Ритмическая пластика как эффективное средство укрепления физического и психического здоровья ребенка
опыты и эксперименты на тему

Ниязова Ирина Викторовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_ritmoplast.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР-ДС № 44 «Золотой ключик»

Выступление на педагогическом совете

Тема: Ритмическая пластика как эффективное средство укрепления физического и психического здоровья ребенка.

Составил: музыкальный руководитель Ниязова И.В.

Г. Нижневартовск, 2008

Ритмическая пластика как эффективное средство укрепления физического и психического здоровья ребенка.

"Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что  есть в жизни -  это свободное движение под музыку.

                                                         И научиться этому можно у ребенка".

А. И. Буренина

  Ритмическая пластика - технология, в основе которой музыкальное движение, направленное на  целостное развитие  личности  детей в возрасте 3-9 лет.

    Музыкально-ритмические   движения   являются   синтетическим видом деятельности и развивают музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.  Основная   направленность   программы   "Ритмическая пластика" - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. 

  Одним  из  основоположников  ритмической пластики является швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз (1865-1950). Он разработал свою систему музкально-ритмического воспитания детей,  основанную  на  идее  синтеза  музыки  и  движения. Заслуга Ж. Далькроза прежде  всего в том, что он  видел  в  музыкально-ритмических упражнениях   универсальное   средство   развития   у   детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движения и творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем  "мышечного чувства", что способствует "более живой и успешной работе мозга". При  этом  Далькроз  считал, что сам  процесс занятия  должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены".

  Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей (Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман и др.) легли в основу системы занятий по ритмической пластике.

  Целью  данной  программы  является:  развитие  ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

  Программа  "Ритмическая  пластика"  нацелена  на  общее, гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться  в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей  их воспитания (например, коррекционных).

  Содержание   программы,   практический  материал  могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей - не только способных  и  одаренных  в музыкальном и двигательном  отношениях, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести  чувство уверенности в своих силах.

  Учитывая цели данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

I.  Развитие музыкальности. 

II. Развитие двигательных качеств и умений.

III. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения под музыку.

IV. Развитие и тренировка психических процессов.

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

   Программный материал «Ритмической пластики»  выстроен по принципу от простого к сложному и разделен на 3 уровня сложности с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности детей. Так, например, материал 1-го уровня сложности предназначен для занятий с детьми 3-4 лет.

   

Методика организации педагогического процесса.

  В процессе работы педагог сталкивается с проблемой выбора методов  и форм развития ребенка, обеспечения  максимально комфортных условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. Для успешного решения данных проблем необходимо соблюдение следующих условий:

1. Использование интенсивных методов обучения - выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор  материала,  позволяющий  решать  большой  круг разнообразных задач развития ребенка.

2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.

3. Выбор оптимальной системы занятий.

4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.

  Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

* дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;

* процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - 2-3 занятия;

* дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.

  Однако, такой результат достигается не сразу, так как требует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования форм и методов работы с детьми.

 Использование музыкально-ритмических композиций

в различных формах организации педагогического процесса.

     

  Программный материал (музыкально-ритмические композиции) очень разнообразен  по  направленности,  стилю,  сложности  и интенсивности движений, что позволяет использовать его в любых формах  организации  работы  с  детьми.  Музыкально-ритмические композиции  используются  не  только  на  музыкальных  и физкультурных занятиях, но и  на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, репертуар "Ритмической пластики" позволяет каждому педагогу определять место его использования  и  в соответствии  с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми. Такой подход дает возможность использовать данный материал не только  как средство развития  музыкальных  и  двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, творческого воображения, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса.

  На основе репертуара "Ритмической пластики" можно проводить утреннюю  зарядку  или  бодрящую  гимнастику.  Пользуясь предложенной фонограммой, можно достаточно точно рассчитать время занятия движениями, их интенсивность, а значит и нагрузку. Приведем несколько примеров.

  Так, в бодрящей гимнастике нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подобрать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойными по темпу. С этой целью рекомендуются такие композиции, как "Птички и Ворона",  "Пастушка", "Упражнение с цветами", "Разноцветная игра" и др. Наиболее  оптимально  использовать  их  в  сочетании  с закаливающими процедурами.

  На утреннней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.

Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет.

1. "Едем к бабушке в деревню" - образно-игровая композиция, включающая ходьбу, пружинные, имитационные движения.

2. "Белочка" - игровая композиция (имитационные движения, махи, "пружинки").

3. "Разноцветная игра" - игровая композиция с перестроениями (парами - в свободном положении, в общем кругу), включающая ходьбу, имитационные движения, "пружинки".

  На физкультурных занятиях ритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также  как игры.

  Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмических композиций  аналогично  комплексу  для  утренней зарядки, только на занятии  могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания.

   Особенностью программы "Ритмическая пластика" является то, что предложенные музыкально-ритмические композиции включают всевозможные телодвижения: из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики, физкультуры, доступные детям дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому "Ритмическая пластика"  может использоваться как подготовительный этап в процессе дальнейшего музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает "настроить инструмент" (тело), научить его слышать музыку и выражать  свое  "видение"  музыкального  произведения  в пластической импровизации.    

  Опыт использования данной программы показал, что реализация системы "Ритмическая пластика" способствует укреплению физического и психического здоровья ребенка, содействует гармоничному развитию тела и духа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»

«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического   здоровья ребенка»у детей дошкольного возраста...

Эффективность работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей

В соответствии с ФГОС, одной из главных задач является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольника.Актуальность  проблемы сохранение и укрепление физического и психиче...

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка в оздоровительно - развивающем центре для детей дошкольного возраста «Мир детства» г. Благовещенск.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование привычки здорового образа жизни на сегодняшний день является приоритетным направлением  всего общества, поскольку...

Эффективные формы, инновационные подходы и новые технологии при организации работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Нетрадиционное рисование как средство укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста

На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у детей развиваются творческие способности.  Рисуя, ребенок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их, свобо...