Главные вкладки

    МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности .(ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО"
    опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

    Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.

    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно    экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких  детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx30.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное
    образовательное учреждение: детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным

    осуществлением художественно- эстетического направления воспитанников
                                                                 п. Варшавка

    МАСТЕР – КЛАСС  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности                    

                                                       дошкольников»
     (ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО?»)


                                                             Подготовила воспитатель первой категории:
                                                            Иманкулова О.М

                                                       2014г.

    Цель мастер-класса:

    Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

    Задачи:

    1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей;
    2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

    Практическая значимость:

    Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.  Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

    Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

    Количество часов – 20 минут

    Периодичность:

    1 день

    Форма проведения:

    10 минут – консультация

    10 минут – практическая деятельность

    Конечный результат:

    Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ, в познавательно-исследовательской деятельности, а именно овладение знаниями о структуре и этапах детской исследовательской деятельности.

    Тематический план

    пп

    Содержание мастер-класса

    Количество теоретических часов

    1

    Консультация:

                 -  Развитие познавательных интересов детей через познавательно- исследовательскую деятельность в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ;

     - Структура и этапы  исследовательской деятельности

    10 мин.

    2

    Практическая деятельность

                  -   Организация исследовательской деятельности по теме «Плавает ли железо?»

     10 мин.

    Оборудование:

    Магниты; различные предметы: металлические, пластмассовые, деревянные;  консервные банки; лейки; мелкие игрушки; емкости с водой.

    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17ноября 2013 г. №1155 ««Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» государственных требований к структуре основной Приказ – 2.2.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

    Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

    Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

    Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

    Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

    “Расскажи – и я забуду,

    покажи – и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму”.

    Китайская пословица

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

    «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

    Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
    Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

    Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в "Рассказах о детях", помните?
    Мальчик Игорь изводил всех вопросом "Почему?". Знакомый профессор психологии (!) посоветовал родителям: "Когда вам надоест, отвечайте ему "Потому что перпендикуляр", - увидите, скоро он отвыкнет".

    Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: "Потому что перпендикуляр".

    - Ты почему не одел калоши?

    - Потому что перпендикуляр.

    - Почему грубишь?

    - Потому что перпендикуляр.

    Так закладываются "перпендикулярные" отношения, может быть, на всю жизнь.

    Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

    К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия,   для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

    Благодаря проделанной работе, наши дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, в известном – неизвестное, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

    СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Давайте рассмотрим эти этапы на конкретном примере при организации познавательной деятельности в процессе экспериментирования по теме: «Плавает ли железо?».

    Коллеги, предлагаю вам на время стать детьми.

    - Ребята, как вы думаете, плавает ли железо?

    -А давайте посмотрим. У меня есть коробка с разнообразными предметами. Нам с вами понадобятся из них только металлические. Как их можно достать?

    - Правильно, магнитом. Возьмите магниты и достаньте металлические предметы из коробки.

    - Теперь я опущу предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте за тем, что с ними будет происходить.

    - Правильно ребята металлические предметы тонут.

    - А теперь я вам расскажу сказку.

    - Жили два друга Мышонок и Лягушонок. Решили друзья пойти на полянку, погулять. Дошли они до речки, перешли по мостику, который построили бобры, и очутились на полянке около леса. Друзья играли в догонялки, рассматривали цветы. Так быстро прошло время! Пора было идти домой. Подошли они к мостику, а… мостика-то и нет. Бобры разобрали старый мост, а новый не успели построить. И тут Мышонок заплакал: он испугался, что никогда не доберется домой, ведь Мышонок не умел плавать Лягушонку было жалко друга, и он быстро придумал, как помочь Мышонку. На берегу он нашел консервную банку, поставил ее на воду и быстро скомандовал: «Садись в кораблик». Мышонок быстро залез в банку, Лягушонок оттолкнул ее от берега и кораблик...

    - Как вы думаете, что случилось дальше?

    - Мы спорить не будем. Посмотрите, на столе стоят банки. Возьмите каждый по баночке, поместите туда игрушку и аккуратно пускайте в таз с водой.

    - Расскажите, что происходит с корабликом?

    - Правильно, кораблик плавает и не тонет. Вот и Мышонок из сказки так переплыл речку и добрался домой.

    - Так что же получается? Кораблик из чего сделан? Как вы думаете, почему гвоздик, винтик и другие предметы тонут, а кораблик (консервная банка) нет? Ведь эти предметы сделаны из железа.

    - Подумайте и ответьте, что находится внутри кораблика кроме игрушки? Да, правильно. Внутри кораблика много воздуха, поэтому наш кораблик и не тонет. А если вместо воздуха впустить воду? Что получится?

    - Попробуйте, налейте из лейки воду в ваш кораблик.

    - Что случилось?  А почему? (Внутри в банке нет воздуха, она и утонула).

    - Вот так же плавают большие железные корабли. В кораблях обязательно есть воздух.

    - А если появится маленькая дырочка - пробоина?

    - Правильно, вода заполнит весь корабль, воздуха не будет и корабль утонет.

    Вывод: Железо – тонет, но если внутри железного предмета есть воздух, то предмет не утонет, а будет плавать.

    Уважаемые коллеги, в  процессе проведения данного эксперимента перед вами была выделена проблема, а именно «Плавает ли железо?». Далее были выдвинуты гипотезы: плавает, тонет. Были предложены варианты решения выделенной проблемы. А в заключении проведено обобщение полученных данных. Именно в процессе такого экспериментирования мы и учим детей сомневаться,  в истинности знаний как таковых, железо тонет, но при определенные условиях оно плавает.

    Уважаемые коллеги, Я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему: Организация опытно- экспериментальной деятельности

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро менявшейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и впервую очередь добывать эти знания самому и...

    МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности. (ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО.)

    Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...

    Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

    Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.

    Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...

    Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

    Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...

    Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»

    Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

    Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

    Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...