Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Халевина Оксана Михайловна

Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познание себя как представителя определенного пола, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия. В моей статетье подобраны примеры игр и развивающих упражнений по возрастным группам для лучшего овладения детьми полоролевым опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_polorolevogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технология полоролевого воспитания дошкольников.

Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.

Анализ научных исследований Л.В. Абдульмановой, О.В. Дыбиной, С.А. Козловой, М.В. Корепановой, И.Э. Куликовской, В.И. Ляскало, Л.А. Парамоновой, Т.Н. Тарановой и Р.М. Чумичевой позволил определить логику построения технологии полоролевого воспитания дошкольников. Она представляет собой определенный педагогический алгоритм, обеспечивающий достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности:

-обнаружение ребенком своего мужского (женского) образа;

-опознание его свойств и характеристик;

-отождествление со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола;

-отношение к себе и другому как представителю пола;

-открытие смысла полоролевого поведения для себя;

-осознание его значимости в жизни людей;

-определение или сознательный выбор личностью мужской(женской) позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях.

Первая и вторая составляющая педагогического алгоритма реализуются в интеллектуально-познавательной и игровой формах организации жизнедеятельности детей и представлено тематическими занятиями.

В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста можно проводить следующие занятия: «Кто такие мальчики и девочки?», «Мальчики и девочки -разные и похожие», «Одежда мальчиков, одежда девочек».

Дидактические игры «Кто что носит», «Наши прически», «Кто что делает»; игры-состязания «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»: игры-занятия с куклами «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Куклы встречают гостей»; сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «У нас гости», «Поход в магазин всей семьей», «Детский сад»; подвижные игры «Утка и утята», «Сокол и лебедушка»; моделирование жизненно значимой ситуации «Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия?»

В группах младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать символические игры. Например, в игре «Кто живет в сердце мальчика (девочки)» детям предлагаются карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.д ; дети отбирают те, которые обозначали ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. Данные символические изображения позволяют доступным способом сформировать у младших дошкольников представления о качествах мужественности (женственности).

У детей старшего школьного возраста для формирования представления о видовой, родовой, половой принадлежности, умение аргументировать их по существенным признакам. Для этого используются следующие тематические занятия: «Мальчики и девочки - сходство и отличие», «Увлечения мальчиков и девочек», «Семейные традиции», «Правила этикета» и др.

В данном виде занятий применяются особые методы и приемы:

-игры-состязания («Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и тд.»;

-дидактические игры («Мама  в семье и на работе», «Мое настроение», «Кем я буду и каким?»);

-символические игры («Ты кто?», «Узнай по описанию»);

-проектирование ситуаций, произошедших ранее с детьми, где они проектируют возможную социальную ситуацию («Случай на прогулке», «Мамин помощник», «Девичьи слезы»).

Личный опыт детей активизируется с помощью вопросов: «Как ты относишься к своей маленькой сестренке?», «Играешь ли с ней?», «Ухаживаешь ли за ней?», «Помогаешь ли ты маме/папе?», «Делаешь ли им приятное?».

Третья и четвертая составляющие технологии полоролевого воспитания реализуется в процессе диалога.

В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста используются следующие методы и приемы:

-беседы-диалоги об эталоне мужской и женской красоты («Что любят девочки? Что любят мальчики?», «Я как мама, я как папа») на примере сказок, произведений художественной литературы, пословиц, поговорок, иллюстраций к сказкам. Примером служили отрывки и сказок и иллюстрации к ним: «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и ленивица», «Храбрый мальчик».

-проблемные ситуации, способствующие накоплению полоролевого опыта («Бабушка заболела», «Девочка-ревушка»)

-игровые задания и ситуации («Что я люблю?», «На кого я хочу быть похожим?», «Мама устала», «Как порадовать папу?»).

Диалоговая форма организации деятельности детей старшего дошкольного возраста представлена следующими тематическими занятиями: «О чем мечтают мальчики? О чем мечтают девочки?», «Кем я стану». В данном виде занятий используются следующие методы и приемы:

-диалоговые методы (вопросы: «Кто такие настоящая женщина и настоящий мужчина?»; диалог с самим собой  («Кем я буду и каким?», «Что я хочу в себе изменить?»)

-диалогово - побуждающие методы («Собери в чемодан свои лучшие качества», «Мне нравится - не нравится в себе». Данные методы обеспечивают развитие активной позиции девочки (мальчика).

-коммуникативные методы («Подскажи на ушко, «Сделай комплимент».)

-метод диалога с произведением искусства «Если бы я был в картине…» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил?).

Использование произведений изобразительного искусства позволяет формировать эстетические представления о человеке, женщине и мужчине, полоролевом поведении, мужском и женском этикете.

Пятая и шестая составляющие педагогического алгоритма.

Рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, становление культуры личности и полоролевой культуры. Логика построения модели:

-рефлексия по поводу конкретной ситуации («Мальчик обидел девочку», «Девочка нагрубила маме», «Девочка - неряха»);

-мозговой штурм и коммуникация по проблеме, возникшей ситуации («Что вы об этом думаете?», «Как вы предлагаете разрешить ее?», «Какова ваша позиция в ней?»);

-коммуникации по предложенным моделям сценария (сюжетно-ролевая игра «Поездка в транспорте».)

В ходе реализации рефлексивно-игровой модели деятельности используются рефлексивно-диалоговые методы:

-упражнения, направленные на развитие полового самосознания («Я девочка, и поэтому…», «Девочки должны…», «Мальчики должны уметь…»;

-упражнения, развивающие навык самоанализа («Мне грустно, потому что…», «Мне бывает страшно, когда..», «Больше всего я люблю…»);

-упражнения, направленные на развитие целеустремленности («Когда я вырасту, я…», «Когда я буду мамой (папой), я…»);

-на развитие активности («Предложи свой выход из ситуации», «Я догадался об этом, потому что…»).

Седьмая составляющая технологии полоролевого воспитания реализовывается в игровой, театрализованной, экспериментальной, проблемно-поисковой формах организации жизнедеятельности детей.

Игровая форма организации жизнедеятельности ребенка осуществляется с помощью следующих методов:

-состязательных игр («Маленькая хозяйка», «Модница», «Самый умный», «Дружная семья»);

-сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Ожидаем гостей», «В семье именины»);

-игры с элементами театральной педагогики, проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми («Неприятности за столом», «Мы в театре», «Маленькая помощница»; мальчики и девочки выбирают роли как своего, так и противоположного пола);

-фольклорные игры («Царевна-королевна», «В хороводе были мы», «Утка»). В ходе фольклорных игр дети усваивали нормы полоролевого поведения, основные черты, характерные для носителя того или иного пола.

В экспериментальной форме организации деятельности содержания полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте реализовываются на следующих тематических занятиях («Мальчики - юные помощники», «Как стать настоящим мастером?», «Девочки-маленькие хозяюшки», «Мужская и женская работа»). Данная форма организации деятельности дошкольников предполагала ознакомление с мужским и женским трудом, что позволяет ребенку входить в мир социальных отношений.

Технология полоролевого воспитания требует от педагога умения вести за собой детей, позволив им делать самостоятельный выбор, подготовленный не педагогом, а всем содержанием деятельности. Идея самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия ребенка – одна из основных задач данной технологии.

        Список литературы

  1. Абрашитова, Л. В. Половое воспитание дошкольников./ Дошкольная педагогика.- 2009.
  2. Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мальчики и девочки./ Дошкольное образование.- 2011.- № 13
  3. Мухоморина, Л. Г. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста./ C. : Крымское учебное государственное издательство, 2001.
  4. Соломенкова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие/ М. :Айрис- пресс, 2006.
  5. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учереждения./ М.: Центр педагогического образования, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»1.    Значение гендерного подхода в  воспитании  дошкольников.2.    Гендерн...

Программа полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗЕРКАЛО»Автор : Вартанова Ж.В., воспитатель МБДОУ д/с №2 Ставрополь...

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

   В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, являющиеся важнейшим звеном в системе образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Изменились ведущие м...

Консультация для родителей старших групп "Профилактика ВИЧ-инфекции. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста"

Многие родители откладывают вопрос полового развития на очень поздний период развития своих детей, отсюда у ребенка может сформироваться неправильное восприятие половой идентификации. Данная консульта...

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. Консультация для родителей

Консультация для родителей. Такие разные мальчики и девочки....