаментом), деревянные ложки, теннисные шары;

  1. аудиозапись татарская плясовая.

4.Выставка народно - прикладного искусства народов Республики Башкортостан.

Программное содержание:

- приобщение детей к истокам национальной культуры посредством народного декоративно-прикладного искусства;

- продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы;

- воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров;

- привлекать родителей к участию в проекте.

Заключение.

Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. Эту деятельность следует рассматривать, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности.

В процессе воспитания в детском саду ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения. Я убеждена, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей. Дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Эффективность работы по формированию межэтнической толерантности дошкольников возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей, сотрудничество и взаимопонимание - путь к успешному развитию детей.

Чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения, заложенные в детском саду, перерастут в понимание и принятие культурных различий народов мира.

Накопленный мной материал и проведенная работа позволяет детям с дошкольного возраста впитать народные традиции, народный дух. Все, чего я  стараюсь достичь, дается нелегко. Но этот труд оправдан, так как проводимая работа является предпосылкой воспитания у детей интереса к культуре других наций, пониманию ценностей других народов и формированию чувства симпатий к ним.

Я еще продолжаю работу по данной проблеме. Нужно систематизировать и оформить подборку материалов, картотеки по играм, праздникам, альбомам, видеотеку наших мероприятий, подобрать соответствующую художественную литературу, а так же организовать показ национальных сказок силами детей и родителей.

Планирую продолжить работу по развитию толерантности и в подготовительной группе.

Список литературы:

- Татары. Народы Башкортостана: историко – этнографические очерки. 2-е изд., доп. Уфа: Гилем, 2002, стр.154 – 157.

- Методические рекомендации по формированию у дошкольников осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали средствами патриотического воспитания, Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В., Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду,  творческий центр «Сфера», М., 2013,

- Хачатрян Г.Б., Педагогические условия гуманистического воспитания детей, Воспитатель дошкольного образовательного учреждения., №4/2017, с.101-104

- Даллакян А.М., Особенности применения игровых технологий В.В. Воскобовича в старшем дошкольном возрасте, Воспитатель дошкольного образовательного учреждения., №5/2017, , с.108-113

- Алябьева Е.А., Игры- путешествия на участке детского сада, изд. «ТЦ Сфера», 2015, с.20-24

- Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А., Академия детства. Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан, Уфа,2017

- Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2012. С.12-23.

-.Заббарова М.Г,.Гринева Е.А, Теоретико- методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков, Прометей, М., 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В методических рекомендациях в популярной форме родителям рассказывается о том как сделать так, чтобы их дети росли здоровыми, умными, инициативными, самостоятельными, творческими и нравственно развит...

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебный год.

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебны...

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебный год.

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебны...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...

Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...