Конспект занятия "Дикие животные зимой" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вараксина Валентина Александровна

Занятие "Дикие животные"  способствует формированию представления у детей о жизни диких животных зимой: внешний вид, повадки, образ жизни. Формирует умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, развивает логическое мышление, интерес к знаниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей  группе

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»

Воспитатель высшей категории Вараксина Валентина Александровна

Задачи:

1.Способствовать освоению детьми представлений о жизни диких животных

Зимой: внешний вид, повадки, образ жизни.

2.Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

3.Развивать логическое мышление, интерес к знаниям, умение высказывать свое мнение, выслушивать ответы сверстников, отвечать на вопросы воспитателя.

4. Закрепить знания детей детям  о том, как живут дикие животные зимой. 5. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к ним.
 

Предварительная работа:

- фильмы о диких животных
- беседы о диких  животных;

      - чтение художественной литературы о животных;

      - д/и «Четвертый лишний».

     - отгадывание загадок о животных.


Материалы:

1. Иллюстрации « Зимний лес».

2. Иллюстрации «Дикие животные».

3. Стихи о зиме.

4. П.И.Чайковский «Зима»

5.Фотографии «Следы зверей».

6. Загадки о диких животных

7. Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».

Ход занятия:

Воспитатель. « Белый снег пушистый в воздухе кружится,

 И на землю тихо падает, ложится.

.И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело...»

Мы говорили о том, как меняется природа зимой, но и животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними происходят перемены.

А вот какие – это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес.

(звучит  П.И.Чайковский «Зима»)

(Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»).

Воспитатель. Много историй записывают на снегу своими лапками и хвостами звери и птицы. Каждый зверек имеет свой почерк.

( показ картинок, фотографий « Следы на снегу»)

Воспитатель. Давайте попробуем разобраться, где, чьи следы.

(дети находят следы зайца)

Ответы детей. Это следы зайца. У него спереди удлиненные отпечатки задних лап, сзади круглые ямочки от передних лап. Заяц прыгает, выставляя вперед задние ноги, а спереди передние.

(дети определяют, в какую, сторону бежал заяц).

Воспитатель. А вот еще чьи-то следы. Давайте все пройдем по следу и посмотрим,  куда он приведет.

(Дети с воспитателем идут по следам, выложенным на полу. Подходят к дереву с дуплом.  Из дупла видна записка)

«Ребята, отгадайте загадку». «Зверька узнаешь быстро ты по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом». «Кто я?»

Ответы детей. Белочка.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему белочка зимой меняет цвет шубки?

Ответы детей. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов: ястреба, куницы.  Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых веток и стволов серая шубка менее заметна, чем, если бы была рыжей.

Воспитатель. А что еще вы можете рассказать о белке.

Ответы детей. Шубка белки становится более теплой, а в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Ее дупло подготовлено для зимы: еще осенью белка натаскала в дупло опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Ответы детей. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, а еще и припасы, которыми она будет питаться зимой. Летом и осенью она собирает орешки и желуди.  Сушит грибы.  И все это она хранит в специальных кладовочках : в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так, что голодать белочке зимой не приходиться.

Воспитатель. А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Ответы детей. Заяц. Летом он был серым, а зимой становится белым. Причем белеет его шубка постепенно: сначала белеет хвост, потом лапки, спинка и бока.

Воспитатель. Шубка, у зайца какая?

Ответы детей. Белая, пушистая, мягкая.

Воспитатель. Повторяем все со мной.

(дети вместе с воспитателем проговаривают  скороговорку).

«Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была».

Воспитатель. А зачем зайцу белая шубка?

Ответы детей. Спасаться от врагов.

Воспитатель. А что еще помогает зайцу спасаться от врагов?

Ответы детей. Его быстрые ноги. Задние лапы у зайца сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от врагов.

Воспитатель. А какой заяц?

Ответы детей. Трусливый, пугливый.

Воспитатель. А у зайца есть дом?

Ответы детей. У него нет отдельной норки. Зимним днем он спит в снежной ямке, или зарывается в сугроб, а ночью выходит еду добывать, обгладывая кору упавших деревьев.

Воспитатель. Назовите зайца ласково.

(Игра «Назови ласково»)

Ответы детей ( Зайка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчик)

Физкультминутка «Зайки»

( Дети выполняют движения по тексту).

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться,  разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
.

Воспитатель. У зайца много врагов. Вот один из них.

(Воспитатель загадывает загадку).

«Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней».

Ответы детей. Лиса.

Воспитатель. Лиса,  какая? 

Ответы детей. Лиса рыжая, хитрая, ловкая, пушистая…

Воспитатель. Лиса тоже к зиме готовится: на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Как в валенках ходит лиса.

Воспитатель. « Кто зимой холодной,

                          Бродит злой, голодный?»

Ответы детей. Волк.

Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о волке?

Ответы детей. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят волки днем, а ночью охотятся.

Воспитатель. Как вы думаете, а почему лисе и волку не нужно менять зимой цвет шубки? (Высказывание детей.)

Воспитатель. Следов, каких животных мы не встретим в зимнем лесу?

Ответы детей. Следов ежа, медведя мы не найдем.

Воспитатель. А почему?

Ответы детей. Они впадают в спячку.

Пальчиковая игра

Спят зимой барсук и ёжик,

Медведь зимой спит тоже,

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних, теплых дней.

(Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих в спячку).

Воспитатель. А делают они запасы на зиму?

Ответы детей. Поэтому и  припасов на зиму не делают, заботятся только о теплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой, Медведь  спит в берлоге. Осенью они стараются наесться посытнее, чтобы всю  зиму проспать спокойно.

« Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Пробуждается от сна».

Воспитатель. А сейчас мы поиграем.

(проводится игра с картинками «Четвертый лишний»)

- Медведь, волк, лиса, заяц.

- Волк, лиса, еж, заяц

- Волк, лиса, лось, олененок.

- Кошка, медведь, заяц, белка..

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие  в зимний лес.

Я предлагаю вам дать цветную оценку нашему занятию. Выберите фишку.

Красная фишка – занятие понравилось, и было интересно.

Желтая фишка -  не все понравилось.

Синяя фишка -  занятие не понравилось вовсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)

Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация»)   Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные. Звук "С".

Занятие для воспитанников старшей группы, с нарушением речи. Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: «Домашние животные» .

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: «Домашние животные» с использованием современной образовательной технологии: мнемотехника . Образовательная область «Коммуникация»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Домашние животные" в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с окружающим " Домашние животные". На занятии дети закрепляют знания о домашних животных : особ...

Конспект интегрированной НОД в старшей группе. "Дикие животные наших лесов".

Конспект интегрированной НОД в старшей группе."Дикие животные наших лесов".Цели:1.     Учить детей рисовать в технике песочной живописи;2.     Закрепить знание ...