Подвижные экоигры для развития экологического сознания ребенка в области физическая культура
материал на тему
Подвижные экоигры для развития экологического сознания ребенка в области физическая культура
Скрипина Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с «Светлячок» рп. Шаранга Нижегородская ол.
Повсеместно говориться об экологии, ухудшении состояния окружающей среды, губительном потребительском отношении человека к природе. И мы видим как безжалостно вырубаются леса, уничтожаются ценные виды животных и птиц. Перед всем человечеством и нами в том числе встает вопрос: «Почему так происходит?» и «Как нам это исправить?».
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Чтобы правильно сформировалось сознание нужно не только знакомить с проблемой экологии планеты, но и знакомить с природой, например, в детском саду через подвижные экологические игры.
На базе нашего детского сада с 2013 года проходит экологическая экспериментальная площадка. И недаром нами выбрана озвученная тема.
В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные. Необходимо обратить внимание педагогов на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления, упражнять их в использовании. Поэтому игры надо чаще включать в практику педагогической работы с детьми.
Теоретические и практические материалы кандидата педагогических наук С. Н.Николаевой определяют, что данная тема важна по целому ряду причин:
1. ИГРА – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;
2. ИГРА доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;
3. ИГРА создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
4. ИГРА, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.
Мы акцентировали внимание на подвижных экоиграх, так как педагоги редко включают их в планирование своей педагогической работы для ознакомления детей с природой и закрепления пройденного материала.
Поэтому цель нашей работы: способствовать развитию экологического сознания детей посредством подвижных экоигр.
Задачи:
1. С помощью подвижных игр помогать детям закреплять свои знания и представления об окружающем мире
2. Создавать возможность общения воспитателя с детьми в непринужденной обстановке.
3. Формировать у ребенка стойкий интерес к миру природы.
4. Расширять представления о взаимосвязях в природе.
Условно подвижные игры разделяют на: сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.
Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают малышам закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т.д.
Бессюжетные подвижные игры учат детей быстро действовать по сигналу, развивают ловкость, внимание и смекалку, умение ориентироваться в пространстве. Но добавляя и в них определенную направленность, мы можем развивать экологическое сознаний ребенка. Так, например, усложняя знакомую детям игру «Найди предмет», можно дать задание найти все спрятанные фигурки домашних животных и т.д.
Вся работа проводиться совместно с музыкальным и физкультурным работниками.
В момент проведения подвижных экоигр мы наблюдаем положительные эмоции у детей.
Свою работу мы начали с того, что совместно с детьми изготовили маски животных, таблички с изображениями цветов и т.д.
На следующем этапе оформили картотеку подвижных экоигр, педагогическую работу строили с опорой на разработанную систему по развитию экологического сознания детей через подвижные экоигры.
Каждую неделю включается новая подвижная игра с экологическим содержанием. Например, «Мишки и шишки», «Мышеловка», «Совушка» др.
Знакомству с новой игрой предшествует предварительная работа.
Рассмотрим на примере игры «Кот и мыши». Предварительная работа: рассматривание иллюстраций кошек и мышей, беседа о животных, отгадывание загадок, чтение «Сказки об умном мышонке» и «Сказки о глупом мышонке» С.Маршака, разучивание пальчиковой игры «Мыши водят хоровод». После этого проводится подвижная игра «Кот и мыши».
На завершающем этапе мы предполагаем повышение интереса детей к окружающему миру, появление активной позиции защитников природы у дошкольников.
Таким образом, подвижные экоигры способствуют наиболее результативному закреплению и усвоению экологических знаний у детей и их ценностному отношению к природе, в силу того, что подвижная игра – вызывает интерес у ребенка, способствует его всестороннему развитию, закрепление сопровождается положительными эмоциями и в свободном общении ребенка и взрослого.
Углубляя данный вопрос, можно сказать о том, что есть возможность перспективы привлечения родителей с целью развития экологического сознания детей в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные экоигры для развития экологического сознания ребенка в области физическая культура
Скрипина Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с «Светлячок» рп. Шаранга
Повсеместно говориться об экологии, ухудшении состояния окружающей среды, губительном потребительском отношении человека к природе. И мы видим как безжалостно вырубаются леса, уничтожаются ценные виды животных и птиц. Перед всем человечеством и нами в том числе встает вопрос: «Почему так происходит?» и «Как нам это исправить?».
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Чтобы правильно сформировалось сознание нужно не только знакомить с проблемой экологии планеты, но и знакомить с природой, например, в детском саду через подвижные экологические игры.
На базе нашего детского сада с 2013 года проходит экологическая экспериментальная площадка. И недаром нами выбрана озвученная тема.
В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные. Необходимо обратить внимание педагогов на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления, упражнять их в использовании. Поэтому игры надо чаще включать в практику педагогической работы с детьми.
Теоретические и практические материалы кандидата педагогических наук С. Н.Николаевой определяют, что данная тема важна по целому ряду причин:
1. ИГРА – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;
2. ИГРА доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;
3. ИГРА создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
4. ИГРА, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.
Мы акцентировали внимание на подвижных экоиграх, так как педагоги редко включают их в планирование своей педагогической работы для ознакомления детей с природой и закрепления пройденного материала.
Поэтому цель нашей работы: способствовать развитию экологического сознания детей посредством подвижных экоигр.
Задачи:
- С помощью подвижных игр помогать детям закреплять свои знания и представления об окружающем мире
- Создавать возможность общения воспитателя с детьми в непринужденной обстановке.
- Формировать у ребенка стойкий интерес к миру природы.
- Расширять представления о взаимосвязях в природе.
Условно подвижные игры разделяют на: сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.
Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают малышам закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т.д.
Бессюжетные подвижные игры учат детей быстро действовать по сигналу, развивают ловкость, внимание и смекалку, умение ориентироваться в пространстве. Но добавляя и в них определенную направленность, мы можем развивать экологическое сознаний ребенка. Так, например, усложняя знакомую детям игру «Найди предмет», можно дать задание найти все спрятанные фигурки домашних животных и т.д.
Вся работа проводиться совместно с музыкальным и физкультурным работниками.
В момент проведения подвижных экоигр мы наблюдаем положительные эмоции у детей.
Свою работу мы начали с того, что совместно с детьми изготовили маски животных, таблички с изображениями цветов и т.д.
На следующем этапе оформили картотеку подвижных экоигр, педагогическую работу строили с опорой на разработанную систему по развитию экологического сознания детей через подвижные экоигры.
Каждую неделю включается новая подвижная игра с экологическим содержанием. Например, «Мишки и шишки», «Мышеловка», «Совушка» др.
Знакомству с новой игрой предшествует предварительная работа.
Рассмотрим на примере игры «Кот и мыши». Предварительная работа: рассматривание иллюстраций кошек и мышей, беседа о животных, отгадывание загадок, чтение «Сказки об умном мышонке» и «Сказки о глупом мышонке» С.Маршака, разучивание пальчиковой игры «Мыши водят хоровод». После этого проводится подвижная игра «Кот и мыши».
На завершающем этапе мы предполагаем повышение интереса детей к окружающему миру, появление активной позиции защитников природы у дошкольников.
Таким образом, подвижные экоигры способствуют наиболее результативному закреплению и усвоению экологических знаний у детей и их ценностному отношению к природе, в силу того, что подвижная игра – вызывает интерес у ребенка, способствует его всестороннему развитию, закрепление сопровождается положительными эмоциями и в свободном общении ребенка и взрослого.
Углубляя данный вопрос, можно сказать о том, что есть возможность перспективы привлечения родителей с целью развития экологического сознания детей в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-300328-1503979757.jpg)
Непосредственная образовательная область физическая культура "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"
Непосредственная образовательная область физическая культура "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496363-1413041025.jpg)
«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».
В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-588368-1423297432.jpg)
тема: Экологическое воспитание через подвижные игры. Интеграция областей «Физическая культура» и «Познание».
Задачи:1. Продолжить обучать и систематизировать представление о насекомых.2. Развивать внимание и мышление при помощи отгадывания загадок.3....
Презентация инструктора по физической культуре Малышевой Натальи Николаевны "Интеграция образовательных областей "Физическая культура и другие образовательные области"
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровья и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью....
«Возможности дошкольной образовательной организации по развитию экологического сознания и природоохранной культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» из опыта работы МБДОУ д/с №32
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/12/picture-915452-1689133844.jpg)
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (3-5 лет) и (5-7 лет)
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»(3-5 лет)...
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ "Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в пр...