Главные вкладки

    Консультация (подготовительная группа) на тему:
    В помощь педагогу дошкольного образования в развитии творческого мышления и воображения с помощью ТРИЗ.

    Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_pomoshch_pedagogam_doshkolnogo_obrazovaniya_triz.docx31.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    В помощь педагогам дошкольного образования.

    Методы и элементы теории решения изобретательских задач ТРИЗ

    Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

    Каждый ребенок – это сундук с сокровищами, полный необыкновенных идей, мыслей и фантазий. Но, к сожалению, не всегда у детей появляется возможность его открыть или правильно воспользоваться его содержимым. Поэтому детям необходимо давать возможность как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

    Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

    ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.  Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.

    В детский сад ТРИЗ пришла совершенно случайно. В городе Находке участники очередного семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе. Но по ошибке слушателей семинара привезли в детский сад, в подготовительную группу. Где дети с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей «Маленькие человечки». Это недоразумение позволило ТРИЗовцам открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из главных проблем: когда, с какого возраста можно начинать приобщение ребенка к решению изобретательских задач. Знакомство с неживой природой (лед, пар, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний, и они начали строить крепости, плавать, летать. Обстановка занятий непривычная: общение происходит свободно, демократично, можно сомневаться, отвечая на вопросы, угадывать, поправляться, размышлять и совершать "открытия".

    Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

    Долгое время единственным инструментом решения творческих задач – задач, не имеющих четких механизмов решения, был «Метод проб и ошибок» МПиО. Механизм у него один: "А если сделать так, а если так?"

    В ХХ веке возросла потребность в решении творческих задач, появились модификации этого метода – «Мозговой штурм» его предложил А. Осборн в конце 30-х годов XX века.

     «Морфологический анализ» и другие. Суть их в том, чтобы повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов.  Однако, экономя время на генерации идей, существенно увеличивается время на анализ и выбор наилучших вариантов.

    Г.С. Альтшуллер  изменил суть задачи: как  без сплошного перебора вариантов выходить сразу на интересные варианты разрешения проблемы. Решить ее позволяют три принципа, лежащие в основе ТРИЗ:

    Принцип объективности закона развития систем, основанный на том, что строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам, поэтому эффективные и сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам.

    Принцип  противоречия,  состоящий в том, что под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует систем явных и скрытых противоречий. Поэтому эффективные решения – этот решения, способствующие  преодолению противоречий.

    Принцип конкретности, свидетельствующий о том, что каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие  изменения конкретной системы. Поэтому, эффективные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.

    Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

    1. Мозговой штурм

    Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

    Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

    - как уберечь продукты от мышей;

    - как не намокнуть под дождем;

    - как мышам достать сыр из-под носа кота;

    - как выгнать лесу из зайкиной избушки;

    - как потушить пожар, если в доме нет воды;

    - как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

    - как оставить кусочек лета в зиму.

    Напомним правила мозгового штурма:

    1) исключение всякой критики;

    2) поощрение самых невероятных идей;

    3) большое количество ответов, предложений;

    4) чужие идеи можно улучшать.

    Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д. Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

    В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

    2. Синектика

    Это так называемый метод аналогий:

    а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

    - изобрази будильник, который забыли выключить;

    - покажи походку человека, которому жмут ботинки;

    - изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

    - представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

    б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

    в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

    3. Морфологический анализ

    Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

    Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

    Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан: дерев. железн. стекл. пластм.

    Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)

    Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).

    Приведем пример применения метода с использованием "ящика", т.е. таблицы. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу:

     Возможные варианты характеристик по выделенным критериям

    Возраст

    Место жительства

    Средство передвижения

    Стиль одежды

    Характер

    Ребенок

    Дворец

    Конь

    Спортивный костюм

    Добрый

    Подросток

    Многоэтажный дом

    Автомобиль

    Праздничный наряд

    Вредный

    Юноша

    Лес

    Ролики

    Строгий костюм

    Нытик

    Старик

    Детский сад

    Лыжи

    Шорты и майка

    Весельчак

     Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

    Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

    Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

    Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

    Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.

    Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

    Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

    Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

    - наличие положительного и отрицательного героев;

    - зло, причинённое отрицательным героем;

    - борьба положительного героя со злом;

    - присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

    Последовательность вопросов может быть следующей:

    - О ком сочиняем сказку?

    - Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

    - С кем он дружил?

    - Кто им мешал? Каким образом?

    - Как добрый герой боролся со злом?

    - Чем всё закончилось?

    Предполагаемый ход действия сказки:

    1. Жил-был…

    2. И был он какой?.

    3. Умел делать что?.

    4. Делал он это, потому что…

    5. Но в это время жила-была…

    6. Она была…

    7. Однажды между ними случилось…

    8. Им помогла…

    9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

    Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.

    Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

    4. Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

    Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.

    Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

    Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

    Например: стол, метеорит, круглый, искрящийся, кухонный, горячий, пластмассовый, стремительный. Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

    Например:

    - машина: стремительная - быстро едет;

    - горячая - везет горячий хлеб;

    - искрящаяся - летающая тарелка;

    - кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

    Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

    Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

    5. Данетка

    Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

    Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

    6. Метод Робинзона

    Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном группе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.

    Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.

    7. Типовое фантазирование

    Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

    изобретательская задача

    а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

    б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

    в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

    г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

    д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

    8. Системный оператор

    Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

    Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

    Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

    Н/С

    Н/С

    Н/С

    С

    С

    С

    П/С

    П/С

    П/С

    прошлое

    настоящее

    будущее

    где С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

    Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта)

    В случае, когда объектом, т.е. системой, является пылесос, данная таблица может выглядеть следующим образом.

    Домашняя утварь

    Бытовая техника

    Бытовая техника

    Веник

    Пылесос

    Скоростной аппарат по уборке помещений

    Прутья и веревка, скрепляющие и удерживающие прутья вместе

    Корпус, шланг, щетка, колесики, шнур с вилкой, кнопка для включения

    Составляющие пылесоса в будущем полностью зависит от фантазии и воображения детей

    Прошлое

    Настоящее

    Будущее

    Если объект для рассматривания выбран из нерукотворного мира, а из мира, например, природы, то целесообразно рассмотреть его развитие во времени, проследить его изменения в его внешнем виде в определённый отрезок времени. Например, дерево.

    Корни, тонкий невысокий ствол, ветви

    Корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды

    Корни, сухой обрубок ствола

    саженец

    дерево

    пень

    Растение леса

    Растение леса

    -

    прошлое

    настоящее

    будущее

    Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

                                                                                                                 

                                                                                                                  Желаем удачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки

    Представляю вашему вниманию методы для развития творчества...

    Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки

    Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки...

    Развитие творческого мышления и воображения дошкольников методами ТРИЗ - РТВ

    Использование ТРИЗ - технологий в работе с дошкольниками....

    «Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»

    План-конспектобразовательной деятельностив средней группена тему «Составление рассказа по картине «Осень»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», ...

    Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ с помощью "Кругов Луллия".

    Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ с помощью "Кругов Луллия"...