Игры по эстетическому воспитанию для детей дошкольного старшего возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Квашенникова Алина Радиковна

Игры по эстетическому воспитанию для детей дошкольного старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой прием « Мои сокровища»

Цель — помочь детям старшего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира.

Воспитатель предлагает детям начать «коллекционировать красоту» — различные предметы, являющиеся, по мнению детей, красивыми, для этого заготавливаются небольшие яркие коробки по числу детей (оформить их, превратив в «сказочные сундучки», можно вместе с детьми). Начать коллекционирование можно вместе. Воспитатель предлагает ребятам различные предметы: ленточки, перышки, кусочки бархатной бумаги, необычные камешки, открытки и т.д.
Назначить время, в которое будет происходить просматривание коллекций, нужно вместе с детьми. Обсуждать появляющиеся «сокровища» можно группой 5—6 человек или с каждым ребенком отдельно.  При обсуждении коллекции важно спросить у ребенка, почему он считает тот  или иной предмет красивым, почему он ему нравится.

Данный прием является очень интересным для ребят: в самой субкультуре детства существуют игры в «тайники», в которых прячутся интересные привлекательные для ребенка вещи.

Игровой прием « Съемка передачи» («Красивое вокруг нас»)

Цель — помочь детям старшего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира.
Реализация данного приема возможна в свободное время (вторая половина дня) с небольшой группой детей.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Телевидение». В ходе беседы взрослый, обращаясь к опыту просмотра телепередач каждого ребенка, демонстрирует фрагмент передачи «Новости», рассказывает о профессиях диктора, репортера, оператора. Ребятам предлагается устроить свою студию «Новостей», снимать передачу «Красивое вокруг нас». Важно, чтобы был, достигнут результат работы (получившаяся передача). Если детям понравится участвовать в съемках, возможно создание нескольких «выпусков» а значит, каждый сможет попробовать себя в желанной роли.
Материалы: камера (фотоаппарат с встроенной камерой), компьютер для обработки видеофайлов (программа Windows Movie Maker), небольшое пространство, которое можно совместно с детьми оформить как телевизионную студию (стол, стульчики, «логотип» передачи — рисунок или аппликация, созданные ребятами и размещенные на стене), несколько игрушечных микрофонов, значки — определители «профессии» участника съемки: ведущий «Новостей», оператор, репортер, гость передачи.
День первый — подготовка студии. Воспитатель собирает ребят, желающих

участвовать в игре, и вместе с ними оформляет «студию»: придумывают символ передачи, изображают его на листе ватмана и помещают на стене; расставляют мебель: стол и два стула для ведущих.  Затем взрослый и дети распределяют роли  (важно заранее оговорить возможность выполнения нескольких ролей). Воспитатель выполняет роль оператора: ему предстоит работать с техникой — снимать передачу. Договариваясь о распределении ролей ведущих (2 человека), репортеров (5—6 играющих) и гостей, следует раздать значки и отметить, что:  ведущие приветствуют зрителей (взрослый подсказывает фразы: «Добрый день! В эфире передача "Красивое вокруг нас"»);  репортеры находят красивые объекты в группе или на участке детского сада, берут интервью у гостей (им понадобятся игрушечные микрофоны); фраза для репортеров: «Здравствуйте, я веду репортаж из...»;
гости, которые будут давать интервью, должны будут подготовиться заранее.
Поскольку этап подготовки к игре довольно продолжителен, «съемку передачи» начинают на следующий день. Задание для всех ребят (особенно для будущих гостей передачи): по пути домой, а наутро — по пути в детский сад постараться заметить что-либо красивое и запомнить.
Взрослый и ребята прощаются, значки дети могут забрать домой — рассказать об игре родителям, обдумать свои роли.
День второй — съемки. В свободное время воспитатель напоминает о том, что сегодня состоятся съемки передачи. Участвующие в игре собираются у «студии».  Первыми в «съемках» участвуют ведущие «Новостей» — ребята усаживаются за стол и начинают «эфир». Взрослый подсказывает нужные слова, но не ограничивает и самостоятельные высказывания детей: «Здравствуйте. В эфире передача "Красивое вокруг нас". В студии... (ведущие называют свои имена). Сегодня мы расскажем о том, что вокруг много красивого. Что же это?»  Далее в съемках участвуют репортеры (каждый снимается отдельно) — ребята
  берут интервью у гостей передачи: «Здравствуйте. Как вас зовут? Скажите, вы видели что-нибудь красивое за последнее время? Расскажите поподробнее. Спасибо. Интервью брал...»
По желанию ребят можно устроить экскурсию по группе, сопровождающуюся рассказом о красивых предметах.
«Съемки» завершаются на «студии» с участием ведущих. Их задача — попрощаться со зрителями, по желанию — высказать свое мнение об увиденном.
День третий — просмотр передачи Взрослый подготавливает отснятый материал, стараясь оформить его по аналогии с передачей «Новости» и включить в передачу все выступления ребят.  Просмотр передачи следует осуществлять вместе со всеми ребятами, похвалить их за хорошую работу. Дети будут рады увидеть себя и своих товарищей на экране.  По окончании просмотра воспитатель обсуждает с ребятами созданный проект: что им понравилось, что нет, понравилось ли выполнять выбранные роли, что было бы лучше изменить, есть ли желание сделать второй выпуск передачи.
Скорее всего, ребята с энтузиазмом согласятся на повторные съемки. Следует перераспределить игровые роли, а также разнести первый и второй опыты съемки передачи во времени: помимо того что данный прием является интересным и содержательным наполнением досуга ребята в детском саду, он также может выступать в роли диагностики направленности эстетического отношения к действительности старших дошкольников, развития их эстетических суждений.

Игровой прием « Я волшебник»

Цель — способствовать становлению эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за чувственным  обликом предметов и явлений действительности настроение, характер.  Особенностью данного приема является возможность совместного с ребятами фантазирования. Самое подходящее время — это конец дня, когда нет занятий. Воспитатель и ребята выбирают объект для игры. Лучше, если это недавно принесенный в среду группы предмет.
Рассмотрим ход проведения игрового приема на примере  «Воздушный шарик».

Любой ребенок любит играть с воздушными шарами. Принесем в группу большой, хорошо надутый воздушный шарик, сядем вместе с ребятами в круг.  Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шар. Давайте поиграем в волшебников, заставим заговорить шарик! Пусть он нам расскажет, какой он!»
Воспитателю предстоит «стать волшебником» первым — выглядывая из-за шара, меняя голос, педагог дает характеристику, «оживляющую» предмет: «Здравствуйте, я воздушный шар! Я добрый и веселый». Затем шар передается от одного ребенка другому. Вот каким может оказаться большой воздушный шар: «приветливым», «боится щекотки», «любит, когда вокруг смеются», «мечтает найти друга», «мечтает увидеть облако близко-близко».  Отталкиваясь от придуманных детьми описаний, можно сочинить целую сказку с интересным сюжетом, счастливым и добрым концом.
Детские высказывания можно направлять с помощью вопросов:
Какое у шарика настроение?
Как его зовут?
Что он любит больше всего?
Что он не любит больше всего?
О чем он мечтает?
С кем он дружит? Нравится ли ему гулять на улице?

Он добрый или злой?
Где он живет?
Воспитатель может задавать и другие вопросы, ориентируясь только на то, насколько они могут способствовать «оживлению», наделению характером, настроением выбранного для игры предмета. Если у ребят возникают затруднения при описании предмета (в данном случае воздушного шара), воспитатель может начать рассказывать сказку «Путешествие воздушного шарика» от лица будущего героя: «Я воздушный шарик. Появился я в магазине. В магазине мне очень нравилось. Там было много игрушек, других разноцветных шариков. Только сначала я был не надутый, ма-а-аленький! Я лежал в коробке с другими шарами и боялся, что меня никто никогда не заметит. Но однажды продавец выбрал именно меня! В меня попал воздух. Это щекотно, должен я вам сказать! Ух и большой же я получился!.. Прыгучий! С блестящими боками!»
Воспитатель прерывает свой рассказ и просит ребят пофантазировать о том, что же случилось с шариком. Размышления ребят можно направлять вопросами, ответы на которые составят целостный сюжет:
Кто купил шарик?
Подружился ли шарик со своим хозяином?
Что шарик увидел на улице?
Что он увидел дома у хозяина?
Что они делали?
Отличным окончанием работы с выбранным предметом может стать задание нарисовать продолжение сказки или приключения данного предмета, непосредственно игра с ним. Например, в приведенном случае можно отдать ребятам шар для совместной подвижной игры или заготовить разноцветные
 шары по количеству детей (3—4 запасных). Поскольку игра (сочинение сказки) происходит в конце дня, довольные ребята заберут шарики с собой.
«Оживить» подобным образом можно любой предмет:
• маленькое домашнее растение в горшочке (ребята могут пофантазировать о том, как уютно живется растению, как складываются его взаимоотношения с соседом кактусом);
• пару детских варежек (можно придумать целую серию приключений сестричек-близнецов варежек);
• елочную игрушку (интересна судьба любой елочной игрушки: весь год просиживает она в вате, спит в темной коробке с другими игрушками, только раз в год достают ее на несколько дней, но что только не происходит за эти часы!).

Игровая ситуация «В чудной стране»

Цель — способствовать становлению эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за чувственным обликом предметов и явлений действительности настроение, характер.
Ребятам предлагается прослушать стихотворение русской детской писательницы Ирины Петровны Токмаковой «В чудной стране»:
В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка,
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
Писательница придумала жителей своей необыкновенной страны, опираясь на их внешние характеристики (у ботинка есть язычок — значит, он может лакать молочко). Воспитатель просит детей представить, будто они попали в страну, где все предметы живые. Как они будут себя вести? Какой у них будет характер? Например, можно начать путешествие по «волшебной» стране с кухни: «У чайника есть носик (носик вздернутый, гордый). Он этим носиком сопит громко, когда сердится. А кто его сердит? Кастрюлька — ручки в бока упирает». Когда ребята устанут изобретать своих необычных героев, можно разложить на столе большой лист бумаги, предложить совместно нарисовать придуманную страну, придумать ей название, подписать рисунок и поместить на стену. Ребят еще долго будут радовать воспоминания о необычном время препровождении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей дошкольного старшего возраста по подготовке к обучению в школе "Букваренок"

Методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет на 2 года обучения и предусматиривает обучение по разделам: Обучение грамоте и Развитие математической логики. Занятия проходят в рамках дополни...

Сценарий родительского собрания для детей дошкольного старшего возраста

Сценарий собрания для родителей в старшей группе с использованием интерактивного оборудования. Умение правильно воспринимать не приходит к ребенку само сабой. Важно формировать у детей способност...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста.

         В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные пр...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра как средство воспитания у детей дошкольного возраста эколого-валеологической культуры

воспитание у дошкольников эколого-валеологической культуры средствами дидактической игры...

Конспект НОД викторины по теме: «Спички детям не игрушка» для детей дошкольного старшего возраста с нарушением речи

Викторина, включает в себя различный игровой материал, способствующий речевому развитию детей и профилактики пожарной безопасности....

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного старшего возраста через подвижные игры

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами....