"Пчёлка"- 2012 г.
методическая разработка на тему

Белова Елена Викторовна

"Семейный клуб как условие творческой самореализации родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pchyolka_2012_g.docx912.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №3

ЗАТО г. Радужный Владимирской области

«Семейный клуб

 как условие творческой самореализации родителей»

                                                                             Составила и подготовила:

                                                                             Мальцева Елена Викторовна

                                                                             воспитатель II кв. категории

                                                                             Руководитель учреждения:

                                                                     Малышева Светлана Юлиевна

2012 г.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития ребенка — детский сад № 3

ЗАТО г. Радужный Владимирской области

(МБДОУ ЦРР-д/с № 3)

   Адрес: дом 42, 1 квартал, ЗАТО г. Радужный Владимирской области, 600910

   Контактный телефон заведующей ДОУ:  3-34-45    

   Адрес электронной почты:  ds_raybinushka@mail.ru        

Заведующая - Малышева Светлана Юлиевна

Краткая историческая справка

1982г. - открытие детского сада «Рябинушка» в ведомстве Министерства          оборонной промышленности.

1991г. – переход ДОУ в ведение муниципалитета.

1995 – 1999гг. - работа в режиме ОЭР.

1998г. - открытие группы кратковременного пребывания  для детей  с 3 до 7 лет.

1998г. - открытие клуба выходного дня «Семь – Я» для детей с 3 до 7 лет и их родителей.

2000г. - аттестация ДОУ – присвоен статус Муниципального дошкольного образовательного учреждения  Центра развития ребенка – детский сад №3.

2002г. - изучение и внедрение в работу базисной программы «Истоки».

2003г. - открытие группы кратковременного пребывания ранней социализации и адаптации детей с 1 до 3 лет и их родителей «Зеленая дверца».

2005г. - аттестация ЦРР – д/с №3.

2006г. - МДОУ ЦРР – д/с №3 присвоен статус Опорного учреждения по работе с семьями, воспитывающими детей на дому.

2009г. - открытие группы компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

2009г. - аккредитация МДОУ ЦРР-д/с №3.

2010г. - лицензирование медицинской деятельности.

2011г. - разработка основной общеобразовательной программы в соответствии с нормами и положениями ФГТ.

2012г. – участие в федеральном эксперименте по теме: «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и  ФГТ».

2012г. – открытие опытно-экспериментальной площадки по теме: «Организация креативной образовательной среды как условие творческой самореализации субъектов образовательного процесса». 

Образовательная деятельность дошкольного учреждения обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989 год), равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

        МБДОУ ЦРР — д/с № 3 обеспечивает развитие ребенка по четырем основным направлениям:

  • физическое;
  • социально-личностное;
  • познавательно-речевое;
  • художественно-эстетическое.

 Содержание воспитательно - образовательного процесса

МБДОУ ЦРР-д/с №3 определяется:

Основной образовательной программой, разработанной в соответствии с ФГТ на основе «Истоки»: Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования/ Под ред. Л.А.Парамоновой — реализуется во всех возрастных группах;

Коррекционной - Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» - реализуется в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи;

Парциальной — Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр — творчество — дети» - реализуется в средней, старшей, подготовительной к школе группах.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Перспективный план работы семейного клуба «Солнышко»
  3. Технология реализации модели работы семейного клуба «Солнышко»
  4. Сценарии заседаний семейного клуба «Солнышко»
  5. Результативность

Приложение:

Приложение 1.Анкетирование

Положение 2. Положение о семейном  клубе «Солнышко»

Приложение 3. Коммуникативные игры и игры малой подвижности

Приложение 4. Пальчиковая гимнастика.

Приложение 5.  Творчество наших детей и родителей

Библиографический список

C:\Users\Леночка\Desktop\Для работы\7.jpeg

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мальцева Елена Викторовна воспитатель II кв. категории

Образование высшее

Учебное заведение  Чапаевский педагогический колледж, 2000 год. Московский городской педагогический университет Самарский филиал, 2002 год.

Педагогический стаж  10 лет

Стаж работы в должности воспитателя  5 лет

Стаж работы в МБДОУ ЦРР д/с №3  5 лет

002

       

«Светит солнце в вышине в нашей маленькой стране, лучики нам шлют привет, дарят нам тепло и свет!

C:\Users\Леночка\Desktop\Для работы\70.jpg

     

C:\Users\Леночка\Desktop\Для работы\80.jpeg

         

Пояснительная записка

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно

                                                исчезать никому неизвестной пылинкой…

                                                Человек оставляет себя, прежде всего в человеке.

                                                В этом высшее счастье и смысл жизни.  

                                                Если ты хочешь остаться в сердце человеком, -  

                                                воспитывай своих детей».

                                                                                                    В.А.Сухомлинский  

                             

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

  Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.[1]

Самореализация человека — естественная потребность, на которую указывают психологи А. Маслоу, Э. Фромм и З. Фрейд.[2]

По мнению известного психолога А.Маслоу, потребность в самореализации присуща каждому человеку. В своей пирамиде человеческих потребностей он поместил ее на самой вершине. Действительно, самореализация – это высшая ступень развития личности человека. Сюда входит познание себя, поиск своих жизненных установок, моральных ценностей и многое другое.

Наибольшие возможности, по мнению психологов, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей. Самореализация личности — это путь, который приведет к пониманию себя, удовлетворению своих потребностей, необходимых для достижения душевного комфорта.[3] 

Изначально каждый человек реализует себя в семье, начиная с детского возраста. Именно в семье закладываются ценностные ориентиры, прививаются любимые для всех увлечения и занятия, раскрываются способности детей.

Рассматривая семью, А.С.Макаренко первостепенное значение придавал устройству семьи, её структуре: «Семья – это коллектив, теряя признаки коллектива, семья неизбежно теряет большую часть как организация воспитании и счастья».[4] 

Е.А.Аркин, один из создателей системы советского дошкольного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов.[5] Он разработал теорию развития ребёнка дошкольного возраста и организации его жизни в детских учреждениях и семье. Е.А.Аркин  выступал за необходимость оказания педагогической помощи родителям.

 Систематические исследования в области дошкольного воспитания (А.П.Усова, Е.А.Флёрина) привели к более глубокому пониманию роли планомерных педагогических воздействий, осуществляемых по определённой программе, в общей системе воспитательной работы дошкольного учреждения и семьи.[6]

Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Для того чтобы ребёнок полностью раскрылся, проявил свои способности и задатки, родители должны не только создать благоприятные для этого условия, но и сами творчески самореализоваться, вовлекая тем самым ребёнка в мир своих увлечений. Но зачастую одни родители просто не знают, как это сделать, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.  И всё это побудило нас к созданию семейного клуба «Солнышко».

        Основной целью работы семейного клуба «Солнышко» является: создание условий для развития творческой самореализации родителей  через организацию работы семейного клуба «Солнышко».

Достижение этой цели вижу в решении следующих задач:        

  • повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах  творческого развития детей дошкольного возраста;
  • развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  • установление партнёрских отношений между всеми субъектами воспитательно - образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами.

Для осуществления поставленных задач:

  •  провела анкетирование среди родителей (см. Приложение 1);
  • разработала положение о  семейном клубе «Солнышко» (см. Приложение 2);
  • составила перспективный план работы семейного клуба «Солнышко»;
  •  разработала и реализовала технологию модели работы семейного клуба «Солнышко»;
  • составила сценарии заседаний семейного клуба «Солнышко».

         Работа клуба «Солнышко» ведётся  в соответствии с перспективным планом и включает в себя ежемесячное проведение заседаний клуба различной тематики. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Главным помощником на заседаниях клуба является солнечный лучик, который приглашает всех совершать различные путешествия. Каждая встреча начинается с ритуала приветствия, который способствует снятию напряжения, вызывает положительные эмоции и настраивает на совместную деятельность. Затем с детьми и родителями проводятся коммуникативные игры или игры малой подвижности, направленные на эмоциональное сближение и раскрепощение, развитие общей двигательной активности (см. Приложение 3). Встречи в семейном клубе могут включать в себя теоретическую часть - это рассмотрение  вопросов, которые являются актуальными для родителей и вызывают  их наибольший интерес, и практическую часть, направленную на развитие  творческих способностей родителей, на их творческую самореализацию, в процессе которой они  играют, танцуют, рисуют, занимаются творчеством.

Если занятия клуба включают в себя деятельность, связанную с развитием мелкой моторики рук, то перед началом практической части проводится пальчиковая гимнастика (см. Приложение 4). Между творческими заданиями проводятся динамические паузы с целью поддержания двигательной активности детей и стимулирования детской деятельности. Завершается игровой сеанс ритуалом прощания, настраивающий детей и родителей на дружеский лад.

  Встречи семейного клуба «Солнышка» проходят в теплой, уютной обстановке. Они помогают дошкольникам получить новый опыт общения с родителями. Совместная деятельность способствует формированию личностно - ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком; помогает раскрыть творческие способности детей и способствовать творческой самореализации родителей, которая находит свое отражение в совместных творческих выставках (см. Приложение 5).

             Результатом таких совместных встреч стало:

  • большее понимание своих детей и раскрытие их способностей;
  • знакомство с разными видами деятельности, которые  способствуют развитию творческих способностей не только детей, но и самих родителей;
  • активное участие родителей в жизни группы и детского сада;
  •  установление длительных дружеских связей с другими родителями.

                    Организация взаимодействия с семьями воспитанников в форме семейного клуба, представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей не только детей, но и взрослых.

Перспективный план

  работы семейного клуба «Солнышко»

на 2012 – 2013 уч.год

сроки

тема заседаний клуба

содержание

категория участников

сентябрь

«Здравствуй, солнышко лесное, познакомлюсь я с тобою!»

Коллаж для родителей. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников». Оформление странички ребёнка в портфолио, «Какой Я».

Родители и дети, воспитатели.

октябрь

«Нам лучики солнышка светят, сияют, развивать мелкую и общую моторику детей помогают»

Игры и игровые упражнения по развитию мелкой и общей моторики рук; обмен опытом семейного воспитания по организации игровой деятельности; изготовление игр по развитию мелкой моторики рук детей.

Родители, воспитатели.

Ноябрь

«Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас и забот и затей» (вечер дружной семьи»)

Представление проектов «Счастливый выходной день». Игровая программа для взрослых и детей.

Родители, дети, воспитатели.

декабрь

«С солнышком играем, детей развиваем»

Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях. Семейный опыт по игре с детьми дома.

Родители, воспитатели.

январь

«Рано солнышко встаёт нам, здоровье бережёт!»

 Сохранение и укрепление здоровья детей, здорового образа жизни в семье.

Родители,  воспитатели.

февраль

«Февральское солнышко светить стало ярко, всем мальчишкам дарит подарки!»

Фотоколлаж о мальчиках нашей группы. Где служили наши папы? Фотогазета.

Родители, дети, воспитатели.

март

«Весеннее солнышко ярко свети, всех девочек поздравляй от души!»

Фотоколлаж о девочках нашей группы. Где работают наши мамы? Фотогазета.

Родители, дети, воспитатели.

апрель

« Мы солнечные дети, мы лучше всех на свете. Мы играем целый день, нам играть совсем не лень».

Семейный опыт и игра.

Понятие и значение игры в жизни

дошкольника;

 роль родителей в детской игре;

творческая работа с памятками;

решение педагогической    ситуации;              презентации родителей - семейный опыт и игра.

Родители, воспитатели.

май

«Презентации опыта семейного воспитания».

Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов работы клуба.

Родители, воспитатели.

Технология реализации модели работы семейного клуба «Солнышко»

Этапы технологии

Задачи и содержание деятельности участников семейного клуба

Педагог (воспитатель)

дети

родители

информационно-

аналитический

осуществление анализа полученных данных при анкетировании; выявление проблем; подбор

наглядно-информационного материал, беседы с родителями, анкетирование родителей.

участие в анкетировании;

создание портфолио.

планово-прогностический

разработка положения о семейном клубе «Солнышко», разработка плана работы семейного клуба; подбор материала по запросам и интересам родителей.

Организационно-исполнительский

Заседания семейного клуба «Солнышко»: «Мы солнечные дети, мы лучше всех на свете. Мы играем целый день, нам играть совсем не лень»; «Нам лучики солнечные светят, сияют, развивать мелкую и общую моторику детей помогают»; «Рано солнышко встаёт, нам здоровье бережёт»;

«С Солнышком играем, детей развиваем»;

организация выставок различной тематики: «Соберём урожай», «Цветы осени», «Игрушки моих родителей», «Ёлочка – красавица», «С юбилеем, Рябинушка!», «Новый год в гостях у сказки».

участие в совместной деятельности с родителями и педагогами семейного клуба «Солнышко»;

совместное творчество с родителями.

Презентации семейного опыта:

«Отдыхаем и играем вместе»; «Игра с ребёнком в жизни нашей семьи»; «Упражнения для профилактики плоскостопия – рано солнышко встаёт, нам здоровье бережёт», «Развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»;

совместное творчество: выставка поделок;

контрольно-диагностический

подбор и проведение диагностических методик.

- Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной деятельности по сферам инициатив» (творческая инициатива).

регулятивно-коррекционный

- сбор аналитического материала;

- внесение корректив в планирование работы семейного клуба;

- планирование работы на перспективу: создание условий для развития творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса.

рекомендации специалистов.

C:\Users\Леночка\Desktop\Для работы\13.jpeg


[1] См: Интернет сайт: Творческая самореализация личности. Реферат.

[2] См: Интернет сайт: Самореализация человека – процесс творческий/ Самореализация.

[3] См: Интернет сайт: Там же.

[4] См: А.С.Макаренко. О воспитании. М., 1988 г. стр. 22-23.                

[5] См: Е.А.Аркин. Родителям о воспитании. М., 1957г. стр. 63- 71.

[6] См: Интернет сайт: Статья «Современные подходы к организации взаимодействия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА НОЯБРЬ ПО ТЕМЕ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ», «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД». 01.11.2012 – 06.12.2012

формировать представление о семье, называть свое имя, фамилия, отчество, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать гендерные представления. Формировать образ. Уверенность в се...

План проведения тематической недели « В гостях у сказки» в группе ОРН для детей от 5 до 7 лет. с 5.11.2012 г. по 8.11.2012 г.

 Программное содержание: Расширять кругозор детей; Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию; Развивать речь, воображение, фантазию;Уточнить знания народных и авторских ска...

"Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"

quot;Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"...

"ПЧЁЛКА, ПЧЁЛКА, ТЫ КУДА ЛЕТИШЬ?"

Методическая разработка+презентация...

Конспект познавательного занятия с элементами алгоритмики. (занятие с использованием логоробота Пчёлка для детей 6-7лет) Тема: «Робот пчёлка идёт на помощь»

Конспект занятия составлен в форме занимательного квеста - игры. Выполняя, различные задания дети применяют ЛОГОРОБОТА пчёлку. Закрепляют умения программировать робота, програмировать логоробота по ал...

Методическая разработка познавательного занятия с элементами алгоритмики (занятие с использованием логоробота Пчёлка) для детей 6-7лет "Робот пчёлка идёт на помощь"

Занятие направлено на развитие у детей  первоначальных умений и навыков решения логических и алгоритмических задач....