Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда
консультация на тему

доклад на тему: «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» на региональном семинаре «Психолого-педагогические аспекты совместной работы учителя-логопеда и воспитателя группы» для воспитателей и учителей-логопедов  г.Нижнекамска на базе МБДОУ № 73

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_v_rabote_vospitatelya_i_uchitelya-logopeda.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

         Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок — подросток — взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. В системе планирования в нашем МБДОУ комбинированного вида выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с этими детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка. В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы: -          Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Похожая статья: Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи -          Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса. -          Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми. -          Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса. -          Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи. Для удобства работы нами были разработаны: 1.      Перспективный план взаимодействия со специалистами. 2.      Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня. 3.      Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка. Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом: Похожая статья: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи -          учитывается структура нарушения; -          осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; -          закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные во время проведения непосредственно-образовательной деятельности. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя: -          формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; -          преодоление нарушений слоговой структуры слова; -          обогащение словарного запаса; -          развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; -          формирование грамматического строя речи и связной речи; Похожая статья: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ -          обучение грамоте. Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года. Деятельность учителя-логопеда предусматривает. -          Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы. -          Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников. -          Коррекцию звукопроизношения. -          Развитие фонематического слуха. -          Усвоение норм лексико-грамматических категорий. -          Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию. -          Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи. -          Коррекцию нарушений слоговой структуры. -          Развитие просодической стороны речи. -          Профилактику нарушений письма и чтения. -          Формирование навыков послогового чтения. -          Совершенствование общей и мелкой моторики. Задачи, над которыми работают воспитатели. -          Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. -          Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. -          Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы. -          Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. -          Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. -          Формирование связной речи. -          Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма). Взаимодействие между специалистами МБДОУ осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности. Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме. Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе. Только тесная взаимосвязь в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников. Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто. Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3.Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме. Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей. Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист. Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

         Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Земляченко М. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, С. А. Лавриненко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 96-98.

Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

         Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:

формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

преодоление нарушений слоговой структуры слова;

обогащение словарного запаса;

развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

формирование грамматического строя речи и связной речи;

обучение грамоте.

         Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартрическими расстройствами. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителей-логопедов и воспитателей. В детском саду работают две группы для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в речевом развитии.

        Коллектив коррекционных групп имеет богатый педагогический опыт. Мы работаем сплочённой командой единомышленников. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.

Деятельность учителя-логопеда предусматривает.

Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.

Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.

Коррекцию звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Усвоение норм лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.

Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

Коррекцию нарушений слоговой структуры.

Развитие просодической стороны речи.

Профилактику нарушений письма и чтения.

Формирование навыков послогового чтения.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Перед воспитателями стоят следующие задачи.

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.

Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.

Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.

Взаимопосещения занятий.

Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.

Заседания “Логопедической гостиной”.

Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Совместный выпуск журнала для родителей о детях “АБВГдейка”.

Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей логопедической группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года учителя-логопеды знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом.

Учитывая ежегодный рост количества детей с различными речевыми нарушениями, сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно.

Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Необходимость проведения индивидуальной коррекционно-речевой работы в общеразвивающих группах связана с тем, что более 50% воспитанников ДОУ имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению.

Отклонения в речевом развитии детей могут иметь как ярко выраженные внешние признаки (несовершенство звуковой системы, недостатки темпо-ритмического и мелодико-интонационного оформления), так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой знаковой системы (лексико-грамматические, лексико-семантические особенности, а также нарушения средств выразительности речи, уровни связного высказывания и др.).

Наиболее сложные, системные, отклонения часто не имеют ярких внешних проявлений и являются стёртыми. В результате дети с неярко выраженными проявлениями речевой недостаточности могут оказаться вне специализированной помощи, хотя они испытывают трудности в развёртывании высказывания при пересказе, в составлении рассказа и т.д., в усвоении программы в целом, что затрудняет работу воспитателя.

Выполнение социального заказа общества – всестороннего развития ребёнка в дошкольном возрасте и подготовке его к школьному обучению – ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные коррекционные приёмы и методы для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребёнка.

Коррекционно-речевая работа воспитателя ДОУ определяется:

современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками,

составом детей,

сложностью речевой деятельности и её значением для развития ребёнка,

наличием недостатков и отклонений в речевом развитии детей.

Для того, чтобы наладить систематическую, планомерную индивидуальную работу с ребёнком, необходимо провести диагностику речевого развития. В ходе диагностики воспитатель

выясняет состояние речевого развития ребёнка,

определяет динамику речевого развития,

определяет перспективы развития той или иной стороны речи,

определяет соответствие или несоответствие речевого развития норме,

определяет, на каком уровне проявляются отклонения в речевом развитии.

Прежде всего, воспитатель наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, изучает речь ребёнка на занятиях, в играх, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку речевого развития и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребёнка.

После подведения итогов по обследованию планируется индивидуальная работа.

Осуществляется индивидуальный подход на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах. И организуется собственно индивидуальная работа по развитию речи, с использованием различных игр и игровых упражнений, в зависимости от характера речевой патологии.

Индивидуальная работа планируется и проводится с учётом ведущей деятельности детей, вида речевого нарушения, психологических особенностей ребёнка и особенностей его эмоционально-волевой сферы.

Педагогу целесообразно распределить весь учебный материал по трём направлениям:

воспитание произносительных навыков,

формирование словаря,

формирование грамматических умений и навыков.

Соответственно этим направлениям воспитатель оформляет три тетради. В первой даётся материал по развитию правильного звукопроизношения, во второй - по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова, в третьей – по развитию фразовой речи и её грамматическому оформлению.

Не с каждым ребёнком следует вести работу по всем указанным направлениям. Это зависит от тяжести нарушения речи. Например, если ребёнок страдает дислалией, преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения.

Внутри каждого направления могут быть выделены различные отделы.

Так при нарушении звукопроизношения коррекционная работа может состоять из следующих разделов:

развитие фонематического восприятия,

развитие мимической мускулатуры,

Развитие мелкой моторики рук,

Развитие артикуляционного аппарата,

Отработка опорных звуков,

Постановка нарушенных звуков,

Автоматизация поставленных звуков.

Соответственно задачам второго направления подбирается лексический материал по программе детского сада:

слова, обозначающие предметы,

слова, обозначающие качества и свойства предметов,

слова, обозначающие различные действия.

Третье направление состоит из следующих разделов:

связь слов в предложении (управление и согласование),

предложные конструкции и др.

Если при систематической индивидуальной работе в течение двух-трёх месяцев нет положительной динамики, следует обратиться к логопеду. Итак, логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем отклонения в речевом развитии не устраняются и мешают дальнейшему развитию.

Из всех возможных нарушений речи у детей воспитателю в основном приходится встречаться с различными недостатками звукопроизношения. Это, как правило, возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определённых этапов речевого развития. При правильном воспитании они ликвидируются и не задерживают развития речи ребёнка. Но не всегда их удаётся исправить даже при систематической работе.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ от работы по ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

Как и при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуком состоит из трёх основных этапов:

-подготовительного,

-этапа появления звука,

-этапа усвоения звука в речи.

Рассмотрим по этапам эти отличия.

Воспитатель

1) Подготовительный этап.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.

2) Этап появления звука

Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Воспитатель использует способность ребёнка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых звук есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые ещё его не произносят, фиксируя внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука.

3) Этап усвоения звука

Уточнение правильного произношения звука.

Звук уточняется в словах, фразах, стихотворениях, чистоговорках и скороговорках, рассказах. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

Логопед

Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Постановка звука.

Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путём повторений перед зеркалом логопед закрепляет её, а затем, применяя специальные приёмы, получает правильное произнесение изолированного звука.

Автоматизация звука.

Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

Дефекты звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомами других, более сложных, нарушений (дизартрии, алалии и т.д.) и при систематической работе по формированию звукопроизношения они выявляются достаточно отчётливо. В таких случаях необходима помощь логопеда, направленная на преодоление основного дефекта, а не только недостатков звукопроизношения.

По отношению к детям, посещающим занятия у логопеда и остающимся в массовых группах, воспитатель осуществляет индивидуальный подход на фронтальных занятиях и организует индивидуальную работу согласно указаниям логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в работе воспитателя и учителя – логопеда»

Особенность работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что он работает по двум программам: программе массового детского сада и коррекционной. Это увеличивает объем работы и дл...

Коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: учителей-логопедов, педагогов-пс...

«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».

План: 1.     Уровни детей с ОНР.2.     Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.3.     Презентация «Артикуляционная гимнастика». 4....

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

Тетрадь взаимосвязи в работе по лексическим темам воспитателя и учителя-логопеда...

Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет.

Страницы: 256 Дата издания: 2009 Круг читателей: преподаватели и специалисты Описание: Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитат...

Михеева И. А. Чешева С. В. "ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодоле-...

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"В методической разработке предложен речевой материал, который может быть исполь...