Консультация для воспитателей на тему: «Работа по разделу «Театрализованная деятельность», как один из способов формирования толерантности у воспитанников».
консультация по теме

Павшукова Людмила Васильевна

Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое представление о таком допуске – толерантности.

В период Римской империи словом «толерантность» обозначалась веротерпимость и терпимость к чужому мнению, вообще к кому-либо.

Во времена Возрождения толерантность понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям, но и как уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого.

Великие географические открытия привели к тому, что в общественной мысли Западной и Центральной Европы понятие веротерпимости соединилось с понятием миролюбия. Постепенно это понятие входит во все европейские языки. Долгое время слово толерантность существовало как эквивалент существовавшему понятию «терпимость».

В средневековой латыни «терпимость» - элемент стойкости, благодаря которой человек упорствует в исполнении замысла.

В русском языке терпение связано с понятием «оцепенения», то есть в русской культуре испытание полагалось не преодолевать, а стоически переносить.

В связи с процессами, происходящими в современной России и мире, толерантность приобрела еще большее значение, чем когда-либо.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 на тему:

«Работа по разделу «Театрализованная деятельность», как один из способов формирования толерантности у воспитанников».

                                                       Подготовила и провела:

                                 воспитатель

                                        Павшукова Л.В.

Санкт-Петербург

Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое представление о таком допуске – толерантности.

В период Римской империи словом «толерантность» обозначалась веротерпимость и терпимость к чужому мнению, вообще к кому-либо.

Во времена Возрождения толерантность понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям, но и как уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого.

Великие географические открытия привели к тому, что в общественной мысли Западной и Центральной Европы понятие веротерпимости соединилось с понятием миролюбия. Постепенно это понятие входит во все европейские языки. Долгое время слово толерантность существовало как эквивалент существовавшему понятию «терпимость».

В средневековой латыни «терпимость» - элемент стойкости, благодаря которой человек упорствует в исполнении замысла.

В русском языке терпение связано с понятием «оцепенения», то есть в русской культуре испытание полагалось не преодолевать, а стоически переносить.

В связи с процессами, происходящими в современной России и мире, толерантность приобрела еще большее значение, чем когда-либо.

Существует три вида толерантности:

1. Личностная;

2. Социальная;

3. Этническая.

Личностная толерантность – уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Здесь важна позиция личности (ее установки, ценности и смыслы).

Социальная толерантность – взаимодействие личности с различными социальными группами общества.

Социально – толерантным можно назвать поведение человека, признающего за другими людьми право и возможность принадлежности к иным социальным группам.

Этот вид толерантности способствует развитию коммуникативной культуры.

Этническая толерантность – отношение к «другим» на основе их этнической принадлежности.

Толерантность, как сложное явление имеет несколько измерений:

  1. Когнитивное – осознание и принятие человеком «сложности», многомерности жизненной реальности, вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности, неполноты и субъективности собственных представлений и своей картины мира.

Важно когнитивный «конфликт» не переводить в межличностный.

  1. Эмоциональное измерение реализуется, прежде всего, в способности к эмпатии, эмоциональной отзывчивости, сочувствию.

Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении в коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей.

Установление эмоционального контакта между собеседниками способствует созданию более доверительной и безопасной атмосферы общения, а поэтому снижается напряженность и увеличивается возможность преодоления обострения отношений, конфронтации и соперничества.

  1. Поведенческое измерение толерантности представляет лишь видимую часть «айсберга» толерантности:

Это – 1) способность к толерантному отношению к высказываниям других;

2) способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения;

3) способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться.

На процесс формирования толерантности, толерантного сознания и поведения оказывает воздействие огромное число факторов (семья, окружение, референтные группы, собственный опыт), и поэтому этот процесс оказывается сложным и далеко не всегда успешным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Задачи в работе по этому направлению:

  1. Необходимо познакомить старших дошкольников с их основными правами.
  2. Сформировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру.
  3. Сформировать толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни.

Воспитание главных нравственных качеств, которые способствуют развитию толерантности, всегда проводилось и проводится в работе по нравственному воспитанию, но в настоящее время из-за усиления безнравственности, агрессивности в нашем обществе эта работа приобрела еще большее значение, чем раньше, но и усложнилась, так как значительно усилилась агрессивность детей.

Причины агрессивности у детей:

  1. Демонстрация насилия по телевидению.
  2. Социальная нестабильность в обществе.
  3. Экономическое неблагополучие семьи.
  4. Неблагополучная семейная обстановка.
  5. Недостатки воспитания.
  6. Низкий уровень эмоционально – волевой сферы.
  7. Несформированность механизмов саморегуляции поведения.

Работа по нравственному воспитанию пронизывает всю жизнь детей в детском саду, так как помимо конкретных, заранее спланированных задач на занятиях, совместной деятельности детей и взрослых, поводы для решения задач по нравственному воспитанию детей, часто возникают не преднамеренно, а спонтанно. Поэтому можно сказать, что эта работа ведется постоянно.

Эта работа будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализованной деятельности не только в конкретных видах театрализованных игр, но и на различных занятиях и в общении, ситуациях, при чтении и обсуждении художественных произведений.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело подставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реальных персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, что развивает его коммуникативные способности, помогает преодолеть трудности общения, неуверенность в себе.

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. «В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (академик Б.М.Теплов).

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельям и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (академик Б.М.Теплов).

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, справедливость, смелость и др.). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Театрализованная деятельность – способ приобщения к духовному богатству. И что очень важно – не только к духовному богатству нашего народа, но и народов других республик, входящих в состав России, народов ближнего зарубежья, народов зарубежных стран. Через сказки мы можем знакомить с культурой, бытом, обычаями других национальностей, что очень важно для воспитания толерантного отношения, поведения у наших воспитанников.

Сказка выбирается в соответствии с лексической темой и возрастом детей. Можно брать сказку для театрализованной игры, которая шла по программе в предыдущем году.

Все сказки, которые мы даем детям, можно использовать для развития нравственных качеств у детей. Но в одних сказках наиболее ярко видны одни моменты, в других сказках – несколько иные, в третьих – сразу несколько.

Примеры сказок, развивающих нравственные качества у детей, на основе которых формируется толерантное поведение.

  1. Сказки, воспитывающие чувство дружбы, взаимопомощи:

«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Бременские музыканты», «Пропажа» (В.Зотов), «Цветик-семицветик», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Мешок яблок», «Под грибом», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Как собака друга искала», «Три поросенка», «Крылатый мохнатый, да масляный», «Кот в сапогах», «Колосок», «Три ржаных колоска».

  1. Сказки, воспитывающие чувство сострадания:

«Заюшкина избушка», «Гадкий утенок», «Кот, петух и лиса», «Цветик-семицветик», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Воробышек», «Кукушка», «Дюймовочка», «Кошкин дом».

  1. Сказки, воспитывающие чувство справедливости:

«Заюшкина избушка», «Гадкий утенок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Федорино горе», «Как лисичка рыбку обидела».

  1. Сказки, помогающие понять многомерность жизненной реалии (когнитивность):

«Большое путешествие маленького мышонка», «Сова», «Дюймовочка», «Сова» (В.Бианки), «Спор деревьев», «Гадкий утенок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Война грибов с ягодами», «Кошкин дом», «Как лисичка рыбку обидела».

Помимо этих моментов, сказки воспитывают у ребенка умение правильно общаться, уважать окружающих, быть благодарным и т.д.

Для того чтобы реализовать эти задачи, воспитателю надо внимательно отнестись к выбору сказки и к работе над ней.

Работа по подготовке и развитию театрализованной игры идет по следующему плану:

  1. Рассматривание иллюстраций, беседы о персонажах.
  2. Отгадывание и придумывание загадок об этих персонажах (для выявления типичных, характерных признаков).
  3. Рассказывание сказки на кассете или с помощью ТСО.
  4. Индивидуальные беседы с детьми по сказке.
  5. Проведение подводящих упражнений и тренингов (речевые и пантомимические средства для определения образа).
  6. Обучение приемам работы с различными видами театров.
  7. Инсценировка любой части сказки.
  8. Инсценировка всей сказки.
  9. Импровизация сказки.

Кроме сказки по лексической теме, элементы театрализованной деятельности можно использовать в ситуациях, общении, на различных видах занятий, при чтении и заучивании стихов. Это может быть пантомима («Я стираю», «Я разбил чашку», «Я разбил вазу», «У меня болит зуб», «У меня потерялась игрушка» и т.д.), этюды на различные эмоциональные состояния («Мне грустно», «Сердитый волк», «Злой волк»), на развитие мимики, жестов, движений, а также разыгрывание небольших сюжетов (например, при чтении сказки «Лиса и Журавль», «Лиса и кувшин»).

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Причем, чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, чтобы не мешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Надо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. И конечно, необходимо учитывать индивидуальные возможности детей.

Таким образом, театрализованная деятельность, которая способствует социально-эмоциональному развитию ребенка, поможет развить у него толерантное отношение, толерантное поведение с окружающими.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов.- М.: Аспект пресс, 2002
  2. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения: опыт работы в ДОУ города Москвы. М.: Школьная пресса, 2012
  3. Иванова Н. М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат. Елец, 2012
  4. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников/Методические рекомендации. Изд. «Сфера», 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...

Семинар-практикум для педагогов "Работа с бумагой - как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего возраста"

Данный семинар-практикум имеет основную цель - повышение компетентности педагогов при работе с детьми по данному направлению....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел театрализованная деятельность) Тема: «День рождения медвежонка Маши» средняя группа

Конспектнепосредственно организованнойобразовательной деятельностипо освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»(раздел театрализованная деятельность)Тема: «День рожд...

Презентация (наглядный материал) по образовательному направлению Познание "Социальный мир": интеграция областей "Развитие речи", разделу Театрализованная деятельность - "Кто работает в театре?" (театральные профессии)

Презентация  (наглядный материал)  по образовательному направлению Познание "Социальный мир":   интеграция областей  "Развитие речи", разделу  Театрал...

Театрализованная деятельность как один из способов обучения детей

Театрализованная деятельность  является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется  принцип обучения : учить играя....

Конспект НОД в старшей группе "Театрализованная деятельность, как один из способов развития речи детей дошкольного возраста"

20.02.2019 года в детском саду проходило РМО воспитателей по теме "Игровые технологии в развитии речи дошкольников". Мною было дано открытое занятие "Театрализованная деятельность,как о...

Семинар-практикум для педагогов ДОО Тема: «Мнемотехника-один из способов формирования связной речи у детей с ОНР»

Цель: • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных обра...