Мастер-класс для воспитателей по теме: "Познавательно - экспериментальная деятельность в средней группе"
опыты и эксперименты (средняя группа) по теме

Суворова Татьяна Михайловна

2 слайд Дошкольное детство – отрезок в жизни человека, когда интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

3 слайд Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

«Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.

4 слайд В экспериментальной деятельности дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в них интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

5 слайд В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Не все материалы находятся там одновременно.

6 слайд Например, с помощью различных колб, мерных стаканчиков дети узнают, что вода в жидком состоянии не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором она налита.

С помощью пипетки детки выяснили, сколько капель воды налито в блюдце.

Также если в пипетку набрать краску и капнуть в емкость с водой, то мы наблюдали, что краска растворилась в воде. Поэтому дети самостоятельно пришли к выводу, что вода растворитель.

7 слайд В уголке экспериментатора находятся сыпучие вещества (соль, сахар, мука, речной песок) с помощью несложных опытов (добавление соли в воду – она соленая, а сахара  - вода сладкая, если добавить жидкое мыло и подуть в трубочки – то получится мыльная вода), дети делают вывод, что они растворяются в воде, а вот речной песок в воде не растворяется. ПОЧЕМУ?  

8 слайд Также деткам очень понравился опыт с шишками, который мы проводили осенью. Каждый ребенок, намочив шишку, отметил, что чешуйки закрылись, а оставил на подоконнике  после высыхания, чешуйки снова открылись.

9 слайд сюда относятся наблюдения в живой и неживой природе, окружающий мир, сезонные изменения.

10 слайд. Давайте попробуем провести опыт «Сухая салфетка в стакане». Для этого скомкайте салфетку и положите ее на дно стакана. Наполните большую миску водой и опустите в нее перевернутый стакан с салфеткой внутри. Салфетка должна остаться сухой (из-за давления воздуха).

11 слайд. Опыт «Цветы лотоса» Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите цветки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт «Перевернутый стакан и лист бумаги» Наполните стакан водой до самых краев, накройте его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно переверните стакан. Уберите руку. Вода из стакана не будет переливаться.

Что происходит?

Что вы наблюдаете?

12 слайд.

13 слайд Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения  к поисково - исследовательской деятельности детей. По результатам анкетирования я пришла к выводу, что большинство родителей заинтересованы в экспериментировании детей. Поэтому было проведено родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома», где родители могли не только услышать теорию, но и на практике убедиться в эффективности экспериментальной и исследовательской деятельности. После родители получили рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

14 слайд В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

 

 

Раздаточный материал для воспитателей (памятки)

Волшебный шарик.

Материал: воздушный шарик, карточки-модели.

Ход эксперимента:

Возьмите воздушный шарик и надуйте его. Энергично потрите шарик о шерстяную тряпочку. Приложите шарик к стене и вы увидите, что он не падает, а держится на ней. Что его удерживает!

При трении шарик наэлектризовывается, что позволяет ему удерживаться на стене.

Волшебная цепочка.

Материал: магниты, скрепки.

Ход эксперимента:

Предложить детям при помощи магнита «поднять» скрепки. Скрепки «поднимаются» цепочкой. Снимите цепочку с магнита. Цепочка не распадается. Объяснить, что скрепки после того как они притянулись к полюсу магнита, сами становятся магнитами, но не надолго. Если скрепки отсоединить от магнита, то через некоторое время их магнитные свойства пропадают.

Вывод: Скрепки после того, как они притянулись к магниту, сами ненадолго становятся магнитами.

Как спутник вращается вокруг земли.

Материал: рыболовная леска, пластилин, корпус шариковой ручки, скрепки, крепкая нить.

Ход эксперимента:

Разломите кусочек пластилина на неровные части (примерно 10 г и 50 г). Протяните леску через корпус шариковой ручки, привяжите к концам по одной скрепке, насадите на них пластилиновые шарики. Возьмите корпус шариковой ручки, поверните вертикально к полу так, чтобы маленький шарик был сверху, и начинайте быстро вращать его по кругу. Маленький шарик устремится от корпуса ручки. Та сила, с которой маленький шарик натягивает леску стремясь оторваться и полететь, называется центробежной силой. По такому закону вращаются искусственные спутники Земли.

Цветок лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите цветки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Куда делись чернила? Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
  Тайный похититель варенья.
Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша.

Перевернутый стакан и лист бумаги.

Наполните стакан водой до самых краев, накройте его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно переверните стакан. Уберите руку. Вода из стакана не будет переливаться.

Сухая салфетка в стакане.

 Для этого скомкайте салфетку и положите ее на дно стакана. Наполните большую миску водой и опустите в нее перевернутый стакан с салфеткой внутри. Салфетка должна остаться сухой (из-за давления воздуха).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно - экспериментальная деятельность в средней группе. Воспитатель: Суворова Татьяна Михайловна

Слайд 2

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Слайд 3

Цель : создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования Задачи: систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование; поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности; развивать инициативу, активность, самостоятельность; способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего “я”.

Слайд 4

В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.

Слайд 5

Познавательная деятельность с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Уголок экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью.

Слайд 7

ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ МОЖНО ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ:

Слайд 8

Реальные события : яркие природные явления

Слайд 9

События, специально «смоделированные» воспитателем.

Слайд 10

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни

Слайд 11

Используя экспериментирование в работе с детьми, воспитатель — учит детей ставить цель — решать проблемы, возникшие в ходе исследования — выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем — делать выводы из полученных результатов

Слайд 12

Основными задачами во взаимодействии с родителями считаю: - во-первых , установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; - во-вторых, создать атмосферу общности интересов; - в-третьих, активизировать и обогащать педагогический опыт родителей .

Слайд 13

Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



 

Комментарии

Липагина Наталья Викторовна

Спасибо, интересные фото и презентация!