Проект «Растим будущего читателя»
проект (старшая группа) по теме
Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит – вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rastim_budushchego_chitatelya.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Растим будущего читателя»
Пояснительная записка
Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит – вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга, прочитанная в период дошкольного детства, оставляет более светлый и сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Книга вводит ребенка в мир нравственных отношений, открывает светлые чувства дружбы, общения с разными людьми, жажду справедливости, счастье любить, беречь родную землю. Сострадание помогает стать добрыми по отношению ко всему живому. Но как достучаться до сердца ребенка с помощью книги, если не у всех есть умение слушать литературные произведения, соответственно нет готовности принимать информацию. От педагогов зависит, смогут ли родители в полной мере осознать всю важность общения ребёнка с книгой; научить бережному отношению к книге, желанию слушать взрослого, а в дальнейшем и самому читать произведения. Педагоги просто необходимо информировать родителей, чтобы заинтересовать их по данному направлению, помочь им найти ответы на вопросы: «Что читать?», «Что интересно детям?», «Когда читать?», «Какие новинки в детской литературе?»
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности чтения. Поэтому важными моментами деятельности в дошкольном учреждении при реализации данной области являются:
1) формирование круга детского чтения;
2) организация процесса чтения.
Основными задачами развития образовательной области
«Художественная литература» являются:
- формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений);
- развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);
- приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).
Одним из направлений приобщения дошкольников к художественной литературе является создание библиотеки в дошкольном учреждении.
Библиотека должна быть полностью укомплектована в соответствии с программой, по которой работает дошкольное учреждение. Книги представлены по разделам: стихи, тематические рассказы (животные, природа, растения, дети, воинская доблесть, труд взрослых; тематические сказки (про животных, волшебные сказки); загадки, пословицы, поговорки; книги энциклопедической направленности; журналы; книги для самых маленьких.
Каждый раздел имеет свой цветовой ориентир для самостоятельной деятельности детей и их родителей.
Условие возвращения книги в библиотеку предполагает создание рисунка - иллюстрации к прочитанному произведению. В дальнейшем дети вместе с родителями презентуют прочитанные произведения и рисунки на родительских гостиных «Растим будущего читателя», проходящих один раз в месяц.
№ п/п | Тема встреч | Решаемые задачи |
1 | «Первые шаги юного читателя – встреча с книгой» | Познакомить с правилами поведения в библиотеке, художественной литературой, распределением книг по темам и умением самостоятельного поиска произведений дошкольниками. |
2 | «Осенние превращения – герои сказок из природного материала» | Уточнить знания детей о сказочных персонажах; развивать художественно-эстетические способности. |
3 | «Книга своими руками» | Прививать бережное отношение к книгам, совместно оформленными родителями с ребёнком. |
4 | «Чтение с продолжением…» | Раскрыть родителям значение книг с продолжением для всестороннего развития дошкольников, познакомив с произведениями доступными детям. |
5 | «Путешествие по книжным страницам» | Познакомить родителей с художественной литературой, раскрывающей знания об элементарных географических знаниях. |
6 | «Читаем и играем» | Познакомить родителей с видами игр, которые можно использовать в совместной деятельности на развитие читательского интереса дошкольников. |
7 | «Литературные чтения – К.И. Чуковский» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
8 | «Литературные чтения – С.В. Михалков» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
9 | «Литературные чтения – С.Я. Маршак» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
10 | «Литературные чтения – В.В. Бианки» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
11 | «Литературные чтения – А.Л. Барто» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
12 | Викторина «Сказочные превращения» | Уточнить и систематизировать знания дошкольников о детских писателях и их произведениях. |
Конспект образовательной деятельности
«Художественная литература»
Старший дошкольный возраст
Встреча родительской гостиной
Тема: «Читаем и играем».
Цель.
Создать эмоционально благоприятную атмосферу при встрече, формируя интерес к художественной литературе.
Оборудование и материалы:
Детские книги-игрушки (звуковые), русские народные сказки, шумовые музыкальные инструменты, шапочки животных, игрушки (пластмассовые, резиновые, мягкие), фланелеграф, фонарь (со свечкой внутри).
Оформление библиотеки:
На мольберте – иллюстрации к сказкам, в коробе – музыкальные инструменты, на стеллаже – книги, используемые в процессе встречи.
План проведения встречи:
Дети с родителями входят под музыку. Ведущий обозначает тему встречи, обращая внимание собравшихся на ещё одну особенность книги – помогает проиграть понравившиеся сказки, рассказы, стихи.
1. Упражнение «Клубочек» - ведущий напоминает, по традиции мы начинаем наши встречи с приветствия, передавая клубок друг другу и называя своё имя.
2.Ведущий предлагает оглядеться по сторонам и посмотреть, как много книг вокруг, выбрать понравившуюся или уже полюбившуюся. Обсуждение «Что тебе нравится в книге?»
3.Показ сказки на фланелеграфе (в показе активное участие принимают родители)
4.Упражнение «Музыкальные превращения» (участники садятся в круг, каждый выбирает шумовой музыкальный инструмент. Ведущий рассказывает сказку о зиме. Участники, слушая инструкцию, воспроизводят звуки с помощью инструмента.
5. Игра «Мы слепили снежный ком» (ведущий рассказывает стихотворение и показывает движение, участники повторяют за ним)
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайка вышел как живой:
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни:
Из соломинок они.
Длинные, блестящие,
Словно настоящие!
6. Упражнение «Зайкины запасы» (ведущий показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат овощи, и даёт установку: «Я буду загадывать загадки, отгадавший запускает руку в мешочек и вынимает предмет-отгадку).
7. Упражнение с волшебным фонариком (участники по очереди рассказывают о понравившихся моментах, вспоминают книги, с которыми познакомились на встрече; прощаются друг с другом).
Конспект образовательной деятельности, игровых сеансов
по приобщению дошкольников к художественной литературе
Старший дошкольный возраст
СТИХОТВОРЕНИЯ А. Л. БАРТО ДЛЯ ДЕТЕЙ
Цель.
Создать эмоционально благоприятную атмосферу при встрече, формируя интерес к художественной литературе.
Задачи:
- систематизировать знания детей о литературном творчестве
А.Л. Барто;
- добиваться выразительного чтения стихотворений детьми;
- продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, помочь
осмыслить юмористический и сатирический стиль произведений;
- вызвать эмоциональный отклик на произведения А. Барто, желание
выразить свои впечатления в рисунках.
Материалы и оборудование:
книги для тематической выставки, портрет писательницы, атрибуты к драматизации, игрушки; тонированные листы бумаги, краска "акварель", восковые мелки, простые карандаши.
Ход образовательной деятельности:
(Воспитатель обращает внимание детей на портрет поэтессы).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Она родилась в 1902 году в Москве, в семье врача-ветеринара. Писать стихи она начала рано, ещё в школе: про своих подруг, учителей, затем юмористические и сатирические стихи (юмористические - смешные, весёлые, сатирические - высмеивающие недостатки людей, отрицательные черты поведения, характера). Стихи Агнии Барто читают дети разного возраста - и самые маленькие, и постарше, и школьники (воспитатель предлагает детям прочесть любимые стихи). Когда вы были маленькими, вам взрослые читали стихи об игрушках - вот они у меня на столе. Кто хочет прочитать эти стихотворения? (дети подходят к столу, берут игрушки и читают стихи).
Воспитатель:
Ребята, вспомните, как называются стихи, отрывки из которых я вам сейчас прочту:
1. Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
("Верёвочка")
2. Скоро десять лет Серёже.
Диме нет ещё шести,-
Дима всё никак не может.
До Серёжи дорасти.
("Очки")
3. Волк ответил: "Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
("Гуси-лебеди")
4. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
("Любочка")
5. Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
Весной Андрюша родился,
В один хороший день.
("Младший брат")
6. Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат-
Обманули волка.
Дело было в январе,-
Думал он, что на горе
Украшенная ёлка.
("Дело было в январе")
(Воспитатель обращает внимание на стол, где лежат различные предметы, и предлагает вспомнить стихи , где встречаются эти предметы: раковина, цветок, жук, погремушка, очки, букварь, портфель с игрушками.
Воспитатель:
У Агнии Барто есть книжка с добрыми стихами о хорошем человеке. Как его зовут? А как называется книжка? ("Вовка - добрая душа") Сейчас ребята покажут сценку из этого стихотворения. ("Как Вовка стал старшим братом")
Воспитатель:
Есть стихотворения, где говорится о добрых и заботливых девочках и м Аальчиках. Вспомните, как называются эти стихи? ("Все на всех", "Вовка-добрая душа", "Младший брат", "Настенька"). А в каких стихотворениях говорится о ленивых? ("Помошница", "Третий лишний", "Катя").
(дети читают стихи "Помошница" "Про ленивого Федота")
Воспитатель:
Бывают дети ленивые, а бывают ... (трудолюбивые) В каких стихах об этом говорится? ("Морковный сок", "Чепчик", "Катя", "Третий лишний". А о злых, грубых, хитрых есть стихи? ("Любочка", "Есть такие мальчики", "Вовка-нелюдим", "Почему Вовка рассердился?)
(ребёнок читает стихотворение "Вот так защитник" о "странном заботливом брате)
Проводится физкультминутка.
Воспитатель:
Мы вспомнили много разных стихотворений Агнии Львовны Барто. А теперь я предлагаю нарисовать иллюстрации к её стихам, оформим выставку и пригласим на неё детей из нашего детского сада.
(в процессе рисования воспитатель помогает советом, подсказывает детям, как лучше нарисовать. Дети рассматривают рисунки, отмечают наиболее удачные, отбирают их для оформления книги.