Адаптационные игры
методическая разработка на тему

Гладченко Анна Андреевна

В статье приведены примеры игр, которые можно использовать педагогам и родителям в период привыкания ребенка к условиям ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnye_igry_dlya_malyshey.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационные игры для малышей.

Система игровых сеансов разработана для улучшения процесса адаптации детей во время пребывания в ДОУ. Игровые сеансы могут проводиться как воспитателями и специалистами ДОУ, так и родителями в домашних условиях.

Цели адаптационных игр:

  • оптимизация процесса адаптации детей к ДОУ;
  • формирование позитивного эмоционального отношения ребенка к детскому саду.

Задачи адаптационных игр:

  • создание позитивного настроя у детей;
  • развитие познавательной сферы;
  • обогащение сенсорного опыта и коммуникативных навыков;
  • закрепление каждодневных режимных моментов;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

Главное преимущество игр на основе сенсорных опытов – это простота, безопасность и привлекательность для детей!

Игра «Колючий ежик» (использование природного материала).

Используйте в игре массажные мячики разных размеров. Положив мяч на ладонь ребенка, прокатывайте «ежик» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть больше времени задерживайтесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Сопровождаете ваши действия стихами:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит – бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки – грибочки

Для сыночка и для дочки.

Замените массажный мячик на природный объект: шишку, каштан, камушек, орех. Активизируем речевое развитие. Рассмотрите объекты, потрогайте, попытайтесь описать их качества: какая шишка – калючая, какой каштан – гладкий, а грецкий орех - шершавый. Раздаем детям природный материал и выполняем массирующие движения, сопровождая наши действия стихами:

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, так как развитие мелкой моторики напрямую связыно с речевой функцией. Важно об этом помнить и уделять должное внимание пальчиковым играм.

Игра «Дышим животиком» (выполняется лежа или сидя).

Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Положите на живот небольшую мягкую игрушку (рыбку) и посмотрите, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и как она опускается, когда мы делаем выдох:

Качает рыбку на волне, то вверх (вдох),

То вниз (выдох) плывет по мне.

 Дышим правильно - управляем своими эмоциями! Правильное дыхание -способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных ребенком в течение дня.

Игра «Храбрые лягушата» (может использоваться как динамическая разминка).

Дети садятся на заранее вырезанные из цветной бумаги «листья кувшинок», делают динамическую разминку с имитацией движений лягушек:«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. И у каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими. Но лягушата были умными. Они скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся!».

Дети комкают листки бумаги и бросают их в корзину. По желанию можно включить элементы танцедвигательной терапии.

 Подвижная игра - это и источник радости, и одно из лучших средств коммуникации. Изменить восприятие мира - легко и просто, достаточно добавить радость движения!

Игра «Рисунки на крупе» (использование манной крупы).

Данный вид игры чаще используется в индивидуальной работе и хорошо подходит для детей с затяжной адаптацией. В процессе игры ребенок получает приятные тактильные ощущения, что помогает расслабиться  и снять эмоциональное напряжение.

 - Зарой  ручки в крупу, а теперь насыпь крупу кучкой, разгладь её.

- Нарисуй пальчиком солнышко, а теперь можешь нарисовать свой рисунок. - Пофантазируйте: пускай по крупе пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик.

Полезно выполнять движения двумя руками (бимануальные движения). Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга. Тогда активно включаются и левое и правое полушария нашего мозга.

 ВЫВОД:

Биологически ребенок так устроен, что привязанности «питаются» позитивными эмоциями. Позитивные эмоции в процессе творчества, игры, занимательных опытов остаются с нами на всю жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ В ПЕСКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям.Когда ребенок вперв...

«Адаптационные игры для детей младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное т...

Адаптационные игры с детьми раннего возраста

Игры для детей раннего возраста  в период адаптации...

Организация адаптационного периода. Адаптационные игры.

Создание предметно - развивающей среды (использование нетрадиционных форм). Создание благоприятных условий способствует облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учере...

Совместные адаптационные игры с родителями. Коммуникативные игры.

Совместные адаптационные игры с родителями. Коммуникативные игры....

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...