Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"
картотека по развитию речи (старшая группа)

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"

В методической разработке предложен речевой материал, который может быть использован как с целью коррекции, так и с целью воспитания и развития речи в рамках лексической темы "Насекомые".

Тип документа: Методическая разработка
Целевой возраст: 5-7 лет, старший дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда

 Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР

«Насекомые»

Составитель:

Учитель-логопед: Упалева Анастасия Геннадьевна

Санкт - Петербург 2021

Насекомые

Развитие артикуляционного аппарата .  Мимики

  1. Артикуляционная гимнастика

«У бабушки с дедушкой» О. И. Крупенчук.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе),

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперед-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверушкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперед-назад).

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперед).

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперед-назад).

И на зигзаг ее переключила (узкий язык двигается влево-вправо).

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покататься успели.

После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала: « Бл-бл-бл-ла» (широкий язык ходит вперед-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

Развитие общих речевых навыков

  1. Улитка

   Цель:  Развивать чувство ритма, работать над четкостью дикции. Развивать общую моторику.

   Ход: Взрослый предлагает на каждую строчку стихотворения делать два удара мяча об пол.

Улитка, улитка,

Шагаешь ты не прытко:

От калитки до меня

Проползёшь четыре дня.

                                              Я. Аким

  1. Диалог

   Цель:  развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела.

Я закричал:

- Как ты могла?

Пчела в ответ:

- А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был уж – жжжжжжасно нуж – жжжжжен:

Я берегла его на ужин.

                                                        М. Бородицкая

  1. Комар

   Цель:  Развитие речевого выдоха

   Ход: сделать плавный вдох, произнести на выдохе «ззззззззззз» с последовательным повышением и понижением голоса («комар»). Взрослый показывает рукой, когда повышать голос, когда понижать.

Взрослый: прогнал комар паука!

Развитие мелкой моторики.

Координация речи с движением

  1. Пальчиковая гимнастика

Дикие пчелы свой мед берегут

И никому его не отдают.

Даже медведь, сладкоежка такой,

Очень боится встречи с пчелой.

Подушечками пальцев правой руки, начиная с большого, касается стола.

Подушечками пальцев левой руки, начиная с большого, касается стола.

«Медведь» - все пальцы, кроме среднего,  стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх.

Последовательно соединять пальцы обеих рук, начиная с больших.

  1. Пальчиковая гимнастика

Отвечай – ка. Паучок,

                                                                                         Сколько рук и сколько ног?

Если ходят по дорожке,

                                                                                 Лапы – это мои ножки.

Если попадутся мухи,

                                                                                           Лапы цапнут их, как руки.

Руки вытянуть вперед, сжимать-разжимать пальцы – «хватать».

Щелчки поочередно каждым пальцем.

Скрестить кисти рук, двигать пальцами.

Пальчики  «здороваются».

Из пальцев левой руки сложить «трубочку»,

Правой руки крутить в «трубочке».

Хлопок в ладоши, «хватать».

  1. Выложи из палочек жука (по образцу)

Схема из книги

Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009.

Развитие Внимания.  Памяти. Мышления

  1. Насекомые

   Цель:  Развивать зрительное и слуховое внимание, память, совершенствовать мелкую моторику.

   Ход: Взрослый предлагает детям послушать стихотворение С. Чешевой  (можно сочетать чтение стихотворения с показом картинок), а затем нарисовать насекомых, которых дети запомнили.

Слушай и запоминай,

Насекомых называй.

Муравей, пчела, оса,

Бабочка и стрекоза.

А теперь бери тетрадку,

Нарисуй всех по порядку.

Развитие фонематических функций

  1. Поймай звук

   Цель:  Развивать фонематическое восприятие.

   Ход: Взрослый предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук есть, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова).

Например:

Звук [М]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.

Звук [К]: гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.

  1. Весёлые звуки

   Цель:  Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

   Ход: Взрослый выставляет перед детьми звуковые схемы слов и картинки. Дети должны соотнести картинку со схемой.

   Картинки:  муха, комар, осы.

  1. Хлопушки

О – сы, пче- ла, жук, му – ра – вей, стре – ко – за, ко – маар, шмель, бо – жья ко – ров – ка, куз – не – чик, ба – боч – ка, гу – се – ни – ца, му – ха.

Развитие лексики и  грамматического строя речи

  1. Назови ласково

   Цель: Учить детей употреблять  существительные в уменьшительно – ласкательной форме.

   Ход игры: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какое – либо  насекомое. Ребенок ловит мяч и называет насекомое «ласково».

Муравей – муравьишка

Комар – комарик

Гусеница – гусеничка

Пчела – пчелка

 Жук – жучок

Таракан – тараканчик

Стрекоза – стрекозка

Шмель – шмелек

Паук - паучок

  1. Один – много

   Цель: Употребление имен существительных в единственном и множественном числе Именительного падежа.

   Ход:  Взрослый называет слово в единственном числе. Ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе Именительного падежа

Муравей – муравьи

Жук – жуки

Кузнечик – кузнечики

Шмель – шмели

Муха – мухи

Пчела – пчелы

Комар – комары

Гусеница – гусеницы

Оса – осы

  1. Скажи со словом «много»

   Цель:  Учить детей употреблять имена  существительные во множественном числе  Родительного падежа.

  Ход:  Взрослый называет слово в единственном числе. Ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе Родительного падежа, скажи со словом «много»

Муравей – много муравьев

Жук – много жуков

Кузнечик – много кузнечиков

Шмель – много шмелей

Муха – много мух

Пчела – много пчел

Комар – много комаров

Гусеница – много гусениц

Оса – много ос

  1. Сосчитай – ка

   Цель: Учить согласовывать существительные с числительными 1, 2 и 5.

   Ход игры:  Педагог предлагает детям посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.

Один жук, два жука, … пять жуков.

Один муравей, два муравья, … пять муравьев.

Одна стрекоза, две стрекозы, … пять стрекоз.

Одна муха, две мухи, … пять мух.

Одна пчела, две пчелы, … пять пчел. И т. д.

  1. Кто как передвигается

   Цель:  Поиск соответствующего понятия.

Муравей – муравей ползает.

Стрекоза – стрекоза летает.

Кузнечик – кузнечик прыгает.

Оса – оса летает.

 Жук – жук летает или ползает.

  1. На полянке

   Цель: Учить детей употреблять в речи простые предлоги, составление предложений с предлогами по демонстрации действия.

   Ход: Взрослый помещает на коврограф игровое поле, а на столе раскладывает контурные изображения насекомых. Говорит: «Посмотрите, на картинки. Каких насекомых вы видите?».

«А сейчас насекомые разлетятся и разбегутся по полянке, а вы расскажите, где оказался каждый из них».

Например: Бабочка летает над цветком. Гусеница ползает по листочку.

  1. Угостим насекомое

   Цель:  Формировать категории имен существительных винительного падежа.

  Ход: У каждого насекомого есть любимое лакомство. Как вы думаете, кто что любит есть.

Бабочки любят … нектар.

Гусеницы любят … капусту, листья.

Пчела любит … мед.

Оса любит … варенье.

Паук любит … мух.

  1. Отгадай, это чье?

   Цель:  Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

   Ход: Взрослый говорит: «Я начну фразу, а ты подскажи мне необходимое слово и произнеси его после паузы».

Крыло стрекозы. Чье крыло? … стрекозиное крыло.

Лапа пчелы. Чья лапа? … пчелиная лапа.

Писк комара. Чей писк? … комариный писк.

Жужжание пчелы. Чье жужжание? … пчелиное жужжание.

  1. Что делает гусеница?

   Цель:  Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок.

   Ход:  Составление предложений по сюжетным картинкам, демонстрации действия  с использованием приставочных глаголов.

Гусеница заползает в цветок.

Гусеница переползает веточку.

Гусеница уползает от воробья…. И т. д.

        

Развитие связной речи

  1. Составление рассказа «Жизнь бабочки».

  1. Составление описательного рассказа о насекомом по схеме

  1. Составление рассказа по серии картинок «Гусеница»

(карточки прилагаются).

  1. Составление сравнительно – описательного рассказа «Пчела – оса».

  1. Беседа на тему «Вред и польза насекомых»

  1. Составление рассказа(сказки) «если я был бы бабочкой (пчелой, муравьем…)»

  1. Пересказ сказки по памяти «Муха – Цокотуха»

Литература

  1. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда. Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ОНР; СПБ 2009.
  2. Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009.
  3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию  моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста; СПБ 2006.

ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.(Консультация для воспитателей)

В статье представлена преемственность, взаимодествие учителя - логопеда и воспитателя группы адаптированной программы....

«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».

План: 1.     Уровни детей с ОНР.2.     Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.3.     Презентация «Артикуляционная гимнастика». 4....

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

доклад на тему: «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» на региональном семинаре «Психолого-педагогические аспекты совместной работы учителя-логопеда и воспитателя группы» для воспитател...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в формировании ЗОЖ у воспитанником ДОУ»

«Взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в формировании ЗОЖ у воспитанником ДОУ»...

Взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в формировании ЗОЖ у воспитанников ДОУ

Долг родителей и педагогов заключается в том, чтобы сформировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром....

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

Тетрадь взаимосвязи в работе по лексическим темам воспитателя и учителя-логопеда...

Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет.

Страницы: 256 Дата издания: 2009 Круг читателей: преподаватели и специалисты Описание: Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитат...