Проект «Растим будущего читателя»
проект (старшая группа) по теме

Кашковская Маргарита Владимировна

Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит – вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rastim_budushchego_chitatelya.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Проект

 «Растим будущего читателя»

Пояснительная записка

Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит – вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга, прочитанная в период дошкольного детства, оставляет более светлый и сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Книга вводит ребенка в мир нравственных отношений, открывает светлые чувства дружбы, общения с разными людьми, жажду справедливости, счастье любить, беречь родную землю. Сострадание помогает стать добрыми по отношению ко всему живому. Но как достучаться до сердца ребенка с помощью книги, если не у всех есть умение слушать литературные произведения, соответственно нет готовности принимать информацию. От педагогов зависит, смогут ли родители в полной мере осознать всю важность общения ребёнка с книгой; научить бережному отношению  к книге, желанию  слушать взрослого, а в дальнейшем и самому читать произведения.  Педагоги просто необходимо информировать родителей, чтобы заинтересовать их по данному направлению, помочь им найти ответы на вопросы: «Что читать?», «Что интересно детям?», «Когда читать?», «Какие новинки в детской литературе?»

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности чтения. Поэтому важными моментами деятельности в дошкольном учреждении при реализации данной области являются:

   1) формирование круга детского чтения;

   2) организация процесса чтения.

Основными задачами развития образовательной области

«Художественная литература» являются:

  •  формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений);
  • развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);
  • приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).

Одним из направлений приобщения дошкольников к художественной литературе является создание библиотеки в дошкольном учреждении.

Библиотека должна быть полностью укомплектована в соответствии с программой, по которой работает дошкольное учреждение. Книги представлены по разделам: стихи, тематические рассказы (животные, природа, растения, дети, воинская доблесть, труд взрослых; тематические сказки (про животных, волшебные сказки); загадки, пословицы, поговорки; книги энциклопедической направленности; журналы; книги для самых маленьких.

Каждый раздел имеет свой цветовой ориентир для самостоятельной деятельности детей и их родителей.

Условие возвращения  книги в библиотеку предполагает создание рисунка - иллюстрации к прочитанному произведению. В дальнейшем дети вместе с родителями презентуют прочитанные произведения и рисунки на родительских гостиных  «Растим будущего читателя», проходящих один раз в месяц.

                                     

№ п/п

Тема встреч

Решаемые задачи

1

«Первые шаги юного читателя – встреча с книгой»

Познакомить с правилами поведения в библиотеке, художественной литературой, распределением книг по темам и умением самостоятельного поиска произведений дошкольниками.

2

«Осенние превращения – герои сказок из природного материала»

Уточнить знания детей о сказочных персонажах; развивать художественно-эстетические способности.

3

«Книга своими руками»

Прививать бережное отношение к книгам, совместно оформленными родителями с ребёнком.

4

«Чтение с продолжением…»

Раскрыть родителям значение книг с продолжением для всестороннего развития дошкольников, познакомив с произведениями доступными детям.

5

«Путешествие по книжным страницам»

 Познакомить родителей с художественной литературой, раскрывающей знания об элементарных географических знаниях.

6

«Читаем и играем»

Познакомить родителей с видами игр, которые можно использовать в совместной деятельности на развитие читательского интереса дошкольников.

7

«Литературные чтения –

К.И. Чуковский»

Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение.

8

«Литературные чтения –

С.В. Михалков»

Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение.

9

«Литературные чтения –

С.Я. Маршак»

Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение.

10

«Литературные чтения –

В.В. Бианки»

Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение.

11

«Литературные чтения –

А.Л. Барто»

Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение.

12

Викторина «Сказочные превращения»

Уточнить и систематизировать знания дошкольников о детских писателях и их произведениях.

Конспект образовательной деятельности

«Художественная литература»

Старший дошкольный возраст

Встреча родительской гостиной

Тема: «Читаем и играем».

                                                                                                       

                 

                                                                                                                                                                                                                         

Цель.

Создать эмоционально благоприятную атмосферу при встрече, формируя интерес к художественной литературе.

Оборудование и материалы:

Детские книги-игрушки  (звуковые), русские народные сказки, шумовые музыкальные инструменты, шапочки   животных, игрушки (пластмассовые, резиновые, мягкие), фланелеграф, фонарь (со свечкой внутри).

Оформление библиотеки:

На мольберте – иллюстрации к сказкам, в коробе – музыкальные инструменты, на стеллаже – книги, используемые в процессе встречи.

План проведения встречи:

Дети с родителями входят под музыку. Ведущий обозначает тему встречи, обращая внимание собравшихся на ещё одну особенность книги – помогает проиграть понравившиеся сказки, рассказы, стихи.

1. Упражнение «Клубочек» - ведущий напоминает, по традиции мы начинаем наши встречи с приветствия, передавая клубок друг другу и называя своё имя.

2.Ведущий предлагает оглядеться по сторонам и посмотреть, как много книг вокруг, выбрать понравившуюся или уже полюбившуюся. Обсуждение «Что тебе нравится в книге?»

3.Показ сказки на фланелеграфе (в показе активное участие принимают родители)

4.Упражнение «Музыкальные превращения» (участники садятся в круг, каждый выбирает шумовой музыкальный инструмент. Ведущий рассказывает сказку о зиме. Участники, слушая инструкцию, воспроизводят звуки с помощью инструмента.

5. Игра «Мы слепили снежный ком» (ведущий рассказывает стихотворение и показывает движение, участники повторяют за ним)

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел как живой:

Он с хвостом и головой.

За усы не тяни:

Из соломинок они.

Длинные, блестящие,

Словно настоящие!

6. Упражнение «Зайкины запасы» (ведущий показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат овощи, и даёт установку: «Я буду загадывать загадки, отгадавший запускает руку в мешочек и вынимает предмет-отгадку).

7. Упражнение с волшебным фонариком (участники по очереди рассказывают о понравившихся моментах, вспоминают книги, с которыми познакомились на встрече; прощаются друг с другом).

Конспект образовательной деятельности, игровых сеансов

по приобщению дошкольников к художественной литературе

Старший дошкольный возраст

                                                                                                       

                 

                                                                                                       

                             СТИХОТВОРЕНИЯ А. Л. БАРТО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Цель.

Создать эмоционально благоприятную атмосферу при встрече, формируя интерес к художественной литературе.

        

Задачи:

- систематизировать знания детей о литературном творчестве

А.Л. Барто;

- добиваться выразительного чтения стихотворений детьми;

- продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, помочь

  осмыслить юмористический и сатирический стиль произведений;

- вызвать эмоциональный отклик на произведения А. Барто, желание

  выразить свои впечатления в рисунках.

        Материалы и оборудование:

        книги для тематической выставки, портрет писательницы, атрибуты к драматизации, игрушки; тонированные листы бумаги, краска "акварель", восковые мелки, простые карандаши.

Ход образовательной деятельности:    

(Воспитатель обращает внимание детей на портрет поэтессы).

Воспитатель:

        Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Она родилась в 1902 году в Москве, в семье врача-ветеринара. Писать стихи она начала рано, ещё в школе: про своих подруг, учителей, затем юмористические и сатирические стихи (юмористические - смешные, весёлые, сатирические - высмеивающие недостатки людей, отрицательные черты поведения, характера). Стихи Агнии Барто читают дети разного возраста - и самые маленькие, и постарше, и школьники (воспитатель предлагает детям прочесть любимые стихи). Когда вы были маленькими, вам взрослые читали стихи об игрушках - вот они у меня на столе. Кто хочет прочитать эти стихотворения? (дети подходят к столу, берут игрушки и читают стихи).

Воспитатель:

        Ребята, вспомните, как называются стихи, отрывки из которых я вам сейчас прочту:

1. Весна, весна на улице,

    Весенние деньки!

    Как птицы, заливаются

    Трамвайные звонки.

                            ("Верёвочка")

2. Скоро десять лет Серёже.

    Диме нет ещё шести,-

    Дима всё никак не может.  

    До Серёжи дорасти.

                            ("Очки")

3. Волк ответил: "Я не трушу,

    Нападу на вас сейчас,

    Я доем сначала грушу,

    А потом примусь за вас!

                           ("Гуси-лебеди")

4. Синенькая юбочка,

    Ленточка в косе

    Кто не знает Любочку?

    Любу знают все.

                           ("Любочка")

5. Звенели птичьи голоса,

    В саду цвела сирень,

    Весной Андрюша родился,

    В один хороший день.

                           ("Младший брат")

6. Десять маленьких зайчат

    Висят на ёлке и молчат-

    Обманули волка.

    Дело было в январе,-

    Думал он, что на горе

    Украшенная ёлка.

                           ("Дело было в январе")

(Воспитатель обращает внимание на стол, где лежат различные предметы, и предлагает вспомнить стихи , где встречаются эти предметы: раковина, цветок, жук, погремушка, очки, букварь, портфель с игрушками.

        Воспитатель:

        У Агнии Барто есть книжка с добрыми стихами о хорошем человеке. Как его зовут? А как называется книжка? ("Вовка - добрая душа") Сейчас ребята покажут сценку из этого стихотворения. ("Как Вовка стал старшим братом")

        Воспитатель:

        Есть стихотворения, где говорится о добрых и заботливых девочках и м Аальчиках. Вспомните, как называются эти стихи? ("Все на всех", "Вовка-добрая душа", "Младший брат", "Настенька"). А в каких стихотворениях говорится о ленивых? ("Помошница", "Третий лишний", "Катя").

(дети читают стихи "Помошница" "Про ленивого Федота")

        Воспитатель:

        Бывают дети ленивые, а бывают ... (трудолюбивые) В каких стихах об этом говорится? ("Морковный сок", "Чепчик", "Катя", "Третий лишний". А о злых, грубых, хитрых есть стихи? ("Любочка", "Есть такие мальчики", "Вовка-нелюдим", "Почему Вовка рассердился?)

(ребёнок читает стихотворение "Вот так защитник" о "странном заботливом брате)

Проводится физкультминутка.

         Воспитатель:

        Мы вспомнили много разных стихотворений Агнии Львовны Барто. А теперь я предлагаю нарисовать иллюстрации к её стихам, оформим выставку и пригласим на неё детей из нашего детского сада.

(в процессе рисования воспитатель помогает советом, подсказывает детям, как лучше нарисовать. Дети рассматривают рисунки, отмечают наиболее удачные, отбирают их для оформления книги.