Программа полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

ПРОГРАММА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗЕРКАЛО»

Автор : Вартанова Ж.В., воспитатель МБДОУ д/с №2 Ставрополь

 

 

            Традиционная система взаимоотношения полов и связанная с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживает кризис. С одной стороны – жалобы на дискриминацию женщин, с другой – тревога по поводу растущей «феминизации» мужского характера, подрыва «мужского» начала в семье и обществе.

Нормальное биологическое развитие еще не делает, человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические предпосылки (характеристики) должны быть дополнены психологическим полом (включающим чувство и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.).

Начало XX столетия в общественной  педагогической мысли России повышенным вниманием к вопросам пола. Вопросы воспитания мальчиков и девочек широко обсуждались на страницах печати.

В.А. Сухомлинский, например, считал, что воспитание мальчиков и девочек это непараллельный процесс. Не надо специальных мужских и женских видов деятельности.

Программа воспитания должна быть целостной. Эти тенденции равенства мужчин и женщин на протяжении длительного времени существовали в педагогических исследованиях. В них присутствовали только «дети», «учащиеся», но не «мальчики» и «девочки». Различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек можно выделить в работах В.А. Белоусовой, Н.А. Кудровой, Д.Б. Раджабовой, по использованию народных традиций в воспитании.

В работе Н.А.Арутюновой изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду.

Л.В. Градусова в своей работе исследовала проблему нравственного воспитания мальчиков дошкольного возраста.

Анализ западных теорий полоролевой социализации, природы и функций полоролевых стереотипов дан в работах Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, В.С. Агеевой и др.

Изучение исторического развития взглядов отечественных психологов, педагогов и мыслителей на проблемы пола, на специфику воспитания мальчиков и девочек показывает что они менялись в большей мере в зависимости от содержания социальных ролей мужчины и женщины в обществе.

Таким образом, современная состояние вопроса полоролевого воспитания в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с его недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возраста, являющегося одним из важнейших периодов в становлении личности.

Создавая программу «Зеркало» мы опирались на такие понятия как «полоролевое поведение», «полоролевая роль», «половая дифференциация».

Основными принципами отбора содержания программы явились:

§         принцип активности;

§         принцип двух начал;

§         принцип контраста;

§         учета модальности;

§         принцип опосредования;

§         разных стартовых возможностей;

§         принцип моделирования жизненных ситуаций;

§         принцип интеграции.

Программа «Зеркало» предназначена для детей 5-7 лет и относится к психологически-коррекционным программам. Содержание программ позволяет создать условия в которых дети видят себя как в зеркале своих чувств, эмоций, поступков, а также приобретают навыки общения с противоположным полом.

Программа состоит из двух разделов, которые делятся на подразделы.

I. Отношение к себе и окружающим

I.I Я в зеркале своих чувств.

I.II Я в зеркале своих поступков.

 

II. Отношение к противоположному полу.

II.I Ты и я в зеркале (мальчик и девочка).

II.II Театр полоролевого поведения.

Задачи:

1)      помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;

2)      развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;

3)      развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;

4)      развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;

5)      развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;

6)      создание условий для реализации знаний об эталонах "мужского" и "женского" поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;

7)      воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;

8)      формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

9)      развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;

10)  формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

В  учреждении работает театр «Зеркало».  Его задачей- является  развитие культуры общения детей разных полов в совместной деятельности с учетом специфических черт характеров девочек и мальчиков, способствовать выработке навыков  следить за своей внешностью, анализировать особенности поведения и поступков при общении с партнером противоположного пола в различных жизненных  ситуациях. Завязывать и поддерживать знакомство. Театр  «зеркало»- это отражение отношений противоположенных  полов. Он  дает ребенку возможность, как в зеркале видеть со стороны самого себя в осознании своей принадлежности к своему полу, а также контрастные черты пола противоположного. На наших занятиях  мы учим  мальчиков быть элегантными, подтянутыми, а  девочек нежными, загадочными. Также  мы  используем куклотерапию.  Куклатерапия-  это чудесный  метод, основанный на  процессах  идентификации ребенка со смелым героем мультфильма, сказки, вымышленной ситуации. Беря куклу  в руки ребенок  становиться гораздо раскованнее, пластичнее. Кукла является для ребенка своего рода защитой, опорой. Ведь не секрет, что  в жизни мальчик стесняется сделать девочке комплимент.  А ей  очень  трудно завязать и поддержать знакомство. А спрятавшись  за куклу исчезает робость и нерешительность.

И еще один немаловажный момент в работе театра- Лица кукол ничего не выражают.  А вот актеры- полны эмоций. Их   женские лица выражают кротость, сострадание и терпение, а мужские- решительность, силу, мужественность. И глядя на эти светлые детские  лица смело можно сказать, что дети учатся не только полоролевому поведению, но и  эмоциональной отзывчивости. Их лица, как в зеркале отражают состояние души, тревоги и радости, интересов и мечтаний.

 

Раздел I.

Отношение к себе и окружающим

 

            I.I Я в зеркале своих чувств.

            I.II Я в зеркале своих поступков.

 

 

Варианты этюдов и упражнений.

 

            Этюд. «Изображение моего настроения»

            Цель:               Упражнять детей в умении передавать свое настроение

(с помощью изобразительных средств)

 

            Этюд:  «Кляксография»

Цель:              Снять эмоциональное напряжение, развивать умение видеть

образы своего настроения, проявлять творчество.

 

Упражнение: «Снежный ком»

            Цель:               Склонение детской группы, формирование группового

единства создание положительного эмоционального фона.

 

Использование различных техник игровой кукло-терапии.

 

Игра с куклой – автопортретом (Автор: Джессика Стоун-Феннеси).

Цель:              Способствует самоидентификации, служит основой

самопознания

 

            Игра с марионетками (Автор: Мари Балтихнаус)

            Цель:               Ребенок действуя посредством персонажей может

использовать различные стили поведения, результаты

применения которых становятся затем видны как ему самому, так и окружающим.

Раздел II.

Отношение к противоположному полу.

 

            II.I Ты и я в зеркале (мальчик и девочка).

            II.II Театр полоролевое поведение

 

Варианты этюдов, игр, упражнений.

            Игра:   «Мальчики будущие мужчины»

            Цель:              Развивать представление о том, каким должен быть мальчик,

чем он отличается от девочки, что он должен уметь, как себя

вести.

            Игра:               «Хочешь ли ты быть мамой?»

            Цель:               Развивать представление о том, какой должна быть девочка,

будущая женщина. Какие качества ей необходимы чтобы

стать в будущем мамой.

            Этюд:  «Мальчики – маленькие рыцари»

            Цель:               Развивать представление о том, как нужно относиться к

мамам, девочкам. Какую помощь можно оказать, как сделать

им приятное.

            Сказки (полоролевое) сочиненные детьми.

            Цель:   Усвоение ребенком половых ролей, половых стереотипов.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanna.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗЕРКАЛО»

АВТОР : ВАРТАНОВА Ж.В., ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ Д/С №2 СТАВРОПОЛЬ

        Традиционная система взаимоотношения полов и связанная с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживает кризис. С одной стороны – жалобы на дискриминацию женщин, с другой – тревога по поводу растущей «феминизации» мужского характера, подрыва «мужского» начала в семье и обществе.

Нормальное биологическое развитие еще не делает, человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические предпосылки (характеристики) должны быть дополнены психологическим полом (включающим чувство и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.).

Начало XX столетия в общественной  педагогической мысли России повышенным вниманием к вопросам пола. Вопросы воспитания мальчиков и девочек широко обсуждались на страницах печати.

В.А. Сухомлинский, например, считал, что воспитание мальчиков и девочек это непараллельный процесс. Не надо специальных мужских и женских видов деятельности.

Программа воспитания должна быть целостной. Эти тенденции равенства мужчин и женщин на протяжении длительного времени существовали в педагогических исследованиях. В них присутствовали только «дети», «учащиеся», но не «мальчики» и «девочки». Различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек можно выделить в работах В.А. Белоусовой, Н.А. Кудровой, Д.Б. Раджабовой, по использованию народных традиций в воспитании.

В работе Н.А.Арутюновой изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду.

Л.В. Градусова в своей работе исследовала проблему нравственного воспитания мальчиков дошкольного возраста.

Анализ западных теорий полоролевой социализации, природы и функций полоролевых стереотипов дан в работах Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, В.С. Агеевой и др.

Изучение исторического развития взглядов отечественных психологов, педагогов и мыслителей на проблемы пола, на специфику воспитания мальчиков и девочек показывает что они менялись в большей мере в зависимости от содержания социальных ролей мужчины и женщины в обществе.

Таким образом, современная состояние вопроса полоролевого воспитания в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с его недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возраста, являющегося одним из важнейших периодов в становлении личности.

Создавая программу «Зеркало» мы опирались на такие понятия как «полоролевое поведение», «полоролевая роль», «половая дифференциация».

Основными принципами отбора содержания программы явились:

  • принцип активности;
  • принцип двух начал;
  • принцип контраста;
  • учета модальности;
  • принцип опосредования;
  • разных стартовых возможностей;
  • принцип моделирования жизненных ситуаций;
  • принцип интеграции.

Программа «Зеркало» предназначена для детей 5-7 лет и относится к психологически-коррекционным программам. Содержание программ позволяет создать условия в которых дети видят себя как в зеркале своих чувств, эмоций, поступков, а также приобретают навыки общения с противоположным полом.

Программа состоит из двух разделов, которые делятся на подразделы.

I. Отношение к себе и окружающим

I.I Я в зеркале своих чувств.

I.II Я в зеркале своих поступков.

II. Отношение к противоположному полу.

II.I Ты и я в зеркале (мальчик и девочка).

II.II Театр полоролевого поведения.

Задачи:

  1. помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;
  2. развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;
  3. развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;
  4. развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
  5. развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
  6. создание условий для реализации знаний об эталонах "мужского" и "женского" поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;
  7. воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;
  8. формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
  9. развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;
  10. формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

В  учреждении работает театр «Зеркало».  Его задачей- является  развитие культуры общения детей разных полов в совместной деятельности с учетом специфических черт характеров девочек и мальчиков, способствовать выработке навыков  следить за своей внешностью, анализировать особенности поведения и поступков при общении с партнером противоположного пола в различных жизненных  ситуациях. Завязывать и поддерживать знакомство. Театр  «зеркало»- это отражение отношений противоположенных  полов. Он  дает ребенку возможность, как в зеркале видеть со стороны самого себя в осознании своей принадлежности к своему полу, а также контрастные черты пола противоположного. На наших занятиях  мы учим  мальчиков быть элегантными, подтянутыми, а  девочек нежными, загадочными. Также  мы  используем куклотерапию.  Куклатерапия-  это чудесный  метод, основанный на  процессах  идентификации ребенка со смелым героем мультфильма, сказки, вымышленной ситуации. Беря куклу  в руки ребенок  становиться гораздо раскованнее, пластичнее. Кукла является для ребенка своего рода защитой, опорой. Ведь не секрет, что  в жизни мальчик стесняется сделать девочке комплимент.  А ей  очень  трудно завязать и поддержать знакомство. А спрятавшись  за куклу исчезает робость и нерешительность.

И еще один немаловажный момент в работе театра- Лица кукол ничего не выражают.  А вот актеры- полны эмоций. Их   женские лица выражают кротость, сострадание и терпение, а мужские- решительность, силу, мужественность. И глядя на эти светлые детские  лица смело можно сказать, что дети учатся не только полоролевому поведению, но и  эмоциональной отзывчивости. Их лица, как в зеркале отражают состояние души, тревоги и радости, интересов и мечтаний.

Раздел I.

Отношение к себе и окружающим

        I.I Я в зеркале своих чувств.

        I.II Я в зеркале своих поступков.

Варианты этюдов и упражнений.

        Этюд.        «Изображение моего настроения»

        Цель:                Упражнять детей в умении передавать свое настроение

(с помощью изобразительных средств)

        Этюд:        «Кляксография»

Цель:                Снять эмоциональное напряжение, развивать умение видеть

образы своего настроения, проявлять творчество.

Упражнение:        «Снежный ком»

        Цель:                Склонение детской группы, формирование группового

единства создание положительного эмоционального фона.

Использование различных техник игровой кукло-терапии.

Игра с куклой – автопортретом (Автор: Джессика Стоун-Феннеси).

Цель:                Способствует самоидентификации, служит основой

самопознания

        Игра с марионетками (Автор: Мари Балтихнаус)

        Цель:                Ребенок действуя посредством персонажей может

использовать различные стили поведения, результаты

применения которых становятся затем видны как ему самому, так и окружающим.

Раздел II.

Отношение к противоположному полу.

        II.I Ты и я в зеркале (мальчик и девочка).

        II.II Театр полоролевое поведение

Варианты этюдов, игр, упражнений.

        Игра:         «Мальчики будущие мужчины»

        Цель:                Развивать представление о том, каким должен быть мальчик,

чем он отличается от девочки, что он должен уметь, как себя

вести.

        Игра:                «Хочешь ли ты быть мамой?»

        Цель:                Развивать представление о том, какой должна быть девочка,

будущая женщина. Какие качества ей необходимы чтобы

стать в будущем мамой.

        Этюд:        «Мальчики – маленькие рыцари»

        Цель:                Развивать представление о том, как нужно относиться к

мамам, девочкам. Какую помощь можно оказать, как сделать

им приятное.

        Сказки (полоролевое) сочиненные детьми.

        Цель:         Усвоение ребенком половых ролей, половых стереотипов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»1.    Значение гендерного подхода в  воспитании  дошкольников.2.    Гендерн...

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста

Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познание себя как представителя определенного пола, самореализации богатства внутреннего мира, женского (муж...

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

   В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, являющиеся важнейшим звеном в системе образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Изменились ведущие м...

Консультация для родителей старших групп "Профилактика ВИЧ-инфекции. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста"

Многие родители откладывают вопрос полового развития на очень поздний период развития своих детей, отсюда у ребенка может сформироваться неправильное восприятие половой идентификации. Данная консульта...

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. Консультация для родителей

Консультация для родителей. Такие разные мальчики и девочки....