Использование алгоритмов построения бесед с детьми для решения познавательных и социально-коммуникативных задач.
методическая разработка по развитию речи по теме

Резник Лилия Ишбулдыновна

В разработке представлен теоретический и практический материал для воспитателей, который поможет разработать логический порядок построения основной части беседы и подобрать систему вопросов, обеспечивающих развитие мыслительных процессов детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_algoritmov_postroenie_besed_s_detmi.doc981 КБ

Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов построения бесед с детьми для решения познавательных и социально-коммуникативных задач.

 «Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума или проницательности».

И. Кант

«...мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы»

К. Эриксон

«Беседы лишь тогда протекают живо, непринужденно, будят мысль ребенка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребенка. Надо лишь помнить, что понятие близкого и доступного совершенно изменилось применительно к современным детям».

В.Ф. Одоевский

В современном образовательном процессе с учётом ФГОС ДО является актуальным вопрос не только по обеспечению равных стартовых возможностей и достижения воспитанниками готовности к школе, но и вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в развитии дошкольников.

Анализ показывает, что одним из популярных и часто используемых педагогами методов воспитательно-образовательной деятельности с детьми является беседа. И это вполне объяснимо:

Во-первых, беседа, органически связанна с повседневной жизнью ребенка в детском саду и в семье, является обязательным компонентом при организации совместной деятельности педагога и детей, режимных моментов, взаимодействия с родителями.

Во-вторых, беседа является эффективным словесным методом познавательного развития детей, методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и при организации ОД в различных образовательных областей.

В-третьих, беседа является ценным средством социально-коммуникативного развития, поскольку вырабатываются навыки речевого взаимодействия и сотрудничества в детском коллективе, умение слушать собеседника, понимать и задавать вопросы, обсуждать общие интересы, делиться с ними своими мыслями.

Необходимо отметить, беседа активизирует детскую речь и является одним из основных методов развития диалогической речи, что имеет важное значение для последующего обучения детей в школе. В ходе бесед формируется умение правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударения, обогащается и активизируется словарь. 

Таким образом, беседа, как метод является одним из перспективных с точки зрения соответствия принципам  организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО:  

  • принципа развивающего образования, поскольку целью беседы является познавательное, социально-коммуникативное, нравственное или эстетическое развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости, рассматривает беседу как метод освоения содержания программы с учётом возрастных особенностей детей;
  • принцип полноты, необходимости и достаточности, при организации беседы позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач при проведении беседы обеспечивает у воспитанников формирование знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принципа интеграции, который реализуется при использовании беседы, как словесного метода во всех образовательных областях.

Однако, как показала практика, во многих случаях беседы протекают при недостаточной активности детей, носят формальный характер, используются только как словесное сообщение детям знаний, не имеют конкретной структуры, используемые вопросы имеют чаще репродуктивный характер.

Проведённые исследования и анализ сложившейся ситуации показали, что у воспитателей возникает ряд затруднений и вопросов при планировании, построении и организации беседы с детьми:

  • Логический  порядок построения беседы: Как правильно провести анализ и раскрыть содержание беседы? В какой последовательности перед детьми ставить вопросы, которые будут активизировать их мышление и речевую деятельность?
  • Подбор вопросов, направленных на достижение наибольшего развивающего эффекта: Как правильно формулировать вопросы, которые будут формировать у детей умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения? Как определить усложняющуюся последовательность при выборе вопросов?

Таким образом, нам предстояло решить задачи по двум основным направлениям:

  1. Определить (разработать, найти) логический порядок построения основной части беседы или алгоритм построения беседы.
  2. Определить систему вопросов, обеспечивающую логическую последовательность развития мыслительной деятельности детей.

Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Ещё со времен Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании. Большое значение беседе, как одному из ценнейших приемов развития речи придавали Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина, В.В. Гербова.  

Многие авторы, включая  В.Ф. Одоевского, Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого, и др., детально разработали для дошкольников ряд бесед на различную тематику, исходя из положения, что говорить можно лишь о том, что «дети видели, видят, могут увидеть каждый момент».

Универсальная модель беседы была предложена Е.И. Радиой, которая утверждала, что систематизировать знания в беседе возможно при условии четкого, последовательного расположения материала, при правильном его структурировании. Ею были выделены следующие компоненты беседы:

  1.  Начало беседы необходимо для привлечения внимания детей к теме беседы, оживления ранее полученных впечатлений.
  2. Основная часть  содержит анализ явлений, который раскрывает содержание беседы,  выделяет наиболее существенные признаки, аспекты, подводящие к выводам.
  3. Окончание беседы содержит  элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям или стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Как мы видим, основная смысловая и развивающая нагрузка ложится на основную часть структурной модели беседы, но и в этой структуре мы не находим ответа на вопрос – в какой последовательности проводить анализ явлений, который раскрывает содержание беседы.

 Очевидно, что логика построения и содержание беседы тесным образом связана с образовательной областью или видом деятельности, на основе которых используется этот метод.  В настоящее время многие авторы рекомендуют использовать беседы с различной направленностью. Так, П.Г.Саморуковой была разработана методика проведения природоведческой беседы. Е.А.Алябьева представляет материалы бесед с дошкольниками на нравственно-этические темы, а С.И.Семенака, предлагает использовать беседы на моральные темы. Н.Е.Богуславская разработала методику проведения бесед, развивающие коммуникативные способности у дошкольников.  С.С.Бычкова рекомендует использовать в работе с детьми беседы по формированию умения общаться. Такие авторы, как И.Ф.Мулько и Е.В.Боровкова, Л.В.Кузнецова посвящают свои работы теме этического воспитания ребенка. Однако представленные разработки имеют узконаправленный характер и не могут охватить весь спектр возможных тем для организации бесед.

Анализ современных педагогических методик позволил выделить в различных методиках большой арсенал алгоритмов для анализа объектов и явлений в различных видах детской деятельности, особенно выделяется на этом фоне технология ТРИЗ, как система, направленная на разработку универсальных, не зависящих от конкретной области знаний. Этот инструментарий (алгоритмы) может быть использован для познавательного развития и поддержания коммуникативной активности детей в процессе организации беседы. Например:

Алгоритм 1.

Жил-был (объект)

Сравнение или указание на свойство объекта

Действие или взаимодействие с другими объектами

Вывод (утверждение или мораль)

Алгоритм 2.

Выборка признака, с которым ведется работа (цвет, форма, время, размер...).

Сравнение значений признаков

Уточнение об изменении значения признака и ситуациях, когда это необходимо.

Поиск имен признаков и их значений в окружающей жизни.

В заключение – рефлексия (вывод), направленная на осознание общего (имя признака) и частного (значение признака) у конкретного объекта и решение с помощью этого проблем.

Алгоритм 3.

Восприятие предмета в целом.

Вычленение его основных частей и определённых свойств

Определение пространственных отношений между его частями.

Выделение более мелких деталей.

Выделение других существенных признаков (материал, поверхность).

Заключительное целостное восприятие объекта.

Известно, что на педагогическую эффективность беседы влияет продуманный подбор вопросов. Если они не доходят до сознания ребенка, не будят его мысль, значит, беседа прошла формально. Постановка вопросов требует не только тщательной подготовки, но и разработки их системы, обдумывания формулировок. «Умение спрашивать – дело нелегкое» - пишет в книге «Развитие речи дошкольника» Е.И.Тихеева.  Как правило, цель диалога, который всегда строится по схеме «вопрос — ответ», сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов.

Методика использования вопросов в беседе, их классификация была разработана Е.И.Радиной.

  • В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов:

1. Репродуктивные вопросы, которые требуют простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов: кто? что? где? когда? какой?

2. Поисковые вопросы направлены на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями; требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения: почему? отчего? зачем?

  • В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить:
  1. Основные вопросы имеют логическую связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными и поисковыми.
  2. Вспомогательные вопросы используются, если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос.
  3. Наводящие или подсказывающие вопросы ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ.
  4. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач.

Однако представленный подход даёт только характеристику вопросов, но не определяет логическую последовательность, которая будет развивать мыслительную деятельность детей.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от системы правильно поставленных перед детьми вопросов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль. При этом необходимо четко представлять, какие психические процессы активизируются у детей – процессы памяти, мышления, воображения, а так же какие логические операции формируются тем или иным вопросом.

В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у детей. Одна из новых образовательных технологий, описывающей процесс мышления, является Таксономия Б. Блума. Она включает в себя шесть навыков мышления, структурированных от самого базового до самого сложного уровня.

Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности и формируемых в них навыков: помнить,  понимать, применять,  анализировать,  оценивать и создавать.

На первом уровне знаний используются вопросы, которые сводится к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова определять, описывать, называть, узнавать, воспроизводить,  и т.п.

Второй уровень понимания заключается в умении понимать значение, главную мысль, интерпретировать, объяснять на примерах, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, сравнения и объяснения.  Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.
Третий уровень применения полученных знаний заключается в умении использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.

Уровень анализа формирует навыки мышления при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, выбрать, разграничить, разбить на части.

Уровень синтеза, наоборот, направлен на формирование навыков  обобщения, соединения  идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.

Уровень оценки полученных знаний призван формировать навыки проверки и критики относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, оспаривать, поддерживать.

Основным преимуществом данной модели является то, что мышление представлено в ней в структурированной и доступной для практической деятельности форме. Её использование в составлении вопросов, относящихся к различным уровням, безусловно, повышает уровень формирования мыслительных навыков у дошкольников.

Ценность беседы состоит именно в том, что взрослый формирует умение логически мыслить, рассуждать и постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению.

Таким образом, планируя и разрабатывая беседы, эффективно использовать:

1). Алгоритм построения беседы, который выбирается в соответствии с основной целью беседы и организуемым видом деятельности. Он определяет порядок и логику подбора вопросов.

2).  Таксономия Б. Блума, которая включает в себя шесть навыков мышления, структурированных от самого базового до самого сложного уровня. Данная структура поможет сформулировать содержание вопросов.

Основные этапы по составлению плана и содержания беседы:

  1. Выбрать цель беседы. Беседа — это итог проведенной работы с детьми. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.
  2. Выбрать алгоритм построения беседы, скорректировать (адаптировать) в соответствии предполагаемым содержанием и целью.
  3. Сформулировать вопросы, используя Таксономию Б. Блума, с учётом возрастных особенностей детей и конечной целью.

        Педагог всегда может определить (даже в процентном соотношении), какие навыки мыслительной деятельности будут формироваться у детей.

Вся работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание речи, при необходимости дополнить, исправить ответ товарища. Речь становится предметом  анализа детей, что представляет большую трудность. Для успешного учения большое значение имеют качества: умение слышать сказанное педагогом, достаточно быстро отвечать, ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли, рассуждать, доказывать свою точку зрения. Таким образом, правильно построенная беседа на наш взгляд, является одним из существенных активных методов  в развитии дошкольников.

 Используемые источники:

Аверьянов Л.Я. Почему люди задают вопросы?: 2-е изд., перераб. и допол. Издательство: Социолог, РГИУ,  1998 г. – 358 с.

Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога. 5-7 лет: Книга для воспитателей/ Под ред.А.Г. Арушановой. – М.: Мозаика-Синез, 2004. – 186 с.

Мигунова Е.В. Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении: учеб.-метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 105 с.

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/08/26/formirovanie-dialogicheskoy-formy-rechi-u

http://gigabaza.ru/doc/99125.html

http://www.intel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103564


Примерный алгоритм беседы по картине.

Цель: формировать умение использовать изобразительные средства для анализа художественных произведений

(по картине И.И. Шишкина «Перед грозой»).

Алгоритм

Вопросы

Этапы мышления

Восприятие предмета в целом.

1. Что изображено на картине?

2. По каким признакам можно определить время года, изображённое на картине?

3. Что можно сказать о погоде на этой картине? По каким признакам?

4. Как  вы думаете, какое время суток показано на картине? Почему?

Знание

Анализ

Понимание, анализ

Анализ

Вычленение его основных частей и определённых свойств.

1. Где художник изобразил линию горизонта?  (вверху, внизу, посередине?)

2. Какие части определила линия горизонта  на картине? Что сверху? Снизу картины?

3. Какие основные цвета выбрал художник для изображения неба?

4. Как можно назвать настроение, которое вызывает этот цвет? Почему?

5. Относится ли это настроение ко всей картине или только к изображенному небу? Докажите.

6. Какие основные цвета выбрал художник той части картины, где изображена земля?

7. Какие цвета вы добавили бы, чтобы изменить настроение картины?

Знание

Знание

Знание                                     Применение                                  

Анализ                          Знание                      Синтез                                        

Определение пространственных отношений между его частями.

1. В каких пропорциях художник изобразил небо и землю? В равных? Почему?

2. Что изображено на переднем плане картины?

3. Что художник изобразил на дальнем плане картины?

4. Чем передний и дальний план отличаются между собой?

5. А есть ли между ними сходство, если есть, то в чем оно проявляется?

3. Как меняется тон картины от переднего до заднего плана? С чем это связано?  

Анализ

Знание

Знание

Анализ

Применение

Анализ

4.1.Выделение более мелких деталей (небо).

1. Что художник изобразил на небе?                                                                                                                       2. Почему вы так решили?

Знание

Понимание

Выделение других существенных признаков

1. Какие цвета использовал художник, что бы выделить разное состояние на небе?                    2. С какой стороны надвигается туча?  

3. Как можно определить, что скоро начнётся гроза?  

4. В какой части картины это произойдёт?

Знание

Понимание

Применение

Понимание

5.1 Выделение более мелких деталей (земля)

1. Перечислите, какие природные объекты изображены на переднем, заднем  плане?  

Знание

Выделение других существенных признаков (материал, поверхность).

1. В каких тонах изображены растения на переднем/заднем плане?                                                       2. Как вы считаете, почему на переднем плане использованы светлые тона, а на заднем тёмные тона?  

3. Почему художник использовал темные тона на переднем плане и светлые  на втором плане?  

Знание

Анализ

Анализ

Заключительное целостное восприятие объекта.

1.Светит ли солнце за пределами картинами?

2.Как это можно определить?  

3.Как вы опишите общее настроение картины?  

4. Представьте себя в этой картине, какое чувство у вас возникло бы?                                                                                                                                                    4.Сделайте вывод, почему картина называется «Перед грозой»?

5. Как вы думаете, соответствует ли название картины ее содержанию?

5. Дайте своё название картины.

Применение

Применение

Синтез

Синтез

Оценка                           Оценка                   Синтез

И.И. Шишкин «Перед грозой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритмов построения бесед для решения познавательных и социально коммуникативных задач

«Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума или проницательности».И. Кант«...мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы»К. Эриксон «Беседы лишь то...

НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию с использованием нетрадиционного способа аппликации (из макарон) во второй младшей группе.

НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию с использованием нетрадиционного способа аппликации (из макарон) во второй младшей группе.Добрые овечки мягкие сердечки.Цель:Развитие у дет...

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (с использованием ИКТ)

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познават...

Алгоритм построения работы с детьми ОВЗ

Алгоритм построения работы с детьми ОВЗ...