Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у старших дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пушкарева Надежда Сергеевна

Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка»

с.Федоровка

Рабочая программа «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников»

Составила: Пушкарева Надежда Сергеевна

с.Федоровка 2013г.

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

        Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

        Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по вспомогательным, развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно – речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья в речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетическийтпуть развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

        Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико - синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи (гласные, согласные); выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последовательность звуков в слове; уметь членить предложения на слова.

        Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. Кроме того, дети овладевают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

        Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматривают упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

        Коррекционно – воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое  воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

        Основополагающими документами, используемыми в данной работе являются:

  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). Филичева Т.Б., Туманова Т.В. – М.: Просвещение, 1978.
  • Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М., 1993.
  • Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I, II, III периоды. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – по 48с. (Практическая логопедия).

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

Фронтальные занятия включают в себя условно два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первый этап – закрепление правильного произношения изучаемого звука.

Второй этап – дифференциация звуков на слух и в произношении.

        Для реализации кружковой работы по предложенной программе мы изучили Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Согласно разделу XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в пункте 11.12. «Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки». Исходя из вышесказанного образовательная деятельность с детьми по данной программе будет проводится  с сентября по май, 2раза в неделю во вторую половину дня по 27 мин. Общее число занятий 32 за учебный год.  

Цель кружковой работы:

  • устранение нарушений речи по средством дидактических игр;
  • формирование  устно – речевой базы для овладения элементами письма и чтения дошкольный период;

Задачи:  

  • Закреплять правильное звукопроизношение звуков;
  • Знакомить с буквами;
  • Развивать слуховое внимание  и фонематический слух;
  • Учить проводить звуко – буквенный анализ и синтез;
  • Учить графическому изображению букв.

На занятиях будут использованы следующие методы и приемы:

  • Наглядные (демонстрация предметных и сюжетных картинок, использование ТСО);
  • Словесные (объяснение, рассказ, беседа)
  • Практические и игровые (дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания, зрительного восприятия, согласование в роде, числе, падеже; моделирование схем слов, печатание букв).

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Р.Я.Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др.

Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А. В. Запорожца и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Мы будем широко использовать словесные игры, требующие большого умственного напряжения.  Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

Ожидаемый результат.

В конце цикла занятий у детей должно быть сформировано  правильное произношение и дифференциация звуков родного языка, а также сформированы все предпосылки для успешного овладения элементами чтения и письма.

Для определения успешности нашей работы мы используем «Психолого - педагогическую диагностику развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой  раздел «Обследование речевого развития детей 6-7 лет».

Представленные методики направлены на проверку уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребления, сформированности фонематического слуха, уровня развития словарного запаса, состояния слоговой структуры, умение строить связанные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, уровня сформированности грамматического строя речи, состояние звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.

        Методики обследования включают 8 серий заданий.

Серия 1

Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (сущ-х, гл., прил.), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

  1. Найди  отличия в словах. Задание направленно на выявление умения объяснять значения слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Методика обследования: взрослый предлагает  ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются.

Фиксируется: объяснение значение слов  с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик – маленький дом, домище – большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).

  1. Объясни действия. Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).

Методика обследования: взрослый предлагает  ребенку выслушать слова и объяснить их значения.

Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок.

  1. Подбери слово. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.

Методика обследования: взрослый предлагает  ребенку подобрать синонимы к прилагательным.

Фиксируется: умение составлять синонимические пары.

  1. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление понимания переносного значения прилагательных.

Методика обследования:  ребенку предлагают объяснить  словосочетания.

Фиксируется:  умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на выявление состояния фонематического

слуха.

  1. ИГРА «ЭХО».  Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования:  ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит  слоговые ряды.

Фиксируется:  выполнение задания в соответствии с инструкцией.

  1. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов.

Фиксируется:  выполнение задания в соответствии с инструкцией.

  1. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.  Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Методика обследования:  взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук з, хлопни в ладоши». Затем называет слова:  дерево, зайка, василек, речка,

корзина, Зина, кустик, звонок.  Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: ш, с, л. При затруднении взрослый сам называет несколько слов (шапка,

шуба), помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Фиксируются:  слуховое внимание ребенка, его возможность

правильно выделять указанные звуки хлопками и подбирать слова с заданным звуком.

  1. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

Методика обследования:  взрослый называет ребенку слово, например дом, и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». При затруднении

взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова:  ваза, машина, ручка, пенал, книга.

Фиксируется:  умение ребенка производить звуковой анализ слов.

СЕРИЯ 3

Задания направлены  на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

  1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО.  Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки:

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч.)

Ростом разные подружки и похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,  а всего одна игрушка. (Матрешка.)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой,

А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Фиксируются:  возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.

  1. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.

Оборудование: сюжетные картинки.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 359—368.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что

делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»

Фиксируется:  возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.

  1. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.

Методика обследования:  взрослый  называет ребенку слово и просит подобрать близкие к нему слова, например: большой (огромный, громадный) смелый,... (отважный, храбрый), тайна,  ... (секрет,

загадка).

Фиксируются:  принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

  1. СКАЖИ  НАОБОРОТ.  Задание направлено на выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.

Методика обследования:  взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Например: наливает  —  выливает.

Фиксируется:  возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.

  1. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений природы.

Методика обследования:  взрослый называет ребенку слово и просит подобрать к нему слова-действия. Например: Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьет, вяжет, готовит.

Мальчик ... (читает, пишет, играет, дерется, прячется, строгает, шалит).

Собака ... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегает, ласкается, служит).

Кошка ... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, облизывается, умывается).

Курица ... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит).

Самолет ... (гудит, летит, взлетает, приземляется).

Ручей ... (бежит, звенит, журчит, течет).

Лист ... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шуршит).

Фиксируется:  умение ребенка подбирать к имени существительному слова-действия.

СЕРИЯ 4

Задания направлены на выявление состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ  ЗА МНОЙ.  Задание направлено на проверку умений произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Методика обследования:  взрослый предлагает ребенку повторить предложения.

Фиксируются:  понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и воспроизводить слова сложной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на выявление умения самостоятельно составлять связные высказывания.

  1. РАССКАЖИ СКАЗКУ.  Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).

Методика обследования:  ребенка просят рассказать сказку «Колобок»,  при затруднении взрослый помогает ребенку и начинает рассказывать первым: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?»

Фиксируется: умение ребенка выстраивать сюжетную линию,

придерживаясь основного содержания сказки.

  1. ПЕРЕСКАЖИ.  Задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.

Методика обследования: ребенку предлагают прослушать и запомнить сказку, а затем пересказать. «Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и... увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули».

Фиксируются:  умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.

  1. СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ. Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок  «Разбитая чашка».

Оборудование:  две сюжетные картинки (на первой —  начало

действия, на второй — завершение).

Наглядный материал: набор № 4, рис. 369, 370.

Методика обследования:  взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Фиксируются:  умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.

СЕРИЯ 6

Задания направлены на определение состояния грамматической стороны речи.

  1. ПРЯТКИ.  Задание направлено на выявление понимания и активного использования сложных предлогов (со, между, около, из-за, из-под).

Оборудование: игрушка — зайка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают  вопросы и дают задания: «Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»

Фиксируются:  понимание и употребление ребенком сложных предлогов.

  1. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.

Методика обследования:  взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два яблока и т. д.

Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.

  1. НАЗОВИ  ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Методика обследования:  взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы  шить, петь, танцевать, красить, лететь  в соответствии с местоимениями. Например:  «Я иду, мы идем, они идут».

Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.

  1. НАЗОВИ.  Задание направлено на выявление умения  использовать имена существительные в правильной грамматической форме.

Оборудование:  картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 371—376.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В. п.)

Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)

Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.

СЕРИЯ 7

Задания направлены на проверку состояния звукопроизношения.

  1. НАЗОВИ  ПРАВИЛЬНО

Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 303—350.

  1. ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Оборудование: сюжетные картинки.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 351—358.

Методика обследования:  ребенку предлагают  назвать картинки. В данных словах обследуемые звуки стоят в начале, середине и конце. Затем с этими же словами просят произнести предложение.

Фиксируется:  умение ребенка произносить звуки изолированно в начале, середине, конце слова и во фразе.

СЕРИЯ 8

Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранности его иннервации.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

Иннервация     мимической     мускулатуры:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой  форме.

Строение     артикуляционного    аппарата:  

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);

язык  (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Движения    артикуляционного     аппарата:  

уточнение возможности движений губами:

•  раздвинуть углы губ («улыбка» — улыбнись Петрушке);

•  выдвинуть губы вперед («трубочка» — вытяни губки и поцелуй киску);

•  округлить губки («баранка»);  уточнение возможности движений языком:

•  высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);

Результаты обследования подробно фиксируются в протоколе

(см. Приложение 1)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ

СЕРИЯ  1

1.   НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ.

Мама — мамочка — мамуля   _____________________________  

Брат — братик — братец   ________________________________  

Зайка — заинька — зайчишка — зайчище  __________________  

Дом — домик — домище  ________________________________  

2.   ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ.  

Бежать — подбежать — выбежать   ________________________  

Писать — подписать — переписать  _______________________  

Играть — выиграть — проиграть  _________________________  

Смеяться — засмеяться — высмеять   ______________________  

Шел — отошел — вошел  ________________________________  

3.   ПОДБЕРИ СЛОВО.  

Слабый  _______________________________________________  

Робкий  _______________________________________________  

Старый  _______________________________________________  

4.   ОБЪЯСНИ.  

Злая зима  _____________________________________________  

Золотые руки   __________________________________________  

Золотые волосы ________________________________________  

Колючий ветер  _________________________________________  

Легкий ветерок  _________________________________________  

СЕРИЯ 2

1.   ИГРА «ЭХО».

па-па-ба  _____________________________________________  

та-да-та  ____________________________________________  

па-ба-па

па-ба, па-ба, па-ба _____________________________________  

ка-ха-ка ____________________________________________  

са-за, са-за, са-за  ______________________________________  

са-ша, са-ша, са-ша  _________________________________ ___

2.  ПОВТОРИ.

Крыша — крыса _______________________________________  

Полено — колено ______________________________________  

Земля — змея  _________________________________________  

Дочка — точка — кочка  ________________________________  

Бабушка — кадушка — подушка  _________________________  

Мишка — миска — мышка   ______________________________  

3.   БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Звук з   ________________________________________________  

Звук ш  _______________________________________________  

Звук с   ________________________________________________  

Звук л   ________________________________________________  

4.   УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ.

______________________________________________________________  

______________________________________________________________  

______________________________________________________________  

СЕРИЯ 3

         1.   УГАДАЙ, ЧТО ЭТО.

____________________________________________________  

_____________________________________________________

_____________________________________________________

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Шофер (что делает?)   __________________________________

Парикмахер (что делает?)  ______________________________

Художник (что делает?)   ________________________________

Портниха (что делает?)   ________________________________

Почтальон (что делает?)  _________________________________  

Продавец (что делает?)   __________________________________  

Летчик (что делает?)  ____________________________________  

Повар (что делает?) _____________________________________  

Хоккеист (что делает?)  __________________________________  

Библиотекарь (что делает?)  ______________________________  

3.   ПОДБЕРИ СЛОВО.

Большой  ______________________________________________  

Смелый   ________________________________________________

Тайна   _________________________________________________  

4.  СКАЖИ НАОБОРОТ.

Наливает   _______________________________________________  

Входит  ________________________________________________  

Влетает  ________________________________________________  

Закрывает  ______________________________________________  

Приплывает  ____________________________________________  

Собирает   ______________________________________________  

Приклеивает ____________________________________________  

5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ.

Девочка   _______________________________________________  

Мальчик  _______________________________________________  

Собака   ________________________________________________  

Кошка  __________________________________________________

Курица  _________________________________________________  

Самолет   ________________________________________________  

Ручей   __________________________________________________  

Лист ____________________________________________________  

СЕРИЯ 4

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.

В магазине продаются полотер, пылесос.   _____________________  

Листья падают — наступает листопад.   _______________________  

Мотоциклист едет на мотоцикле.   ___________________________  

Фотограф фотографирует детей.  ____________________________  

Бабушка вяжет внучке воротник. ____________________________  

Рыбу ловит рыболов. ______________________________________  

Пчел разводит пчеловод. ___________________________________  

На стройку приехал самосвал.  _______________________________

1. РАССКАЖИ СКАЗКУ.

2.  ПЕРЕСКАЖИ.

3.   СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ.

СЕРИЯ 6

1. ПРЯТКИ.

Со  ___________________________________________________

Между _______________________________________________

Около   ________________________________________________

Из-за _________________________________________________

Из-под  ________________________________________________

2.  ПОСЧИТАЙ.

3.  НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.

Шить  _________________________________________________

Петь   __________________________________________________

Танцевать  _____________________________________________  

Красить  _______________________________________________  

Лететь  ________________________________________________

 4.   НАЗОВИ.

 СЕРИЯ 7

1.   НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.

С:  сад, коляска, глобус  _________________________________  

Сь: василек, такси   _____________________________________  

3: замок, Незнайка  _____________________________________  

Зь: земляника, обезьяна _________________________________  

Ц: цапля, кольцо, индеец   ________________________________  

Ш: шашки, ошейник, карандаш  __________________________  

Ж: жираф, жук, лыжи

Щ: щука, щенок, плащ __________________________________  

Ч: чайник, печенье, мяч   _________________________________  

Л: лампа, волк, стол  ____________________________________  

Ль: лимон, плита, соль   __________________________________  

Р: рак, марки, мухомор __________________________________  

Рь: река, пряники, фонарь  _______________________________  

И: лейка, яблоко, еж, крылья   _____________________________  

К: куртка, скрипка, шкаф   ________________________________  

Г:  грядка,  виноград   ____________________________________  

X: хлеб, сухарь   ________________________________________  

2.  ПОВТОРИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

У Зины зонт.  __________________________________________  

У сома усы.  ___________________________________________  

Кузнец кует цепь.  ______________________________________  

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.   ___________________  

У ежа ежата.   __________________________________________  

Дятел долбит ель.  ______________________________________  

К нам во двор забрался крот.   _____________________________  

Майя и Юра поют.  _____________________________________  

СЕРИЯ 8

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания  ____________________________  ______

надувание щек   _________________________________________  

наморщивание _________________________________________  

нахмуривание  _________________________________________  

Строение артикуляционного аппарата:

губы  __________________________________________________  

зубы  __________________________________________________  

прикус   _______________________________________________

язык __________________________________________________

уздечка  _______________________________________________

твердое и мягкое небо ___________________________________

Движения артикуляционного аппарата: раз-

двинуть углы губ выдвинуть губы вперед

округлить губы ________________________________________  

высунуть язык на нижнюю губу высу-

нуть язык на верхнюю губу

пощелкать язычком  ____________________________________  

«часики»  ______________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте  ________________

«улыбка»  —  «трубочка»  ________________________________

«трубочка»  —  «улыбка»  _______________________________  

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание

ыка на верхнюю губу  ____________________________________  

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание

ыка на нижнюю губу  ____________________________________  

«улыбка»  _____________________________________________  

«показать язычок киске»  ________________________________  

Гласные: а, и, у, о, ы  ____________________________________  

Йотированные: я, ю, е, ё   _________________________________  

Согласные: м, п, б  _______________________________________

т, д, в  __________________________________________________

в, ф   ___________________________________________________  

С,   СЬ,   3,   ЗЬ    ________________________________________________________

ц, ш, ж, ч, щ  ____________________________________________

л, ль, р, ръ   _____________________________________________

Заключение:  ____________________________________________

Рекомендации:   __________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

 

 

Примерная структура занятий.

Занятие «Звук и буква В»

Цель: Закреплять правильное произношение звука в; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки.

Материал: касса букв, фасоль, фишки синего и зеленого цветов.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Повтори, не ошибись». Педагог произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: ва – во – ву; ву – вы – ва – во и т.д.

Основная часть

Характеристика звука в

- Какой согласный повторяется во всех слогах? (Звук в.)

Характеристика звука (при произнесении звука в верхние зубы прижимаются к нижней губе).

Характеристика буквы В

Педагог загадывает детям загадки:

Девочка Алена

Держит трубку телефона.

Трубка телефона –

Буква …(В) огромная.

                        В. Степанов      

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки.

                         Г. Виеру  

- Найдите букву В в кассе букв.

- На какие предметы похожа буква В? (На трубку телефона, крендель, очки…)

- Из каких элементов состоит буква В?

- Нарисуйте в воздухе букву В, выложите ее из фасоли.

Игра «Синий – зеленый»

        На полу стоят синие и зеленые кегли. Педагог называет слова, в которых есть звук в или вь. Если в слове твердый звук, дети должны подбежать к синей кегли, если мягкий – к зеленой.

Слов: веник, вата, ковер, свисток, свечка, совок и т.д.

Игра «Живые звуки»

Три ребенка выходят к доске. Педагог на ушко говорит им звуки. Дети поочереди произносят эти звуки, а остальные должны «прочитать» получившееся слово (например, слово вам).

Звуко – буквенный анализ и синтез слова вам

- Назовите первый звук в слове вам? Как он называется?(Согласный) Почему

- Какой буквой обозначается этот звук? Найдите эту букву в кассе букв.

- Назовите второй звук. Как он называется? Почему?

- Положите букву, обозначающую звук а справа от буквы В.

- Назовите третий звук в слове вам. Как он называется? Почему?

- Положите букву, обозначающую звук м  справа от буквы А.

- Сколько всего звуков в слове вам?

- Сколько всего букв в слове вам?

Игра «Четвертый лишний»

Педагог называет цепочки слов. Дети должны определить, какое слово в них лишнее, и объяснить почему.  (ворона, воробей, голубь, сова; синица, воробей, клест, снегирь; ворона, воробей, вертишейка, сова)

Итог занятия

Занятие «Звуки П – Б»

Цель:  Правильное произношение и различение звуков П – Б; закрепление употребления предлогов под, из-под; закрепление понятий звонкий – глухой согласный; упражнять в звуко – слоговом анализе слов; закреплять словообразование слов путем сложения основ.

Материал: предметные картинки (павлин, панама, пеликан, петух, пальто, паук, попугай, липа, пень, плитка, подкова, бант, батон, ботинки, автобус, альбом, бублики, буквы, бумага, бусы, соболь), сюжетные картинки на предлоги под, из – под, фишки для составления схем.

Ход занятия

  1. Орг. Момент (припоминание картинок, слов на П,Б).
  2. Знакомство с темой – отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков П – Б.
  3. Различение звуков П – Б:
  1. Па, ба, бу, пы, бы, пу, по, бо, бэ…,
  2. Папоротник, бабушка, барабан, пуговица, сапоги, парашют, работа, барометр, бархат, портрет, пароход, барабанщик…,

  1. Игра «Наоборот» - преобразование слогов, слов:

ба-ба-ба         па-па-па

бо-бо-бо

бу-бу-бу

бы-бы-бы

бэ-бэ-бэ  

пой бой

пух  

пас  

пот  

пыль  

папа  

папка бабка

панты  

падать  

путь  

(почка)  

(пашня)

  1. Деление слов на слоги – игра «Телеграф», выделение ударного слога
  2. Воспроизведение слоговых рядов:

ба-па-па

ба-ба-па

ба-па-ба

па-па-ба

па-ба-ба

па-ба-па и т.д.

  1. Правописание сомнительных согласных в конце слова:

дуб – дубы

зуб – зубы

суп – супы

боб – бобы

потоп – потопы

куб – кубы

туп – тупы

топ – топать

сноп – снопы

хлюп – хлюпать

всхлип – всхлипывать

цып - цыпочки

  1. Физкультминутка
  2. Подбор слов к схемам
  3. Закрепление употребления предлогов под, из – под:
  1. Составление предложений по сюжетным картинкам;
  2. Припоминание предметных картинок;
  3. Составление предложений с предлогами под, из – под по предметным картинкам.

  1.  Итог (произношение, сопоставление звуков. Припоминание картинок

Перспективный план работы логопедического кружка «Веселый язычок»

«Наша группа не простая,

наша группа речевая,

колокольчики звенят,

разговаривать велят».

Недели

Звуки, буквы

Звуко-слоговой анализ

Грамматический строй

Связная речь

Сентябрь:

Диагностика речевого развития детей, собеседование с родителями, укомплектование списочного состава кружка

                                                                    Октябрь

I

  С

Н

 Определение места звука в слове. Деление слов на слоги

Деление слов на слоги.  Места звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова сани.

 Составление предложений с данным словом. Множественное число сущ-х

Предлоги НА, С. Словообразование сложных слов

Рассказ по сюжетной картинке «Соня и собака!

Рассказ по сюжетной картинке «Листопад» 

III

З

Б

 Звуко – слоговой анализ слов зубы, козы, зима, зонт, Зина. Схемы слов.

Звуко – слоговой анализ, схемы слов бант, бинт. Ударение.

Предлоги за, из-за. Согласование прилагательных с существительными (зеленый, -ая,  -ое, зимний, -яя,-ее..). 

Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных –ок, -ек, -ик.

Рассматривание картинки «Транспорт на нашей улице»

Ноябрь

I

В

 Д

Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов квас, звон, звук, буква

  Звуко – слоговой анализ слов типа домик, судак, дымок, бидон

Распространение предложений. Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.  Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.  

Рассказ по сюжетной картинке «Зима»

 

III

Г

 Л

Звуко-слоговой анализ слов голуби, бумага. Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова.

 

Звуко – слоговой анализ и схемы слов стол, стул, слон, волк, белка, волки

Подбор предметов к признакам. Согласование прилагательных с сущ-ми в роде, числе, падеже. Глаголы единственного числа прошедшего времени. Образование родственных слов

Рассказ «Гуси»

Рассказы Л.Н. Толстого «Хотела галка пить», «Белка и волк»

Декабрь

I

Ш

 Р

Преобразование  слов (мышка – мишка). Составление схем, чтение,

Самостоятельное составление схем слов.

Упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание слов печатание.

Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу. Правописание ши

Составление предложений по картинкам, деление слова. Родственные слова (ворона, воробей, рак, тигр). Образование отглагольных прилагательных.

Сказка К.Д.Ушинского «Бишка». Придумывание сказки по аналогии

Сказка Л.Н. Толстого «Ворона и рак». Серия сюжетных картин «Кормушка для птиц»

 III

Ж

Ц

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко – слоговой структуры.

Составление схем слов со стечением согласных. Чтение и печатание слов и предложений.

Приставочные  глаголы. Предложения с однородными членами. Родственные слова. Спряжение глагола бежать.

Правописание жи, ши.

Словообразование существительных среднего рода с умньшительно - ласкательными суффиксами –ец-, -иц-,-ц-.

Составление предложений с данным словом

 Придумывание сказки по аналогии. Рассказ К.Д.Ушинского «Рыжик».

Описательный рассказ «Букетик фиалок»

Январь

I

КАНИКУЛЫ

Рассматривание сюжетной картинки «Зимние развлечения»

III

Ч

Щ

Составление схем слов со стечением согласных.

Упражнения с разрезной азбукой.

Чтение и печатание слов и предложений.

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение.

Схема предложения

Уменьшительно – ласкательные суффиксы существительных.

Словообразование отчеств мужского рода.

Приставочные глаголы (от бежать)

Словообразование притяжательных прилагательных.

Правописание ча, чу

Словообразование существительных мужского и женского рода с суффиксами   -щик, -щиц- (профессии).  Увеличительно - пренебрежительный суффикс –ищ-. Действительные причастия настоящего времени. Правописание ща, щу

Коллективное придумывание сказки «Где мой домик?»

Рассказ «В роще». Придумывание сказки «Как козочка и волк разговаривали». С.Баруздин «Кто построил этот дом»?

Февраль

I

С-З

П-Б

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные.

Сомнительные согласные на конце слова (таз, воз, нос)

Предлоги под, из-под

Рассказ «Дорога в детский сад»

III

Т-Д

Т’-Д’

Звонкие и глухие согласные

Упражнения с разрезной азбукой. Звуко – слоговой анализ слов диван, сатин

Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям. Правописание сомнительных согласных в конце слова

Косвенные падежи существительных (детеныши животных). Глаголы надеть, одеть, надевать, одевать. Приставочные глаголы (ходить)

Рассказ по серии сюжетных картин «Синичка»

Март

I

Г-К

Э

Е

Ё

Звуко – слоговой анализ. Схемы слов утюги, книга, кофта. Чтение и печатание слов по следам анализа.

Звуко – слоговой анализ слов эта, этот, эти, дети, ветка. Чтение и печатание предложений. Ударение

Косвенные падежи количественных числительных (один, два, пять) с существительными. Предлоги под, из-под, за, из-за. Правописание сомнительных согласных

Образование прилагательных. Согласование с существительными. Большая буква в начале предложения

Рассказ «В библиотеке»

Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе»

III

Ш-С

Р-Л

Преобразование  слов (миска – мышка). Составление схем слов по индивидуальным картинкам

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко – слоговой структуры

Словообразование существительных (лиц по их занятиям). Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных -ушк, -юшк, -ышк-. Сложноподчиненные предложения

Относительные прилагательные. Отглагольные прилагательные. Страдательные причастия прошедшего времени (образование, употребление, согласование)

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака – санитар»

Апрель

I

Ж-З

Ж -Ш

Схема предложения. Чтение, печатание предложений.

Слова сложной звуко – слоговой структуры.

Ударение

Предлоги за, из-за, из-под, между, через. Родственные слова.

Сомнительные согласные в конце слова.

Правописание жи, ши

Рассказ В.Бианки «Купание медвежат»

III

  С-Ц

Ч-Т’

Чтение, печатание. Ударение

Словообразование сущ-х ж.р., обозначающих лиц по их занятиям и качествам, с суф.-ми –иц-, -ниц-.

Глагол хотеть. Приставочные глаголы движения (от лететь). Родственные слова (грач). Сложноподчиненные предложения. Притяжательные прилагательные

Рассказ «Грачи». Стихи о весне Ф.Тютчева, В.Жуковского…

Май

I

В-Ф

Щ - С’

Й

Звонкие и глухие согласные

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение.

Схема предложения

Сложноподчиненные предложения. Большая буква. Сомнительные согласные в конце слова.

Степени сравнения прилагательных и наречий. Образование отглагольных существительных

Рассказ Чарушина  «Волчишко»

Описательные рассказы: «Щука», «Карась»

III

Щ-Ч – С’ – Т’

Ш – Щ 

Упражнения с разрезной азбукой.

Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения

Составление вопросов к прослушанному тексту. Синонимы. Страдательные причастия прошедшего времени, отглагольные существительные. Сложноподчиненные предложения

Рассказ «Смелая ласточка». Рассказ И.С. Тургенева «Воробей»

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Письмо - сложный вид психической деятельности....

Коррекция недостатков при фонетическом нарушении речи у старших дошкольников

Основными функциями речи является коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»

Будет полезна учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "Театральный логочас"

Программа составлена с целью коррекции и развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами театральной деятельности...

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...