Мастер-класс «Тренируем пальчиками, развиваем речь»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

 Мастер-класс «Тренируем пальчиками, развиваем речь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_treniruem_palchiki_-_razvivaem_rech.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр социально – гуманитарного образования»

Конспект мастер-класса

«Тренируем пальчиками, развиваем речь»

Руководитель: Сафина Айгуль

Миненаркисовна.

                                                             

Цель мастер-класса: трансляция опыта работы среди начинающих педагогов МАДОУ.

Задача мастер-класса: повысить компетентность начинающих педагогов МАДОУ в сфере познавательно-речевого развития детей.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги. Эпиграфом нашей встречи могут стать слова Н. Канта: «Рука – это вышедший наружу мозг человека», а В.А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Одним из показателей и условием хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. Не секрет, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.

Для развития мелкой моторики рук существует много интересных приёмов. Скажите, пожалуйста, какие приемы вы знаете. К приемам, способствующим развитию мелкой моторики рук также относятся:

·        Тактильные ощущения: определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе.

·        Пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики.

·        Работа с карандашом, ручкой, мелком;  штриховка.

·        Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга) – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

·        Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.

·        Бисерография – упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера.

·        Театр в руке.

·        Оригами.

·        Работа с пластилином, бумагой, тканью.

·        Работа с природным и бросовым материалом.

·        Графические диктанты.

Сегодня будут представлены приемы: оригами, работа с пластилином, природным и бросовым материалом, тканью, пальчиковые игры.

Мы хотим представить вам наш опыт работы по развитию ручной умелости. Мастер-класс построен по одной сюжетной линии в виде театрализованной деятельности.

Для каждого участника приготовлен лист бумаги, на котором выполняется  работа, и все необходимое оборудование. Один педагог ведет повествование сказки, другой)

Жили-были мальчики веселые пальчики.        Растирание, поглаживание ладоней.

Однажды они узнали, что их друга «Язычка заколдовала злая колдунья «Бяка-Закаляка».  Решили братья «Веселые пальчики» друга из беды выручать. Отправились они в путь-дорогу. В путешествии их ждали большие трудности и препятствия.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация тактильных ощущений.

  Большой сказал: «Могу».                                            Каждый палец одной руки

  Указательный: «Помогу».                                           обмакиваем в краску

Средний: «Не подведу».                                              и оставляем отпечаток

Безымянные: «Постараюсь».                                       на листе бумаги.

Мизинец: «Попытаюсь».

 Пошли братья по дороге.                                             

(Участники выкладывает  полоску, на нее -косточки. «Идут» пальчиками по «дорожке».)

 «Бяка-Закаляка» (кукла на руку) из-за ширмы бросает листок с заданием.

По волнам плывет отважно,  не сбавляя быстрый ход лишь гудит машина важно. Что же это? 

(Участники складывают , из бумаги фигурку парохода.)

     «Бяка-Закаляка» в пароход спрятала еще  одну загадку. Из фигурки парохода выворачивается фигурка петуха.

Не княжеской породы, а ходит с короной                                          

Не ратный ездок, а с ремнем на ноге;

Не сторожем стоит, а всех будит. 

                                

 

Фигурку петушка украшают, кормят  зернами. Для этого приклеивают на лист бумаги зерна гречи.

Справились с заданием веселые пальчики,                  Участники отрывают

пошли дальше своего друга «Язычка» выручать.        кусочки поролона, «идут»

На пути болото.                                                        по ним, высоко поднимая пальчики.

На болоте из бумажных салфеток участники изготавливают себе листок кувшинки и цветок лилии.

Игра «Храбрые лягушата».

Цель:  развитие координации движений, гибкости рук, снятие психоэмоционального напряжения.

Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого был свой любимый листок, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушки разговаривают? Правильно. Однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, решила она полакомиться им. Но лягушата были умными: скомкали свои листочки и стали бросать их в большую птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся.

Ох устали наши «Пальчики-веселые мальчики», но и с этим заданием справились. «Бяка-Закаляка» предлагает новое испытание.

Под дубочком, под листочком,                        Намазывание пластилина на лист,

Свился, скрючился клубочком.                        выкладывание на него семян.

Игра «Колячий ежик». 

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Ходит-бродит вдоль дорожек                           Вращение  еловой шишкой между

Весь в колючках серый ежик,                           ладонями.

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

Отдохнули пальчики, дальше побежали. Решили они для «Бяки-Закаляки» сделать подарок – цветы (розы), чтобы она доброй стала и расколдовала их друга «Язычка». Чтобы сделать цветы, нужно перейти через ручеек. Участники опускают кисти рук в чашечки с водой, выбирают из нее камушки.

«Бяка-закаляка» подобрела, и показала, куда спрятала «Язычок». Сидит он за дверью с тяжелым замком. Нужно замок открыть.

Пальчиковая игра «Замок-чудак».

На дверях замок-чудак,                                            Руки сцеплены в замок,

Не открыть его не как.                                             Вращение .

Я его и так и сяк, я его туда, сюда

Ну ни как не открывается.

Вынул связку я ключей:                                      Потрясти кистью одной руки.

Этот ключик не подходит,                                    Прокрутить каждый палец в

Этот ключик не выходит,                                        кулаке.

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает,

Этот ключик от сарая.

Вынул связку я другую:                                       Потрясти кистью другой руки.

Тот ключик не подходит,                                        Прокрутить каждый палец в

Этот ключик не выходит,                                       кулаке.

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает,

Этот ключик от рояля.

Что же делать?

Давайте попросим: «Дверка, миленькая, откройся».

«Проходите, пожалуйста».

Открылась дверь и «язычок» освободился.

На этом сказка заканчивается.

На мастер-классе мы представили вам лишь некоторые приемы, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, и тем самым стимулируют речевую активность детей. Каждый из приемов можно использовать отдельно (изолировано) в любой отрезок времени: при ведении НОД, в режимных моментах, совместной деятельности с детьми. Сегодня мы постарались их объединить одной сюжетной линией.

В игре «Храбрые лягушата» идет снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

В игре «Колючий ежик» самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

Не перечислить и всех достоинств оригами в развитии ребенка. Искусство складывания из бумаги зародилось в Японии много веков назад. Оригами развивает у ребенка способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Такие игры интересны для детей и младшего, и старшего дошкольного возраста.

Можно с уверенностью сказать, что формирование ручной умелости является условием эффективного речевого развития. В нашем МАДОУ работа по речевому развитию детей идет совместно с учителем-логопедом. Нами получены хорошие результаты. Количество выпускников с чистой речью с каждым годом увеличивается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Тренируем пальчики - развиваем речь

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

Мастер-класс для педагогов и родителей: «Тренируем пальчики-развиваем речь!»

Мастер-класс для педагогов и родителей: «Тренируем пальчики-развиваем речь!»...

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...

Мастер -класс для родителей по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

Мастер -класс для родителей по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"...