Игры в детском саду на прогулке для детей с нарушением зрения
картотека на тему

Титченко (Бондаренко) Анна Витальевна

Классификация игр на прогулке с детьми с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiyaprogulki.-igry.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация игр и упражнений, проводимых на прогулке в детском саду для детей с нарушением зрения.

  1. Игры и упражнения, направленные на коррекцию

нарушений зрительного восприятия (восприятия цвета, формы, величины предметов, их пространственного расположения):

- “Найди одинаковые по цвету (по форме) листья, цветы, плоды, семена”,

- “Подбери одинаковые по цвету (по форме) формочки, ведерки, кубики, машинки и т.д.”,

- “Найди на участке предметы одинакового цвета (одинаковой формы)”,

- “Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого, коричневого) цвета”,

- “Собери букет из листьев разного цвета. Назови цвет листьев”,

- “Собери букет из листьев округлой формы, но с разных деревьев”,

- “Найди самое высокое (самое низкое) дерево”,

- “Найди самое толстое (самое тонкое) дерево”,

- “Найди два одинаковых по высоте  (толщине) дерева”,

  • “Расскажи, что на участке расположено близко (ближе) к тебе, что далеко (дальше) от тебя”,
  • “Выбери самый короткий путь от скамейки до качелей. Опиши свой путь”

 и т.д.

2.Игры и упражнения, направленные на коррекцию

нарушений  в развитии двигательной сферы (основные движения):

- “Пройди  по бревну (скамейке), сохраняя равновесие. Контролируй свои движения глазами”,

  • “Пройди по дорожке. Иди точно посередине, не наступая на края дорожки. Смотри внимательно, правильно ли ты ставишь ноги”,
  • “Пройди по намеченной линии. Смотри внимательно на линию”,
  • “Пройди по кругу (квадрату и т.д.), не наступая на линию фигуры. Смотри внимательно, правильно ли ты ставишь ноги”,

- “Иди, перешагивая через кубики. Смотри внимательно. Не сбей кубики”,

  • “Иди вокруг веранды (домика, горки и т.д.) быстрым (медленным) шагом”,
  • “Кто быстрее добежит до домика ?”,
  • “Перепрыгни через дорожку, шнур, кубик (мяч, пенек и т.д.),
  • “Подбрось мяч и поймай. Следи за мячом глазами”,
  • “Передай мяч соседу. Провожай мяч глазами”,
  • “Перебрось мяч через сетку. Следи за  полетом мяча глазами”,
  • “Сбей кеглю. Контролируй свои движения глазами” и т.д.

Примечание: 1.В подобных играх и упражнениях не только корригируются движения детей, но и развивается их глазодвигательный аппарат и  бинокулярное зрение.

2. Напоминаем, что детям со сходящимся косоглазием полезны игры и упражнения с устремленным вверх и вдаль взором, а тем, у кого расходящееся косоглазие,  рекомендуется  выполнять задания, требующие опущенного вниз взора и работы на близком расстоянии.  (В кн. Л.С.Сековец (7) приводятся игры и упражнения для детей с нарушением зрения, имеющими  косоглазие того или иного вида).

3. Игры и упражнения, направленные  на коррекцию  

нарушений ориентировки в пространстве.

А/ Ориентировка по предметным ориентирам:

  •  “Дойди до веранды (домика, горки, качелей и т.д.). Расскажи, в каком направлении надо идти”,

- “Иди от одного предмета до другого. Расскажи, в каком направлении надо идти”;

  • “Найди спрятанную игрушку, переходя от одного предмета к другому. Расскажи, где ты  нашел игрушку”,
  •  “Найди на участке свой домик по указанным ориентирам. Расскажи, где расположен твой домик”,
  • “Расскажи, как пройти от веранды до песочницы”,
  • “Чья машина проедет дальше?”,
  • “Покатай зайчика на машине по дорожке. Расскажи, в каком направлении едет машина”,
  • “Покатайся на велосипеде по дорожкам. Расскажи, в каком направлении ты ездил” и т.д.

Примечания: 1.Подобные игры можно проводить и с цветовыми или световыми ориентирами.

2.Если в  группе есть незрячие дети, то с ними  также проводятся все эти игры, но  дети ориентируются с помощью осязания и слуха. Рядом с незрячим ребенком во время проведения всех игр и упражнений должен быть тифлопедагог, выполняя с ним вместе трудные для него действия.

3. Педагог дает детям образец описания пространственных направлений и расположения предметов в пространстве.

Б/ Ориентировка по звуковым сигналам:

  • “Иди (с закрытыми  глазами) за  звуком”,
  • “Покажи рукой в то сторону, откуда слышишь звук. Назови местоположение звучащего предмета (“справа от меня”, “впереди меня”, “сзади меня” и т.д.”,
  • “Иди в ту сторону, откуда позвали (откуда слышишь звук). Расскажи, в каком направлении ты пойдешь (“направо”, “налево”, “вперед”, назад”)”,
  • “Покажи рукой в ту сторону, откуда слышен шум проехавшей  машины. Назови направление движения машины (“Машина проехала справа от меня”)”,
  • “Расскажи, какие звуки и с какой стороны от себя ты слышишь (справа и слева, впереди и сзади, вверху и внизу)”,
  • “Найди звучащую игрушку (с закрытыми глазами)”  и т.д.

В/ Ориентировка по словесной инструкции:

  • “Иди вперед. Поверни направо (налево)”,
  • “Сделай пять шагов вперед. Поверни направо. Сделай три шага… и т.д.”,
  • “Иди вперед до домика. Поверни налево. Иди до качелей. Поверни направо. Иди до веранды”,
  • “Расскажи другу, как найти дорогу до входа в детский сад ”    и т.д.

Г/ Ориентировка с использованием схем пути и схем участка:

- “Иди по схеме пути (от выхода из детского сада до участка группы, от ворот до участка группы и т.д.). Опиши свой путь”,

- “Найди на участке предмет (игрушку) в месте, указанном на схеме. Расскажи, где ты нашел предмет (игрушку)”,

  • “Найди на участке дерево, отмеченное на схеме. Расскажи, где растет это дерево”,
  • “Спрячь игрушку на участке в место, указанное на схеме”,
  • “Помоги другу найти спрятанную игрушку”,
  • “Найди на участке все предметы, нарисованные на схеме. Расскажи, где они расположены”,
  • “Найди на схеме то, что назову (например, горку, качели и др.)”    и т.д.

Примечание: Для незрячих детей делаются очень простые рельефные схемы.

4.Игры и упражнения, направленные на коррекцию

нарушений познавательной деятельности:

Это те игры, в которых детей с нарушением зрения учат наблюдать, познавать окружающий мир, используя при этом и нарушенное (или остаточное – у слепых детей) зрение, и все сохранные анализаторы. Детей учат видеть изменения, происходящие в природе в разные времена года, различать деревья, кусты, цветы, птиц, насекомых и т.д., т.е. все то, что они могут наблюдать на территории своего детского сада.

Все игры и упражнения проводятся с опорой на непосредственное чувственное восприятие  детей. Назовем их.

  • “Научись быть внимательным”,
  • “Слушай окружающий мир”,
  • “Найди дерево (куст) по описанию”,
  • “Найди на клумбе цветок по описанию”,
  • “Найди на участке предметы (спортивное оборудование, оборудование для игр, выносные игрушки), сделанные из дерева (металла и др.)”,
  • “Назови и покажи цвета осени (зимы, весны, лета)”,
  • “Найди  на участке названные деревья (липа, береза, клен, тополь и др.)”,
  • “Найди на участке названные кусты, цветы”,
  • “Опиши названный цветок (дерево, птицу и т.д.)”,
  • “Расскажи, какая сегодня погода. Найди вокруг подтверждение твоим словам”,
  • “Опиши признаки весны (лета, осени, зимы), которые ты увидел, услышал, почувствовал”,
  • “Назови перелетных, зимующих птиц. Опиши их” (это птицы, которые прилетают на территорию детского сада и которых ребенок неоднократно наблюдал),
  • “Узнай цветок (лист дерева, куст и др.)  по запаху”,
  • “Узнай дерево (куст, плоды и семена и др.) на ощупь”
  • “Послушай и посмотри внимательно вокруг. Найди, что издает звук (предмет или явление природы). Расскажи об этом”,
  • “Повтори звук, который слышал” и т.д.

Детям интересны также игры на имитацию движений  и  звуков птиц и животных, средств транспорта. Такие игры становятся еще интереснее, если воспитатель использует шапочки с изображением имитируемых птиц, животных, машин.

Наиболее благоприятное время для организации активной коррекционно-педагогической работы с детьми в процессе прогулки это конец весны (май), лето и начало осени (сентябрь, первая половина  октября). В этот период дети могут наблюдать различные природные явления, вступать в непосредственный контакт с   объектами природы. Это очень важно для формирования у дошкольников с нарушением зрения адекватных представлений об окружающем мире.

Кроме того, в   летние месяцы дети свободны, так как с июня по август   все общеобразовательные и специальные коррекционные занятия заканчиваются до следующего учебного года (сентябрь), хотя дети продолжают получать необходимое им аппаратное лечение.  Общеизвестно, что дети нуждаются в специальных играх и упражнениях, закрепляющих положительные результаты лечения зрительных заболеваний на аппаратах. В связи с этим важно организовать повседневную жизнь детей в детском саду, их досуг, прогулку таким образом, чтобы они полноценно отдыхали и в то же время получали необходимую им коррекционно-педагогическую помощь.

Большую часть времени в летний период дети должны проводить на благоустроенных участках детского сада, в парке или  в лесопарковой зоне,  расположенных рядом с дошкольным учреждением.  Если погода не очень хорошая (прохладно, идет дождь) детей также следует выводить на прогулку. На крытой веранде можно спрятаться от ветра и дождя. Детям не будет скучно, если воспитатель хорошо продумает и организует их времяпрепровождение (проведет с ними игры малой подвижности, словесные и сюжетно-ролевые игры; побеседует по заранее составленному плану, например, о времени года, о погоде; почитает детям сказку или рассказ, предложит самим рассказать что-то интересное).

В летний период учителя-дефектологи (тифлопедагог, логопед), психолог, социальный педагог, воспитатель по физкультуре и музыкальный руководитель проводят свое рабочее время с детьми на участках их групп.

 Для занятий тифлопедагога и логопеда на каждом участке должны быть столы и скамейки, удобные для индивидуальных и подгрупповых занятий, на которых дети могут выполнять задания с раздаточным дидактическим материалом, упражнения графического характера, делать постройки  из настольного строительного материала и т.п.

Воспитатели на территории своих участков проводят с детьми самые разнообразные игры (включая спортивные и подвижные игры, сюжетно-ролевые и театрализованные, а также игры, расширяющие представления детей об окружающем мире).

В подготовке,  организации и проведении этих игр активное участие принимают все педагоги. Эти игры должны быть полезны детям для их оздоровления, развития познавательной активности, для формирования у них адекватных представлений об окружающих природных объектах и  явлениях, для создания у них устойчивого положительного эмоционального состояния.

Приведем несколько примеров игр и упражнений, проводимых с детьми в летний период на участке детского сада.

“Научись быть внимательным”.

Педагог предлагает детям рассмотреть оборудование своего участка (следует пройти вместе с детьми по участку, называя каждый объект и объясняя его назначение, например, песочницу, качели, лесенку, домик, мишени и т.д.). Затем педагог собирает детей вокруг себя (можно предложить им сесть на скамейку) и просит назвать все, что дети видели, рассказать, что они делают на этих объектах участка,  где им больше нравится играть и почему. Детям предлагают  также продемонстрировать действия, движения, которые имеют отношение к пользованию, например, качелями,  песочницей и т.д.

В следующий раз занятие с детьми на участке можно провести в другом варианте: рассмотреть с ними все деревья, кусты и цветы (правильно называя их), которые растут на участке. Затем предложить  детям  рассказать о том, что они видели и что им больше всего нравится (например, какое-то дерево или кустарник, а может быть, цветок), объяснить, почему (например, цветок нравится из-за своей яркой окраски и приятного запаха).

 Очень важно учить детей передавать в речи свои ощущения (например, описать внешний вид и запах цветов, ощущения при  осязательном обследовании стволов деревьев, травы или цветка и т.д.). Во время рассказа ребенка педагог своими  вопросами направляет его речь таким образом, чтобы  в ней были отражены все значимые признаки предметов, объектов или явлений окружающего мира.

Необходимо приучать детей говорить спокойно, по очереди, не перебивая и внимательно слушая друг друга и педагога. Вот пример такой игры.

“Слушай   окружающий мир”.

Педагог проводит с детьми беседу, в которой выясняет  их представления о различных характеристиках объектов окружающего мира, уточняет   их, конкретизирует. Например, вместе с детьми приходят к выводу, что  каждая  птица   имеет  определенный внешний вид (величину, особенности строения, окрас; так, ворона большая птица, а воробей – маленькая, у вороны голова круглая,  туловище несколько вытянутое,  а воробей похож на  шарик, ворона -серая, а воробей  - коричневый); каждая птица издает характерные звуки (так, ворона каркает, а воробей чирикает), имеет свои особенности в повадках (например, ворона “важно” покачиваясь, ходит на своих больших лапах или делает длинные скачки, а воробей  быстро-быстро прыгает на своих маленьких лапках). В данном случае важно, чтобы педагог научил  детей видеть (понимать) общие для всех птиц признаки (например, у всех птиц есть клюв, перья, крылья,   хвост)  и те, которые присущи конкретной птице (например,   клюв есть и  у вороны, и у воробья, но у вороны он толстый и длинный, а у воробья –  тонкий и короткий).

Следует  учить детей слышать звуки, характеризующие  состояние природы (например, легкий шелест листьев при тихой безветренной погоде и, наоборот, громкий шелест листьев, треск веток при сильном порывистом ветре). С этой целью можно использовать разные игры и упражнения. Вот некоторые из них.

“Послушай и посмотри внимательно вокруг. Найди, что издает звук (объект или явление природы) Расскажи об этом”.

В подобных играх детей учат не только четко дифференцировать звуки окружающего мира, но и правильно соотносить их с   определенными объектами  или явлениями живой и неживой природы.

“Повтори звук, который слышал”.

Детей учат имитировать крики птиц, зудение комаров,  жужжание пчел,   мух и  т.д., передавать звуки дождя (только начинающегося -отдельными каплями и сильного -ливня), звуки сильных порывов ветра и легкого ветерка и   т.д.).

 Детей учат также подражать звукам неживых объектов окружающего мира. Например, педагог сначала предлагает послушать внимательно, какие звуки издает автомобиль, когда заводится, во время движения и во время торможения. Затем просит воспроизвести эти звуки.

 Педагог обращает внимание детей на то, как звучит (скрипит) открывающаяся дверь детского сада, калитка в ограде, как шуршит песок, камушки или листья под ногами, предлагает попробовать воспроизвести  и эти звуки.

 В окружающей детей среде можно встретить  множество примеров для звукоподражания. Это очень важно использовать как можно чаще, так как в процессе звукоподражания совершенствуется сразу несколько возможностей детей: умение  внимательно слушать окружающий мир, соотносить его звуки с конкретными объектами или явлениями (а для этого необходимо очень внимательно посмотреть вокруг себя).  Кроме того, развивается описательная речь детей, она обогащается разнообразными характеристиками, ребенок свободнее оперирует своим словарным составом,   становится активнее и общительнее.

В летний период  педагоги закрепляют  и обогащают все анализаторные возможности детей. Так,  их упражняют в узнавании деревьев и кустов, растущих на участке, с помощью зрения. Зрительные образы подкрепляются и дополняются осязательными восприятиями, когда дети учатся узнавать деревья и кусты по особенностям строения ствола, веток, листьев, цветов и плодов (семян). Обязательно подключается обонятельная чувствительность: дети учатся узнавать растения по характерным для них запахам.

Такие   же игры и упражнения проводятся  с цветами, растущими на участках детского сада. Если это возможно, следует позволять детям попробовать растение  или его часть на вкус (например, кусочек коры,  почку, лист дерева). При этом необходимо соблюдать меры безопасности, не допустить ожог кожи или отравление детей.

Именно в таких играх значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, у них формируются реалистические образы, наполненные конкретным содержанием, слова, характеризующие предметы, с которыми они действуют, становятся понятными. Например, потрогав почку тополя руками, дети узнают, что она липкая, клейкая, а дотронувшись до нее кончиком языка, ощущают, что она горькая.

Важно научить  детей  бережно и заботливо относиться к живой природе: не рвать и не топтать цветы, обследовать растения очень осторожно, слегка прикасаясь к ним кончиками пальцев, поглаживая и легко ощупывая их, не уничтожать насекомых, лягушек и т.д. Педагоги должны объяснять детям их  полезность  и необходимость, показать взаимосвязь и взаимозависимость всего живущего на земле. Такое же бережное отношение необходимо воспитывать у детей и к тем объектам окружающей среды, которые сделаны руками человека (например, домик на участке  скамейка, горка и т.д.).

Во время прогулки воспитатели имеют также возможность формировать и совершенствовать трудовые навыки у   детей. Трудовая деятельность детей организуется на участке, в цветнике, на огороде. Инвентарь (грабли, ведра, лопатки, тележки, метла) подбирается красивый, ярких цветов, удобный в обращении. Это позволяет поддерживать у детей интерес к выполнению трудовых поручений. Важно и то, что дети с нарушением зрения не только знакомятся с этими предметами, но и учатся действовать ими самостоятельно. Для того, чтобы заинтересовать детей и самим процессом труда,  и его результатом, воспитатель создает игровую ситуацию, использует игры и упражнения соревновательного характера (например, “Кто скорее соберет листья”, “Кто быстрее и аккуратнее сложит в кладовую игрушки”, “Кто чище подметет дорожку” и т.д.).

Эффективным приемом привлечения детей к труду на прогулке является использование схем участка, веранды,  цветника, огорода. Это, с одной стороны, осложняет задачу, которую воспитатель ставит перед ребенком, а, с другой – делает ее выполнение интереснее. Детям дают  такие поручения: “Подмети дорожку, отмеченную на схеме участка”, “Поставь инвентарь в место, отмеченное на схеме веранды”, “Сгреби листья вокруг предметов, обозначенных на схеме участка”, “Полей грядку, отмеченную на схеме огорода”  и т.д.

Необходимо отметить и большое воспитательное значение подобной работы. Дети учатся взаимодействию, взаимопомощи (“Учись помогать своему товарищу”, “Помоги правильно выполнить поручение”, “Расскажи ребятам последовательность выполнения поручения” и т.д.).

Важнейшая задача  педагогов – научить детей воспринимать природу с помощью всех органов чувств, понимать красоту и неповторимость   окружающего мира, ощущать  себя частью этого мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)

В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада....

консультация для родителей "Прогулки для детей с нарушением зрения"

консультация для родителей поможет правильно организовать прогулку...

Консультация для воспитателей "Правильная организация прогулки для детей с нарушением зрения"

Насыщенность режима дня  в детском саду для дошкольников с нарушением зрения объясняет повышенную утомляемость и снижение их познавательгой активности. Поэтому особо важную роль приобретает прави...

Консультация для педагогов "Организация прогулки для детей с нарушением зрения"

Консультация для педагогов "Организация прогулки для детей с нарушением зрения"...

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в старшей группе.

В статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения , перечислен...

Игры на развитие навыков пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения

   Организация специальных игр в работе с детьми с нарушением зрения позволит  развить навыки пространственной ориентировки, сформировать предметные представления, сформировать п...