Опыт работы "Формирование духовно - нравственного развития через декоративно - прикладное искусство "
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_dlya_nsp.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

3.Педагогический опыт.

  1. Описание основных методов и методик, используемых в    представляемом педагогическом опыте.

 Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

  Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

  • наглядный
  • словесный
  • практический
  • информативно - рецептивный
  • репродуктивный
  • исследовательский
  • эвристический
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

          прием повтора;

  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком
- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

  Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

  Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

   Наряду с этим, передо мной встала задача «насытить» развивающую среду своей группы предметами старины. В группе появились предметы домашней утвари: пиалы, вазы, ложки, разносы, расписанные в разных стилях (в основном: хохлома, городец). В уголке ряжения запестрели яркими цветами сарафаны, кокошники, ленты, косоворотки. Не без помощи родителей в группе появились самотканные половички, рушники, покрывала, выполненные в лоскутной технике, вышитые крестиком наволочки, платочки. С детьми мы изготовили из соленого теста «хлебобулочные изделия», раскрасили их, и теперь дети используют их в своих играх. Так же из соленого теста мы сделали домино с элементами узоров. (Приложение № 2) Был  изготовлен практический материал: разработаны дидактические и развивающие игры (Приложение № 3), папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей (Приложение № 4), созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Для успешного осуществления работы в обучении детей следовала следующим принципам:

-актуальность, реалистичность, систематичность,  активность,  воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

   Мною были поставлены  следующие  задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Развитие фантазии детей, настрой  на создание новых необычных композиций росписи;
  • Развитие мелкой моторики;

  • Обогащение  словарного  запаса  детей.

Выбраны  следующие направления в работе:

  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  • Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
  • Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

   Всю свою работу строила так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. В процессе непосредственно образовательной деятельности решала познавательные, обучающие и творческие задачи.  Использовала различную технику рисования. Старалась научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Детей знакомила с образами, характерными для русской игрушки. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т.е. использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким. В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев (Городецкая, хохломская росписи). Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей - точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла, как нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд - все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». На занятиях лепили отдельные предметы и создавали целые композиции. Вместе с детьми любовалась игрушкой.              

  1.  Актуальность педагогического опыта

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте.

     Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка,— это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

Необходимым условием в духовно-нравственном  воспитании и развитии  личности ребенка  является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме.»

  1. Результативность педагогического опыта.

В процессе непосредственно образовательной деятельности, на занятиях в кружке «Волшебные узоры» у детей пробуждалась уверенность в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными.  Дети участвовали  в КВН, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в детском саду и за его пределами, в создании Больших книг «Ярмарка народных промыслов», «Рукотворная сказка». Параллельно велась работа с педагогами. Знакомила педагогический коллектив с историей развития народных промыслов (Приложение № 5), а так же закрепление умений и навыков педагогов в лепке и декоративном рисовании. Являюсь руководителем семинаров-практикумов для педагогов, где педагоги получают практические и теоретические знания о народных промыслах, с удовольствием сами лепят игрушки, расписывают их, создают свои изделия (Приложение № 6). Для педагогов разработала листки-памятки по руководству самостоятельной изобразительной деятельностью детей. Провела консультацию-диалог на тему: «Декоративное рисование в детском саду» (Приложение №7). Подготовила и провела консультацию: «Роль декоративного рисования в подготовке детей к школе» (Приложение № 8). Для педагогов района провела «Мастер-класс» на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей». Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чему собираюсь учить детей, объяснила, с какой целью это делаю. Организовала проведение семинара-практикума «Мастерская гения» (Приложение №9) с целью распространения опыта художественно-эстетического воспитания дошкольников. Провела ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Ребенок и рисование» (Приложение №10), «Развитие творческого потенциала в семье»(Приложение № 11) и др. Проведен практикум по нетрадиционному рисованию.

  1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизной и отличительной особенностью данного опыта является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования (печати, штамповки, трафареты). Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомятся с орнаментами.  Орнаментация - как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Использована экскурсионная форма  обучения – мы с детьми посетили Детскую школу искусств, где нам показали  выставку  работ  учащихся по декоративно-прикладному искусству.(Приложение №12)

  1. Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта.

  • Знакомство  детей с образцами народных художественных промыслов.
  • Развитие  умения  видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
  • Развитие умения воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  • Формирование  чувства ритма, симметрии, гармонии.
  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
  • Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
  • Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
  • Самостоятельно составлять  композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
  • Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач, данный опыт предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

  1. Описание основных элементов представляемого педагогического

                                            опыта.

 Обобщая практику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.

  1. Выводы

   Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

"Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство"Доклад из опыта работы на методическом объединении....

Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство "Чудесная тестопластика".

Проект «Формирование  художественно-эстетического  развития у детей  старшего  дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «Чудесная тестопластика»....

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство

в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по ...

«Развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и приобщение к истокам родного края через декоративно-прикладное искусство».

Эта статья о работе кружка "Народные умельцы" . Основой кружка является знакомство с промыслами Воронежского края и сравнение их с другими промыслами....

Дымковская игрушка для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся обли...

Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...