"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей младшей группы".
проект (младшая группа) на тему

Фоменко Оксана Александровна

Пальчиковые игры и упражнения развивают у детей мышление, а также побуждают малышей к творчеству. Главная функция речи – высказывание, сообщение и понимание, то есть коммуникация.

Именно, “пальчиковая гимнастика” стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_v_muzykalnom_vospitanii.docx23.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей младшей группы".

                                 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Задачи по изучению опыта.

2.Актуальность темы.

3.Развитие музыкальности у детей.

4.Используемая литература.

Введение

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…»

А.С.Макаренко

Овладение речью – одна из самых сложных проблем у детей дошкольного возраста. Общение требует соответствующей системы средств, которая может позволить передать свои мысли и переживания и понять своего собеседника. Поэтому правильное овладение речью и ее постановкой имеет огромное значение для общего развития ребенка. И начинать это развитие необходимо, как можно раньше, с раннего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры и упражнения развивают у детей мышление, а также побуждают малышей к творчеству. Главная функция речи – высказывание, сообщение и понимание, то есть коммуникация.

Именно, “пальчиковая гимнастика” стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.

Основная часть

  •  Пальчиковые игры в раннем возрасте

В раннем возрасте игры с пальчиками должны быть индивидуальной игрой. На 3 году жизни ребенок должен уметь сгибать пальчики в кулачки, выполнять действия по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками), делать ушки (коза), «усики», «фонарики». Также можно показать ребенку следующую игру – сухой бассейн: наполнить емкость фасолью, горохом, бобами и т.д. детки, перебирая пальчиками, ищут игрушку («Киндер сюрприз»).

Детки в этом возрасте учатся выполнять разнообразные движения ногами, руками, пальчиками. С самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.

«Наши ножки топ-топ!

Наши ручки хлоп-хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем».

(Притопываем ногами и хлопаем в ладоши).

Большое значение в раннем возрасте играют музыкально-пальчиковые игры, так как ребенок быстрее усваивает текст с музыкой. Музыкальное сопровождение оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Сначала движения выполняются в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается.

Игра «Колечко» (поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо)

Пальчиковые игры в быту:

- нанизать на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть ребенок перебирает. Дать деревянные бусы, счеты, пирамидки.

- нарисовать на пластмассовых пробках мордочки, надеть на пальчики. У вас получится пальчиковый театр.

Эти игры не требуют сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогут прогулку, занятия и совместную работу с родителями сделать интересными и полезными.

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!»

Но самое главное в этом возрасте, чтобы это все закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо просветить родителей. Можно на родительском собрании или на мастер-классе показать игры и обязательно проиграть их с родителями. Все это необходимо для успешного развития речи ребенка в более старшем возрасте.

Еще одно направление по применению пальчиковых игр – сказочные персонажи.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, солнышко и дождик (эти персонажи с самого раннего возраста.)

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому».

(В более старшем возрасте можно дать зарисовать сказочных персонажей).

В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Например:

“Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).

                                                                               

 ЗАДАЧИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТА.

1.Учить детей управлять своим голосом и артикуляцией.

2.Развивать фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух.

3.Овладевать мимикой лица, телом, развивать дыхание.

4.Развивать чувство ритма.

5.Стимулировать фантазию, развивать коммуникабельность, доброжелательное отношение к другим детям.

 Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

     Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

    Природа щедро наградила человека. Она дала ему способность видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок.

Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости слушать и слышать рождалась музыкальность-природой  данное человеку свойство.

Невозможно заставить детей полюбить петь, танцевать и т.д. Можно увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. И в этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы. Вхождение ребенка в любой вид искусства должно проходить через" волшебный мост" игры.

         В процессе игровых занятий интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему недоступен в обычной игровой ситуации. Игра необходима ребенку не только как средство познания искусства, но и как средство, способное справиться с проблемами развития. Игротерапия  - это, прежде всего, свобода в действиях и реакциях. Поэтому задачи игровой терапии заключаются в том, чтобы вначале дать возможность ребенку:

- снять эмоционально-психическое напряжение, т.е.отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположенные, положительные действия и поступки;

-помочь обрести веру в себя;

-овладеть чувством самоконтроля.

     К игровым и развивающим приемам на музыкальных занятиях относятся: пальчиковые игры, музыкально-речевые упражнения, музыкально - ритмические  упражнения со словами.

Подобные виды деятельности развивают у ребенка работу мозга, способствуют развитию речи, чувства ритма. Игры, сопровождающиеся пением, развивают звуковысотный слух. Эти виды деятельности помогают детям , начиная с самого раннего возраста:

-исполнять небольшие театрализованные постановки:

-учат владеть мимикой, телом;

-развивают артикуляцию, дыхание, что очень важно при обучении пению, танцу;

-стимулируют фантазию;

-учат управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе " телесных координат", что предотвращает возможность возникновения неврозов;

- позволяет ощутить радость взаимопонимания.

Эти виды деятельности поднимают настроение благодаря своему эмоционально-образному содержанию, обогащают речь ребенка. Незаметно для себя дети запоминают большое количество стихов, становится выразительной речь, а как следствие-пение.

  Попадая в детский сад, ребенок попадает в новый для него мир, его окружают чужие вещи, люди ( дети, взрослые) и ребенку нужно время для того, чтобы адаптироваться в новой среде. Этому, в большой мере, по моему мнению, способствуют музыкальные занятия, на которых ребенок раскрепощается, чувствует себя частицей коллектива, даже если сначала он выступает в роли пассивного зрителя. Звучащая музыка, движение, игра, танец, использование на занятиях игр и наглядных пособий помогают ребенку включиться в творческий процесс. Сначала наблюдение, затем несмелое подпевание, кратковременное действие в игре показывают ребенку, что это интересно и этим хочется заниматься еще.

     Пальчиковые игры, музыкально - речевые , двигательно-речевые упражнения имеют свою давнюю историю, которая берет свое начало

в народном творчестве. Издавна дети играли в игры: "ЛАДУШКИ" " СОРОКА -ВОРОНА", " ЭТОТ ПАЛЬЧИК" " ЧЕТ-НЕЧЕТ".

               Остановимся подробнее на пальчиковых играх.

Все люди очень разные: у кого-то хорошая память, и он любит читать стихи, кто-то прекрасно рисует, а кот-то очень не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кому-то просто нравится смотреть, как идет дождь. Но почему-то , когда речь идет о ребенке, мы, взрослые, забываем, что это тоже человек, со своим желанием, настроением; мы забываем о психологических, физиологических и речевых возможностях этого маленького человека  , о том, что он что-то любит, а чего-то нет. И именно пальчиковые игры способствуют раскрытию природы ребенка. Именно о пальчиковых играх многие взрослые думают как о развлечении, и во многом это касается родителей.

НАША ЗАДАЧА ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВСЮ ВАЖНОСТЬ ЭТИХ ИГР.

Пальчиковые игры - это своеобразный театр со своими эмоциями, переживаниями, актерами, которыми здесь являются пальцы.

Очень важное значение в развитии ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Самое главное условие, о котором должны помнить и педагоги и родители это то, что пальчиковые игры должны выполнятся ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

Выдающиеся ученые Л.С.Выгодский, Л.С. Волкова считали, что развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской речи. Пальчиковые игры вырабатывают у детей способность формирования адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений, вырабатывают такие качества как способность мобилизоваться, расслабляться, сосредотачиваться. Игры повышают общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр ребенок готовится к освоению чтения и письма.

Пальчиковые игры можно проводить и под музыку, негромкую, спокойную, знакомую, чтобы она не отвлекала ребенка. Сейчас появились новые пальчиковые игры, когда пальчики" танцуют" под музыку, выстукивая ритмический рисунок, что является показателем развития у ребенка чувства ритма. Это сложный процесс, но овладение им позволяет ребенку предлагать собственные варианты ритмических рисунков одного и того же музыкального произведения, а это в свою очередь является показателем общего развития малышей. Пальчиковые игры можно не только рассказывать, но еще и петь, что развивает артикуляцию, дыхание.

Как-то мне попалась книга "Страна пальчиковых игр" ( М,С.Рузина, С.Ю.Афонькин). Книга включает в себя несколько разделов, и я выбирала наиболее простые и доступные для дошколят: сначала без слов - бабочки, птицы, кошка выпускает и прячет коготки, гребешок, ленивое и веселое солнышко. Некоторые из этих игр я подкрепляла звукоподражанием. Например: кошка выпускает коготки, раскрывая пальчики, дети произносят " мяу" - громко, резко пряча коготки тихо и ласково мурлыкали; изображая птиц чирикали весело, каркали грубо. Причем здесь я предлагала детям и мимикой выразить характер персонажа.

Очень хорош сборник " Скворушка" (Е.Макшанцева),  в котором даются игры, начиная с 8-ми месячного возраста, причем эти игры являются не только музыкально-речевыми , но и театральными, что позволяет детям с раннего возраста попробовать себя в роли артистов. Детям нравятся эти игры и в большинстве случаев они принимают участие все. В младших группах дети бывают пассивны в силу своего развития, настроения,  адаптации к новой обстановке, поэтому я к таким детям подхожу осторожно, даю им возможность привыкнуть, приглядеться и как же радостно бывает, когда замечаешь, что малыш, сначала, начинает смелее смотреть на то, чем занимаются другие, а потом постепенно, несмело включается в игру. Очень хорошо помогает детям прием: "посмотри на себя", когда мы разыгрываем наши игры перед зеркалом и дети с удовольствием наблюдают за собой и за другими. Еще один замечательный прием, помогающий детям в развитии музыкальности, в частности  в развитии чувства ритма, когда дети отстукивают ритм по ладошкам и коленям соседа. Иногда мы устраиваем концерт по заявкам, когда дети предлагают поиграть в игры, которые они больше всего полюбили "Пирожки", "Обезьянки" или же без слов показывают игру на пальчиках, а все должны узнать, что же это за игра.

       Конечно, бывают и неудачные попытки, но это скорее всего происходит оттого, что не всегда учитываются способности детей, их подготовленность, тогда я упрощаю материал или оставляю его на будущее. Наблюдая за детьми, я заметила, что на занятиях дети стали более эмоциональны, научились владеть мимикой, выразительно передают высоту звуков. Сейчас появилось очень много разработок игр, занятий, которые оказывают огромную помощь в работе, и я считаю, что пальчиковые игры, словесно-музыкальные и словесно-двигательные упражнения помогают детям не только овладеть пением, движением, они помогают само выражаться, проявлять свои индивидуальные способности.

В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.

Диагностическое обследование разработано по методу Л.И.Тихоновой.

Заключение

Речь ребенка тесно связана с движениями пальцев рук. Это можно наглядно увидеть при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, у которых более оживленные движения рук и пальцев, успешнее развиваются в речевом отношении. Раньше всего ребенок называет те предметы, которые трогает руками. Игры можно проводить как в детском саду, так и дома. Задачу развития мелкой моторики успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковая гимнастика, упражнения с карандашами, мячами, кольцами, выполнение фигурок их пальцев, ориентировка в пространстве, работа с мелким материалом (счетные палочки).
Что дает пальчиковая гимнастика для ребенка:

- развивает ребенку память, так как он учится запоминать последовательность движения рук и пальцев;

- развивает воображение и фантазию;

- умение подражать взрослому;

- выполняет упражнения, сопровождая их строчками стихотворения или песен;

- речь становится более четкая и ритмичная.

Тексты пальчиковых игр

Краб.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу

основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают

руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы

рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены

в стороны (крылья). Дети "машут"ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы).

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Рузина М.С., Афонькин С.Ю."Страна пальчиковых игр" Кристалл С.-Петербург 1998г.

2.Макшанцева Е."Скворушка" Арти-Иленса Москва 1999г.

3.Музыкальная палитра"  3  2003г.,4 2002г.

4."Музыкальный руководитель" 1 2006 г.,2 2004г., 1 2004г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта: "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста"

Использование пальчиковых игр станет важным этапом во всестороннем музыкальном воспитании детей. Работа носит обучающий, воспитательный, практический характер. Педагогический проект средней продолжи...

Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Игра относится к основным видам деятельности дошкольников. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходи...

"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей средней группы".

quot;Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей средней группы"....

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...