Проект "Да, были люди в наше время"
проект (подготовительная группа) по теме

Нехаева Ирина Владимировна

Представлен опыт работы по интеграции патриотического воспитания с художественно-эстетической деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Да, были люди в наше время»

 Важнейшая задача воспитательно-образовательной работы педагогов детского сада на современном этапе – научить ребёнка видеть закономерности в окружающем мире и активизировать познавательные интересы. Одним из путей решения данной задачи является интеграция в различных видах деятельности.

 Я. А. Коменский утверждал, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Итак, всё, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым.

Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «...в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами». Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли основополагающих.  

Комарова Т.С. и Доронова Т.Н. разработали методику в дошкольном воспитании,   в   основе   которой   лежат   интегрированные   блоки.  Интеграция предполагает разнообразные уровни взаимоотношений между элементами,   в  том  числе   и  уровни,   подобные  тем,   которые  образуют комплекс, то есть комплекс,  как некое образование, некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся проблемой интеграции в различных областях наук, определены этапы интегрированного подхода к процессу обучения искусству и художественному воспитанию, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Этап  художественной  интеграции  следует  рассматривать  как целостность - взгляд на другие искусства с позиций одного искусства.

2. Этап - взаимосвязь, взаимодействие искусства с окружающей жизнью, природой, историей культуры.

3. Этап — системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак.  

  Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время. Главное, что делает занятие интегрируемым - это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими воспитателями. При планировании занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства.

     Дети получают возможность развивать свои творческие способности и коммуникативные умения, познавательную активность, свободно высказывать свои мысли, что является важным в педагогической работе с детьми с проблемами в развитии речи. Интеграция объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что в свою очередь способствует формированию коммуникативной компетентности.

Интеграция патриотического воспитания с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника

   Патриотическое воспитание, положенное в основу ознакомления с социальным миром, широко применяем  в воспитательно-образовательной работе. Различные виды ознакомления с окружающим миром отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе соответствует природе ребенка, которая требует цельности, законченности во всем.

    Работу в этом направлении в русле интеграции строю, основываясь на следующих основных принципах:

  • тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам искусства (музыкальное, художественно-речевое, изобразительное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;
  • интеграция работы на основе патриотического воспитания с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми);
  • активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
  • соблюдение принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
  • широкое включение созданных детьми произведений в оформление интерьера дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
  • бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

В своей работе необходимо использовать взаимосвязь художественных образов одного вида искусства с художественными образами другого.

Кульминаций интегрирования художественного материала становится музыкально- литературное представление.

Проект  «Да, были люди в наше время»

Опыт работы по интеграции патриотического воспитания с другими видами художественно-творческой деятельности мы отражён в проекте:

«Да, были люди в наше время»  

Цель проекта: формирование патриотических чувств детей средствами художественно-эстетической деятельности..

Вся работа с детьми проводилась в системе технологии концентрированного обучения. В основе лежали не отдельные занятия, а учебные блоки, включающие в себя занятия, совместную деятельность ребёнка и педагога, свободную и самостоятельную  деятельность детей.

В содержание проекта  входят следующие блоки:

  1. блок – познавательная деятельность
  2. блок – художественно - творческая деятельность
  3. блок – музыкально - театральная деятельность

Рассмотрим данные блоки на примере знакомства и приобщения детей к дымковской игрушке.

1блок – познавательная  деятельность «Знакомство историческим событием России –войной 1812 года»

Беседуя, мы познакомили детей с произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино». . Рассказывали о том, какая страна напала на Россию, какие планы были у наполеоновской армии.. Говорили о том, что вся страна встала на защиту своей Родины. В краткой, доступной форме рассказывалась какой царь правил в России и о том, кто был назначен главнокомандующим нашей армии. Дети смотрели фрагменты художественного фильма «Гусарская баллада», рассматривали картины русских художников  с изображением героев войны 1812 года (Кутузова, Багратиона, Дениса Давыдова, кавалер-девицы Н. Дуровой) и рядовых солдат русской армии. Рассматривалась военная форма  и во что одевались люди в то время, как выглядит Бородинское поле.  Дети рассматривали иллюстрации с изображением оружия и узнавали как оно называется.  Также дети разучивали отрывки из поэмы. Воспитываем уважительное отношение к историческому прошлому. Развиваем у детей желание побыть самим этими героями.

2 блок – художественно-творческая деятельность

Предлагаем детям свои впечатления полученные от познавательной деятельности, отобразить в рисунках, а заключительным этапом считаем сооружение детьми макета Бородинской панорамы. Поэтому на определённом этапе вспоминаем, как нужно лепить фигуру человека в разных положениях. Предлагаем использовать различные материалы: природный, бумагу, пластилин и т.д.

3 блок – музыкально- театральная деятельность

Через музыкальное воспитание и обучение на занятиях дети разучивают солдатские народные песни, современные песни о том времени. Также  продолжают знакомиться со старинными танцами (полонез, мазурка) На музыкальных занятиях мы с детьми театрализовали солдатскую песню, разучили бальные танцы. Свои знания и умения дети воплотили в музыкальной и театральной деятельности.  Дети с удовольствием обыгрывали сценку на привале из поэмы.  Затем мы пригласили родителей на музыкально-литературный досуг, посвящённый Дню Защитника Отечества.

Таким образом, содержание образовательной работы с учётом выделенных блоков и интеграционного подхода позволяет связать материал, изучаемый детьми, в единое целое.  

Заключение

 Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

 Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий:  научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  М., - 1990
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие М.,- 1997
  3. Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир. М.,- Мозаика-Синтез 2008
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество М.,- Педагогика 1990
  5. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.,- Педагогическое общество России 2005
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду.  Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 6- е изд. испр. и доп. М., Мозаика- Синтез 2009
  7. Художественное творчество и ребёнок. Монография, Под ред. Н.А. Ветлугиной М.,- Педагогика 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Да, были люди в наше время!"

Конспект  художественно - познавательного занятия (досуга) в подготовительной группе, посвящённого  Отечественной  Войне  1812 года,  Бородинскому сражению, героизму рус...

Как люди учились измерять время»

Методическая разработка оод по познавательному развитию  детей старшего дошкольного возраста с учётом современных технологий, использование ТРИЗ....

Коллективный информационно-творческий проект "Жили-были люди в доме"

 Долгосрочный коллективный проект был реализован воспитанниками старшей группы МДОБУ №118 г. Сочи в 2016 году, его результатами стали мини-музей макетов различных жилищ человека и обширная...

Разные жилища разных людей в разные времена

В данной презентации собран материал по теме "Жилище человека"Работа разделена на 4 части, т.к. слишком большой объем для одной презентации....

Конспект занятия в подготовительной группе "На чем писали люди в нашей древности"

Конспект занятия в подготовительной группе "На чем писали люди в нашей древности"...

НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "Как одевались люди в разное время."

Непосредственная образовательная деятельность знакомит дошкольников со значением одежды и сменой требований к ней при изменении условий жизни людей....