Роль народной песни в познании культурного наследия русских народных традиций
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Куликова Инна Михайловна

выступление на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на метод объединении

Тема: «Роль народной песни в познании культурного наследия русских народных традиций».

Подготовил: музыкальный руководитель

МАДОУ ДСКВ № 37

Инна Михайловна Куликова

г. Нижневартовск

Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной  и вокальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации.  Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами.

Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются  отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию. Это все равно, что заставлять первоклассника решать задачи по высшей математике. Бывает, что непонимание такого многостороннего и многопланового явления, как музыка, сохраняется на протяжении всей жизни. То ли не повезло с хорошим педагогом, то ли не был сформирован интерес, но все освоение необъятного мира музыки сводится к слушанию магнитофонных кассет с записями последних шлягеров. Происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.

Мы полагаем, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы. Это не догма, не стереотипизация определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционными корням феномен.

Понятие «народное творчество» охватывает богатые и разнообразные по своему образному и идейно-эмоциональному содержанию поэтические и музыкальные произведения устной традиции, созданные и исполняемые трудовым народом. К области музыкального народного творчества относятся различные виды народного искусства, связанные с напевным интонированием, с песенным началом: песни, эпические сказы, причитанья, трудовые припевки, частушки и др., а также разнообразные инструментальные наигрыши, исполняемые на народных инструментах.

В устной традиции народная песня живет по-настоящему творческой жизнью. Это сказывается и в постоянном появлении новых песен и новых песенных жанров, правдиво воплощающих современность, а также в заметном обогащении на протяжении веков выразительных средств, как словесного поэтического языка песни, так и ее мелодического склада.  

Народная песня – это живое, непосредственное, никогда не иссякающее творчество широких народных масс, непрерывно развивающаяся высокая художественная  культура. «Русский народ отличается от всех других музыкальных народов особенным достоянием, составляющим залог нашего великого музыкального будущего, - утверждал Г. Ларош, - Достояние это – народные песни. Хотя не собранные еще в один полный и хорошо составленный кодекс… русские песни, однакож, в настоящее время уже признаны, как род музыки самостоятельный и своеобразный». О том же неоднократно писал и Чайковский: «Русская песня по своему оригинальному строю, по особенностям своих мелодических очертаний, по самобытностям своего ритма по большой части случаев не укладывающегося в установленные тактовые деления, - представляет для просвещенного и талантливого музыканта драгоценнейший материал. Им пользовались и черпали из него обильную струю вдохновения все наши композиторы: Глинка, Даргомыжский, Серов, А. Рубинштейн, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусорский».

Русская народная песня – голос создавшего ее великого народа – одно из самых ярких проявлений общественного сознания, идеологии миллионных масс трудящихся в их творческой деятельности. Идейная значительность, глубина и высокая этическая направленность русского народного песне-творчества, непревзойденная красота и благородство его поэтических и музыкальных образов свидетельствуют о богатстве духовной культуры русского трудового народа, о его большой художественной одаренности.

Изложенные выше факты определили  направление и тематику моей работы: «Роль народной песни в познании культурного наследия русских народных традиций».

В устной традиции народная песня живет по-настоящему творческой жизнью. Это сказывается и в постоянном появлении новых песен и новых песенных жанров, правдиво воплощающих современность, а также в заметном обогащении на протяжении веков выразительных средств, как словесного поэтического языка песни, так и ее мелодического склада.  

Изучение русской народной песни в его историческом развитии начинается с песенных жанров древнейшего происхождения – с так называемых песен годового земледельческого круга и старейших семейно- бытовых и обрядовых песен.

Посещение концерта моего преподавателя  О.В. Рассохацкой вдохновило меня на создание кружка по фольклорному вокальному пению.

Цель моей работы состоит в  воспитании ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к народному фольклору.

Задачи:  

1. Формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие    образы народной культуры;

 2. Развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности;

 3. Развивать музыкальный слух;

 4. Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной  культуры;

         5. Формировать целостное восприятие народной культуры.

 

Мудрость и простота, ограничено сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим, забота о младших – заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом.

Большое внимание в   работе   отводится  непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песенных образцов, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа. По началу детей знакомлю с народным календарем - по месяцам (в этом мне помогает наш воспитатель Н.С. Репанова которая ведет театральный кружок). Совместно с театральным кружком мы проводим «Осенины», «Капустник»,  «Рябинки», «Кузьминки». Осень заканчиваем посиделками, святочным весельем «Рождеством» - колядование и ряженье. «Масленица» - проводы зимы, встреча весны, прилет птиц  - «Сороки», «Пасха», «Иван Купала».

Например, осенью детей знакомлю с песнями о труде: «Во кузнице», «Дуня-тонкопряха», «Прялица», «Серпы золотые», «Грибы», «Восенушка-осень», «Осень, осень». Обыгрывая трудовой процесс, дети испытывают удовольствие и одновременно получают представление о смысле и содержании труда осенью.

Колыбельные песни – школа жизни для ребенка, содержащая информационный и эмоциональный потенциал. Детям даю сведения о колыбели (зыбке), ее устройстве и месте в доме, раскрываю тематику колыбельной песни, рассказываю о доброте материнских рук, т.е. показать выразительность колыбельных песен. В колыбельных ребенку желают удачи и преуспевания: «Будешь в золоте ходить, парчеву шубу носить», заговаривают от всех скорбей, от всех напастей: «от лома-ломища, от зла-человища» и т.д. заканчивается тем, что ребята на следующее занятие приносят каждый свою колыбельную песню и у нас проходит негласный конкурс колыбельных песен.

Обращаю внимание детей на виды фольклорных жанров песен: лирические, плясовые, шуточные и игровые.

Весной мы возвращаемся к освоению малых фольклорных жанров: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т.д.

   В работе с детьми старшего дошкольного возраста серьезное внимание уделяю детскому пению, подразумевающему выработку певческих навыков (светлый, «полетный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция). Важное внимание уделяю выработке точного интонирования и речевого посыла звука (народная манера пения). Основной принцип: «Поем, как говорим», - звонко, естественно, без напряжения. Для этого полезно произносить нараспев (звонко) отдельные слоги: ай- ай-ай, ой- ой- ой, эй- эй- эй; ай- А-а-а-ай-да, ой-О-о-о-ой-да, эй-Э-э-э-эй-да, или разочарованно, радостно – имена детей: Саша? Даша! Сережа, Ваня.

Для развития песенного творчества детей необходимо овладения детьми навыками пения. С этой целью важно включать специальные упражнения – попевки, доступные

 Специфика народно-песенного исполнительства подразумевает овладение навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

Таким образом обучающие возможности фольклора огромны. Поэтому народное творчество должно стать основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет - "Колыбельная песенка".-"Козлик и дудочка".-"Как у...

Проектная деятельность «Народное искусство и культурное наследие русского народа».

Данный проект эффективен в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей дошкольного возраста л...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"

laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...

ПРОЕКТ "Год народного искусства и нематериального культурного наследия наров России» Тема: «Книга русских народных сказок"

Актуальность проекта: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...