Подвижные экоигры для развития экологического сознания ребенка в области физическая культура
материал на тему

Скрипина Наталья Владимировна

Подвижные экоигры для развития экологического сознания ребенка в области физическая культура

 

Скрипина Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с «Светлячок» рп. Шаранга Нижегородская ол.

         Повсеместно говориться об экологии, ухудшении состояния окружающей среды, губительном потребительском отношении человека к природе. И мы видим как безжалостно вырубаются леса, уничтожаются ценные виды животных и птиц. Перед всем человечеством и нами в том числе встает вопрос: «Почему так происходит?» и «Как нам это исправить?».

Современные  проблемы  взаимоотношений  человека  с  окружающей  средой  могут  быть  решены  только  при  условии  формирования  экологического  мировоззрения   у  всех  людей, повышения  их  экологической  грамотности  и  культуры.

Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго  до  того,  как  человек  становится  взрослым. Чтобы правильно сформировалось сознание нужно не только знакомить с проблемой экологии планеты, но и знакомить с природой, например, в детском саду через подвижные экологические игры.

На базе нашего детского сада с 2013 года проходит экологическая экспериментальная площадка. И недаром нами выбрана озвученная тема.

В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные. Необходимо обратить внимание педагогов на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления, упражнять их в использовании. Поэтому игры надо чаще включать в практику педагогической работы с детьми.

Теоретические и практические материалы кандидата педагогических наук С. Н.Николаевой определяют, что данная тема важна по целому ряду причин:

1.  ИГРА – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

2.  ИГРА доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;

3.  ИГРА создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

4.  ИГРА, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

Мы акцентировали внимание на подвижных экоиграх, так как педагоги редко включают их в планирование своей педагогической работы для ознакомления детей с природой и закрепления пройденного материала.

Поэтому цель нашей работы: способствовать развитию экологического сознания детей посредством подвижных экоигр.

Задачи:

1.       С помощью подвижных игр помогать детям закреплять свои знания и представления об окружающем мире

2.     Создавать возможность общения воспитателя с детьми в непринужденной обстановке.

3.     Формировать у ребенка стойкий интерес к миру природы.

4.     Расширять представления о взаимосвязях в природе.

Условно подвижные игры разделяют на: сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.

Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают малышам закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т.д.

Бессюжетные подвижные игры  учат детей быстро действовать по сигналу, развивают ловкость, внимание и смекалку, умение ориентироваться в пространстве. Но добавляя и в них определенную направленность, мы можем развивать экологическое сознаний ребенка. Так, например, усложняя знакомую детям игру «Найди предмет», можно дать задание найти все спрятанные фигурки домашних животных и т.д.

Вся работа проводиться совместно с музыкальным и физкультурным работниками.

В момент проведения подвижных экоигр мы наблюдаем положительные эмоции у детей.

Свою работу мы начали с того, что совместно с детьми изготовили маски животных, таблички с изображениями цветов и т.д.

         На следующем этапе оформили картотеку подвижных экоигр, педагогическую работу строили с опорой на разработанную систему по развитию экологического сознания детей через подвижные экоигры.

Каждую неделю включается новая подвижная игра с экологическим содержанием. Например, «Мишки и шишки», «Мышеловка», «Совушка» др.

Знакомству с новой игрой предшествует предварительная работа.

Рассмотрим на примере игры «Кот и мыши». Предварительная работа: рассматривание иллюстраций кошек и мышей, беседа о животных, отгадывание загадок, чтение «Сказки об умном мышонке» и «Сказки о глупом мышонке» С.Маршака, разучивание пальчиковой игры «Мыши водят хоровод». После этого проводится подвижная игра «Кот и мыши».

На завершающем этапе мы предполагаем повышение интереса детей к окружающему миру, появление активной позиции защитников природы у дошкольников.

         Таким образом, подвижные экоигры способствуют наиболее результативному закреплению и усвоению экологических знаний у детей и их ценностному отношению к природе, в силу того, что подвижная игра – вызывает интерес у ребенка, способствует его всестороннему развитию, закрепление сопровождается положительными эмоциями и в свободном общении ребенка и взрослого.

         Углубляя данный вопрос, можно сказать о том, что есть возможность перспективы привлечения родителей с целью развития экологического сознания детей в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные экоигры для развития экологического сознания ребенка в области физическая культура

Скрипина Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с «Светлячок» рп. Шаранга

        Повсеместно говориться об экологии, ухудшении состояния окружающей среды, губительном потребительском отношении человека к природе. И мы видим как безжалостно вырубаются леса, уничтожаются ценные виды животных и птиц. Перед всем человечеством и нами в том числе встает вопрос: «Почему так происходит?» и «Как нам это исправить?».

        Современные  проблемы  взаимоотношений  человека  с  окружающей  средой  могут  быть  решены  только  при  условии  формирования  экологического  мировоззрения   у  всех  людей, повышения  их  экологической  грамотности  и  культуры.

Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго  до  того,  как  человек  становится  взрослым. Чтобы правильно сформировалось сознание нужно не только знакомить с проблемой экологии планеты, но и знакомить с природой, например, в детском саду через подвижные экологические игры.

На базе нашего детского сада с 2013 года проходит экологическая экспериментальная площадка. И недаром нами выбрана озвученная тема.

В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные. Необходимо обратить внимание педагогов на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления, упражнять их в использовании. Поэтому игры надо чаще включать в практику педагогической работы с детьми.

Теоретические и практические материалы кандидата педагогических наук С. Н.Николаевой определяют, что данная тема важна по целому ряду причин:

1.  ИГРА – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

2.  ИГРА доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;

3.  ИГРА создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

4.  ИГРА, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

Мы акцентировали внимание на подвижных экоиграх, так как педагоги редко включают их в планирование своей педагогической работы для ознакомления детей с природой и закрепления пройденного материала.

Поэтому цель нашей работы: способствовать развитию экологического сознания детей посредством подвижных экоигр.

Задачи:

  1.   С помощью подвижных игр помогать детям закреплять свои знания и представления об окружающем мире
  2. Создавать возможность общения воспитателя с детьми в непринужденной обстановке.
  3. Формировать у ребенка стойкий интерес к миру природы.
  4. Расширять представления о взаимосвязях в природе.

Условно подвижные игры разделяют на: сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.

Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают малышам закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т.д.

Бессюжетные подвижные игры  учат детей быстро действовать по сигналу, развивают ловкость, внимание и смекалку, умение ориентироваться в пространстве. Но добавляя и в них определенную направленность, мы можем развивать экологическое сознаний ребенка. Так, например, усложняя знакомую детям игру «Найди предмет», можно дать задание найти все спрятанные фигурки домашних животных и т.д.

Вся работа проводиться совместно с музыкальным и физкультурным работниками.

В момент проведения подвижных экоигр мы наблюдаем положительные эмоции у детей.

Свою работу мы начали с того, что совместно с детьми изготовили маски животных, таблички с изображениями цветов и т.д.

        На следующем этапе оформили картотеку подвижных экоигр, педагогическую работу строили с опорой на разработанную систему по развитию экологического сознания детей через подвижные экоигры.

Каждую неделю включается новая подвижная игра с экологическим содержанием. Например, «Мишки и шишки», «Мышеловка», «Совушка» др.

Знакомству с новой игрой предшествует предварительная работа.

Рассмотрим на примере игры «Кот и мыши». Предварительная работа: рассматривание иллюстраций кошек и мышей, беседа о животных, отгадывание загадок, чтение «Сказки об умном мышонке» и «Сказки о глупом мышонке» С.Маршака, разучивание пальчиковой игры «Мыши водят хоровод». После этого проводится подвижная игра «Кот и мыши».

На завершающем этапе мы предполагаем повышение интереса детей к окружающему миру, появление активной позиции защитников природы у дошкольников.

        Таким образом, подвижные экоигры способствуют наиболее результативному закреплению и усвоению экологических знаний у детей и их ценностному отношению к природе, в силу того, что подвижная игра – вызывает интерес у ребенка, способствует его всестороннему развитию, закрепление сопровождается положительными эмоциями и в свободном общении ребенка и взрослого.

        Углубляя данный вопрос, можно сказать о том, что есть возможность перспективы привлечения родителей с целью развития экологического сознания детей в данном направлении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная область физическая культура "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"

Непосредственная образовательная область физическая культура "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"...

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...

тема: Экологическое воспитание через подвижные игры. Интеграция областей «Физическая культура» и «Познание».

Задачи:1.     Продолжить обучать и систематизировать представление о насекомых.2.     Развивать внимание и мышление при помощи отгадывания загадок.3....

Презентация инструктора по физической культуре Малышевой Натальи Николаевны "Интеграция образовательных областей "Физическая культура и другие образовательные области"

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровья и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью....

«Возможности дошкольной образовательной организации по развитию экологического сознания и природоохранной культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» из опыта работы МБДОУ д/с №32

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с п...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (3-5 лет) и (5-7 лет)

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»(3-5 лет)...

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ  "Использование подвижных игр,  направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте  в пр...