«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».
консультация по развитию речи на тему

Соколова Светлана Николаевна

 

План:

1.     Уровни детей с ОНР.

2.     Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.

3.     Презентация «Артикуляционная гимнастика».

4.     Развитие речевого дыхания.

5.     Развитие фонематического слуха.

6.     Развитие мелкой моторики.

7.     Комплекс игр по развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_vospitateley.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум

для педагогов

 «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».        

План:

  1. Уровни детей с ОНР. (Приложение 1)
  2. Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.
  3. Презентация «Артикуляционная гимнастика». (Приложение 2 )
  4. Развитие речевого дыхания. (Приложение 3)
  5. Развитие фонематического слуха. (Приложение 4)
  6. Развитие мелкой моторики. (Приложение 5)
  7. Комплекс игр по развитию речи. (Приложение 6)

                Одним   из важных  принципов   работы с  детьми –  логопатами  
является   четкая   взаимосвязь  в   работе  воспитателей и  логопеда.  Воспитатель группы  для  детей с  нарушениями   речи  выполняет   помимо   образовательных,   ряд коррекционных  задач, направленных  на  устранение различных   недостатков,  обусловленных особенностями   речевого дефекта.
        Особое   внимание должно   быть  обращено на  развитие  восприятия, памяти,  некоторых  форм словесно-логического  мышления.  Обязательно следует  учитывать  своеобразное отставание  в  формировании  познавательной  активности, которое  складывается  у детей  под влиянием речевого дефекта, сужения  контактов  с окружающими,  неправильных приемов  семейного  воспитания  и других  причин.
   В задачу  воспитателя  входит также  создание  доброжелательной  обстановки в  детском  коллективе, укрепление   веры  детей в  собственные  возможности, сглаживание отрицательных переживаний,  связанных  с речевой  неполноценностью, формирование  интереса  к занятиям. Воспитатель должен уметь  разбираться  в различных  негативных   проявлениях    поведения   ребенка,   вовремя   замечать  признаки повышенной  нервозности,   конфликтности,   или  напротив, повышенной  утомляемости,  истощаемости,  пассивности  и вялости. 
     Правильно  организованное  психолого-педагогическое   воздействие в  значительном  большинстве случаев  предупреждает  появление стойких  нежелательных  отклонений в поведении,  формирует  в группе  коллективные,  социально приемлемые  отношения.

            Воспитатель не должен сообщать о дефектах и состоянии речи другим лицам 
или обсуждать поведение детей и родителей в присутствии посторонних.    Работу   в  связи   с   программными   лексическими темами  начинает 
воспитатель.  Логопед  углубляет эту  работу,  формируя  у  детей  лексико-грамматические  обобщения путем  специальных практических  упражнений. На воспитательских   занятиях   учитывается  материал  логопедическихзанятий  (прошедших  или предстоящих),  а  на логопедических – материал прошедших  воспитательских  занятий.

Перед воспитателями  стоят  следующие  задачи:

1)  Развитие словаря  детей.
2)  Закрепление и  развитие  навыков связной  речи.
3)  Закрепление  навыков   правильной  речи, полученных  на  логопедических  занятиях.
 В задачу  воспитателя  входит и  повседневное  наблюдение за  состоянием  речевой деятельности  детей  в каждом  периоде  коррекционного  процесса, контроль  за речевой активностью,  за  правильным использованием  поставленных логопедом   звуков,  отработанных  грамматических   форм, ежедневная работа над темпом, интонацией, выразительностью речи. В  случае необходимости,  воспитатель  в  тактичной  форме исправляет  речь ребенка.
       Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно  внятной, хорошо  интонированной, выразительной.
       Следует  избегать сложных  инструкций,  оборотов, вводных слов,  усложняющих  понимание речи.
      В обязанности  воспитателя  входит хорошее  знание индивидуальных  особенностей  детей с  недоразвитием  речи, по-разному  реагирующих:
=   на свой  дефект;
=   на коммуникативные  затруднения;
=   на изменение  условий  общения.      
       Особое  внимание  воспитателя  должно  быть   обращено  на детей:
--  с поздним  началом  речи;
--  отличающихся психофизической  незрелостью.
          Не следует  фиксировать   внимание детей  на  возникновении запинок  в 
речи, повторении  первых  слогов и  слов.  О таких проявлениях  необходимо  сразу 
сообщить  логопеду.
   Специфика  работы воспитателя  в  группе для детей с  нарушениями  речи 
включает  в  себя организацию  и  проведение занятий  по  заданию логопеда.  Эти  занятия воспитатель  проводит  во второй  половине  дня.
           Ежедневно  логопед записывает  воспитателю  задание  для   логопедической   работы  с   отдельными    детьми (3 – 6 чел.).  Сюда входят:
–  отдельные артикуляционные  упражнения;
–  заучивание специально  подобранных  логопедом картинок;
–  повторение текстов  и  стихотворений,  отработанных логопедом;
–  упражнения на  развитие  внимания, памяти;
–  упражнения на  различение  звуков;
–  упражнения по  формированию  лексико-грамматических  компонентов языка.
     Все виды  заданий  должны быть  знакомы  детям.  В вечерние  логопедические  занятия не  включается  постановка звуков,  а  лишь закрепление  только  что 
поставленного   звука.
      Воспитатель  должен знать,  на  какой стадии  закрепления   звуков  находится   каждый   ребенок,  следить  за правильным  употреблением поставленных  звуков  и  грамматической   правильностью   речи  детей   в   повседневной жизни.
      В  процессе  коррекционной работы,  большое  внимание уделяется  развитию  мелкой моторики  пальцев   рук. Так, во  внеучебное  время, воспитатель  может  предложить детям  складывать мозаику,  фигуры  из палочек,  ниток, геометрических  форм, тренироваться  в  застегивании и  расстегивании  одежды на  пуговицах,  завязывании и  развязывании шнурков,  собирать рассыпанные  пуговицы    или  
маленькие шарики,  карандаши  разного размера  и  т. д.
        В обязанности воспитателя входит изготовление, подбор контуров, трафаретов, дидактических и настольных игр по всем темам; оформление книжного, родительского уголка с учетом лексических тем(загадки, книги для чтения, картинок,…) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

доклад на тему: «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» на региональном семинаре «Психолого-педагогические аспекты совместной работы учителя-логопеда и воспитателя группы» для воспитател...

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

Тетрадь взаимосвязи в работе по лексическим темам воспитателя и учителя-логопеда...

«Использование метода интеллект-карт в работе воспитателя и учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи.»

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работ...

Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет.

Страницы: 256 Дата издания: 2009 Круг читателей: преподаватели и специалисты Описание: Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитат...

Михеева И. А. Чешева С. В. "ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодоле-...

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"В методической разработке предложен речевой материал, который может быть исполь...