Выступление на родительском собрании "Игрушки ваших детей"
материал (старшая группа) на тему

Гусарова Олеся Олеговна

Мнение психологов и педагогов о современных игрушках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst.na_rod.sobr_.igrushki_vashih_detey.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Орла

г. Орел, ул. М. Горького, 54                                                                                          Факс 41-65-08

Тел. 41-65-08                                                                                адрес  электронной  почты:

                                                                                                                      NSHDS-05@mail.ru

Выступление на родительском собрании №1 старшей группы «А» «Игрушки ваших детей» 

7.10.2015г.  

Подготовила:

Гусарова О.О.,

педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория

г. Орел -2015 г.

В преддверии дня рождения, многих праздников родители задумываются о подарках для своих детей. Конечно, лучший подарок для ребенка – это игрушка. На полках и обычных, и специализированных магазинов игрушек множество – на любой вкус и кошелек, как отечественных, так и импортных. К сожалению, последние часто вызывают удивление, а то и страх даже у взрослых. И понятна обеспокоенность родителей тем, что монстры и чудовища, инфернальные герои, да и просто уроды в мире игрушек уже не редкие гости, а хозяева и правят балом. А психологи давно бьют тревогу, ведь подобные игрушки негативно влияют на психическое состояние детей.

Психологи сошлись в том, что все игрушки, которые поступают в детские сады, должны проходить определенную проверку на психологическое восприятие их детьми. Мы должны знать, как та или иная игрушка будет влиять на формирование личности, характера, потому что ребенок как губка впитывает всё хорошее и плохое. Поэтому здесь важно не ошибиться. Игрушки должны настраивать детей на добрые эмоции, чтобы формировалась полноценная личность. Они очень сильно влияют на внутренний мир ребенка, потому что дети очень восприимчивы и беззащитны. Если игрушки сделаны с любовью и с учетом детской психологии, то они окажут хорошее влияние на ребенка. Такие игрушки научат малыша терпению, ответственности, последовательности, научат серьезно относиться к серьезным вещам, разовьют интерес к творческой деятельности. Если игрушка выглядит агрессивно и направлена на то, чтобы создавать какие-то конфликтные ситуации во время игры, то детская беззащитность оказывается под ударом, ребеночек сам становится агрессивным, глядя на страшные рожи кукол и их угрожающие фигуры.
             Сейчас большинство игрушек – это герои мультфильмов. Здесь основная проблема вот в чем: дети погрузились в этот искусственный мир экрана, а затем играют в то, что увидели. Конечно, игрушки закладывают в душу ребенка модель поведения. И очень даже можно проследить, как изменилось внутреннее состояние целого поколения, как стали непрочными семьи, исчезли взаимопонимание, терпение, чистые сердечные отношения, – это совершалось попутно новой киноиндустрии, новым мультфильмам и новым игрушкам. Заметьте, у многих героев мультиков нового поколения отсутствуют душевность, скромность и целомудрие. Они демонстрируют раскованность, подчас жестокость. Какие выходки допускает маленькая героиня в современном мультфильме «Маша и медведь»? Это же издевательство, оно становится моделью поведения. Кто будет потом терпеть такую Машу в реальной жизни?
           Всё это вторгается и в мир игрушек. Мы уже перестаем воспринимать ненормальность таких фантастических порождений, как, например, человек-паук. Роботы и конструкторы даже своим внешним видом устрашают и отталкивают. Монстры вторглись в жизнь наших детей. Многие игрушки женского пола потеряли женственность, приближаются к мужскому типажу либо же подчеркивают сексуальность, которая никак не подходит для маленьких деток. В общем, идет деформация детской психики.
         В отделах игрушек сегодня огромный ассортимент из серии игрушек Littlest Pet Shop для детей младшего возраста. Продавцы называют их головастиками, а по сути это те же монстры в облике маленьких лебедей, улиточек, сов и т. д. и т. п. «Головастики» – потому что у них голова размером с туловище. Но почему такие, с позволения сказать, игрушки должны олицетворять для детей прекрасный мир животных? Они же все уродцы! Таких животных не бывает!

Что такое кукла для девочки? Этот вопрос только на первый взгляд кажется простым. С обывательской точки зрения – развлечение, пустяк, способ занять себя на время игрой. С точки зрения детской психологии кукла – это целая область детского мира. Кукла – это ребенок, которого девочка «усыновляет» и о котором заботится. Кукла – это подружка, с которой можно общаться самым доверительным образом. Для взрослого человека кукла – это предмет, «всего лишь кукла», а для ребенка она – живая.

       Итак, давайте взглянем на это с точки зрения детской психологии.

 Может показаться странным, что современные девочки просят купить им куклу-монстра. Но именно это сейчас происходит во многих магазинах: девочки просят, нет, многие даже требуют, со слезами и скандалами, чтобы мама купила им кукол серии «Monsters High». И мамы уступают. Более того, производители, почуяв жирную наживу, стали выпускать огромное количество атрибутики с изображениями этих кукол: одежду, школьные принадлежности: ручки, тетради, ранцы, пеналы; аксессуары для кукол-монстров: домики, мебель, гробики, дневнички; журналы, мультфильмы… И это еще далеко не полный список. Наверное, не найдется девочки 5–8 лет, которая не знала бы об этих «куклах». Что ж, давайте представим себе, как такие куклы влияют на психику ребенка.

1) Кукла – это отражение меня. Девочка отождествляет себя с куклой, подражает ей, хочет быть похожей на нее. Не даром «Барби-мания» в свое время эхом отозвалась среди подростков, вызвав вспышку неврозов по поводу своей фигуры. Ребенок любит куклу, какой бы она ни была. Для него это прежде всего любимая игрушка. Девочка нежна со своей куклой и говорит: «Я хочу быть как она». А теперь представьте, какой образец для себя выбирают девочки, играющие с куклами «Monsters High»: зомби, скелет, вампир, оборотень, морское чудовище, девочка-робот, у которой сквозь горло продет винт, привидение, гибрид человека и животного, мумия, а дальше – хуже, целая линейка немыслимых сочетаний этих уродцев между собой. Что самое неприятное, подобное представление о кукле полностью переносится на собственное «Я». Меняется «образ Я». Девочка начинает вполне серьезно считать себя мертвой «ожившей» девочкой, оборотнем или вампиром (а эти образы в последнее время усиленно навязываются нам как очень романтичные). То есть внутренне ваша дочь уже считает себя мертвой или агрессивной, подобно оборотням. Это может отразиться и на отношениях со сверстниками: поссорившись, девочка-«оборотень» может целенаправленно покусать своего обидчика, ведь оборотни так и поступают.

Вы когда-нибудь видели, как дети играют в «мертвых»? Для ребенка игра – это как бы «орган» восприятия и усвоения всего нового. Всё, что ребенку по-настоящему интересно, он пропускает через игру. Поэтому не удивляйтесь, если ваша маленькая любительница кукол «Monsters High» начнет мастерить себе из коробок или стульев гробик и лежать там. Могу вас заверить: ваши нервы весьма ощутимо вздрогнут.

         А теперь представьте, что удовольствие от игры в памяти ребенка сольется с содержанием игры. Это означает, что в памяти вашей дочери прочно засядет ощущение: «быть мертвым – это интересно, это весело». Подобного рода информация может всплыть из памяти в любой момент. Если ребенок запомнил, что с удовольствием играл в смерть и это было не страшно и забавно, то, возможно, когда он столкнется с серьезными жизненными проблемами, самым естественным выходом для него станет суицид. Куклы-мертвецы отнимают у ребенка естественный страх смерти, ощущение границы, перед которой нужно остановиться.

        Итак, вывод первый: куклы-монстры закладывают в психику ребенка возможность суицида и беспечное отношение к смертельно опасным ситуациям. Когда и как это ружье «выстрелит», никому не ведомо.

          На это накладываем манеру персонажей «Monsters High» украшать себя: раскрашенные яркими полосами волосы или волосы неестественно розового, красного, фиолетового цвета, размалеванные лица, подчеркнуто кричащий макияж, пирсинг, множество сережек, навешенных на уши, огромное количество броских аксессуаров, татуировки на руках, лице и по всему телу, микро-юбочки, сетчатые колготочки, обтянутые округлости на груди, высоченные каблуки, одежда и прочие вещи в стиле самых дешевых проституток, густо усыпанные стразами. Помните? Моя кукла – это я. Вот что ваша дочь усвоит как эталон красоты. 

        Отсюда делаем второй вывод: куклы «Monsters High» приучают наших девочек к вульгарщине с самого маленького возраста, заранее настраивают их на демонстрацию своей сексуальности. Чем это чревато, думаю, объяснять не надо.

2) Кукла – это отражение меня, а значит, и тех возможностей, которыми я обладаю. У куклы есть ноги – она умеет «ходить», у меня есть ноги – я тоже могу ходить; у куклы есть глаза, чтобы видеть, – и у меня есть глаза, чтобы видеть. Через куклу у ребенка формируется представление о собственном теле. Не даром ведь после того, как ребенок научится показывать «глазки-ротик-носик-ушко» на себе, а потом на родных, его учат узнавать эти же части тела на кукле. Уподобление ребенку усиливается тем, что куклы «Monsters High» парадоксальным образом совмещают в себе детские черты лица и подростковую фигуру. Обратите внимание: у них, как у маленького ребенка, маленький подбородок, огромные лоб и глаза. Так ребенку внушается, что эта кукла – беззащитный ребенок, ребенок – как и он сам. Что кукла – его собственное отражение. Это же подчеркивается тем, что все персонажи «Monsters High» являются чьими-то детьми – морского чудовища, оборотня, графа Дракулы и т.д. Моя кукла – это я. А если у куклы клыки? Значит, она может кусать. Следовательно, и я обладаю такой возможностью. Идем далее. Что еще есть у кукол-монстров? Кошачьи когти, уши и хвосты, рога, шрамы, грубые швы, торчащие из тела болты, голые черепа, паутина на теле, татуировки… Представьте себе: ваш ребенок постепенно впитывает в себя ощущение, что и он должен так выглядеть. Приглядитесь внимательнее: у этих кукол кожа мертво-серого, фиолетового и черного цвета, зеленого и голубого, коричневого, ярко-красного… Ваша дочь в какой-то момент сама себя спросит: как я могу стать еще более похожей на мою любимую куколку? Интересно, какой выход найдет живое воображение ребенка из этой ситуации? Мне трудно и жутко это себе представить.

Когти, клыки и рога – это символы агрессии, это возможность причинять вред тем, кто мне не нравится. Значит, я обладаю такой возможностью – делает незаметный вывод бессознательная часть личности вашего ребенка. И не удивляйтесь, если с появлением кукол «Monsters High» ваш ребенок станет агрессивным. Он всего лишь копирует своих любимцев.

       Вывод номер три: куклы «Monsters High» воспитывают в детях агрессию и ощущение «я имею на это право». Закладываются не самые лучшие черты личности: вспыльчивость, злобность, мстительность, дерзость. Кого мы вырастим из этих детей? 

         И пока ребенок играет с куклами «Monsters High», никакие самые мудрые и опытные педагоги своими беседами ничего сделать не смогут. Потому что для ребенка кукла, по сравнению с педагогом, оказывается на первом месте. Кукла воспитывает ребенка в достаточно большой степени, и поэтому ответственность взрослых – правильно выбирать кукол для своих детей.

        И здесь же вывод номер четыре: шрамы, уродливые швы, татуировки, пирсинг –  всё это усваивается ребенком через куклу как норма, как образец красоты. Ваша девочка, достигнув подросткового возраста, может начать «украшать» себя подобным способом.

3) Моя кукла – это мой внутренний мир. Ребенок проецирует на куклу свои интересы, заботы, особенности поведения, симпатии и антипатии. Но кукла тоже задает свои рамки. Так, например, невозможно куклу-младенца «сделать» двоечником или задавакой, но можно усвоить ей капризность и непослушность. Кукла – это возможность ребенка безнаказанно проявить то, что взрослыми не одобряется. Однако производители кукол «Monsters High» уже создали определенные образы поведения для каждой куклы. Теперь уже не ребенок является творцом их внутреннего мира, а сама кукла диктует ребенку, каким он должен стать: дерзким, подлым, наглым, мстительным, сквернословящим…

Вы включаете ребенку мультики «Monsters High» и не видите в этом ничего плохого? Отлично, послушайте, как они говорят: постоянно употребление слов «жутко», «смертельно», «монстрово» в сочетании со словами «красиво», «стильно» и «модно». Ваша девочка усвоит, что атрибутика смерти – это очень модно и стильно.

            Отсюда еще один важный вывод: вручая ребенку куклу «Monsters High», мы заранее готовим его к депрессивному мировоззрению, стремлению к смерти, антикультуре и восприятию злобы как проявления силы и самодостаточности. Если я злой, то я победитель – вот логика этого мира.

4) Кукла – это живой мир вокруг меня. Почему куклы для девочек, как правило, изображаются в виде младенцев? Да потому что это естественная ситуация: девочка обычно растет рядом с мамой. Для нее нормально видеть маленьких братиков и сестренок. Она и сама когда-нибудь станет мамой. Кукла-малыш закладывает ростки любви и нежности к собственным детям в будущем. Такая кукла учит девочку быть женственной, терпеливой, любящей, заботливой. А теперь представьте, что ваша дочь «удочерила» вурдалака или скелетик, заворачивает его в тряпочки, нянчит, кормит с ложечки… Не правда ли, жуткая картина? А ведь для девочки нет разницы, как выглядит кукла, ее игры будут примерно одинаковыми. Для нее нормально готовиться к материнству. Если игрушечный ребенок уже «мертв», то не заложится ли в памяти девочки равнодушное отношение к смерти младенца на будущее?

           Мир вокруг меня – это еще и те взрослые, кого я вижу. Изначально кукла была создана как прототип человека, и именно так она воспринимается ребенком. Образ куклы-монстра и образ человека в сознании ребенка сливаются, формируется новое представление. Там, в памяти ребенка, вы и другие взрослые начнете уподобляться монстрам. И этому есть реальные подтверждения: однажды две девочки принесли в группу кукол «Monsters High», изображающих полулюдей-полукошек. Они играли с ними достаточно долгое время. А потом вся группа села рисовать портрет пап. Эти две девочки нарисовали своим папам зеленые глаза и вертикальные зрачки. То есть представление о реальном мире в сознании ребенка искажается, он видит не то, что есть на самом деле, а фантомы, созданные этими куклами. Как можно говорить после этого об адекватности представлений, которые формируются у ребенка?

           И это тоже вывод: куклы «Monsters High» формируют у детей неадекватные представления о мире людей.

         А теперь представьте себе пятилетнюю девочку, которая заворачивает в одеяльце куклу с чертами хищной кошки и говорит: «Это моя доченька». Как после этого вы сможете ей объяснить, что в мире нет таких существ? Ну, а уж если девочка их видит и знает, что они есть, то это самая настоящая беда, потому что люди не должны соприкасаться с миром демонов. Если девочка уже уверилась, что мир вокруг нее состоит из людей и монстров, и свои симпатии отдала монстрам – как она будет относиться к людям и строить свои отношения с ними? Представьте себе свою маленькую беззащитную девочку, к которой за дружеским общением прилетают самые настоящие, реальные монстры. Вам не страшно за нее? 

          Следующий вывод: куклы-монстры создают у ребенка впечатление о том, что мир наполнен реальными монстрами, которые не вызывают у ребенка страха. С духовной точки зрения – это прямая симпатия демонам, бесам и стремление подружиться с ними. С точки зрения психологии, происходит перенос на отношения с людьми: если человек раз за разом совершает преступления или просто безнравственные поступки, но вызывает у меня симпатию – значит, он хороший. Не важно, кто этот человек и чему он меня научит, – важно, что я к нему чувствую. А ведь в подростковом возрасте на такого «друга» напороться проще всего.

5) Кукла – это живое существо, которому можно доверять. Представьте себе, как ночью ваша маленькая девочка, уже в сонном состоянии, что-то шепчет на синее ушко, унизанное гроздью серег-колец. Доверчиво обнимает это зеленокожее существо и засыпает. Память ребенка оживает и начинает перебирать впечатления от прожитого дня. Это зеленокожее, клыкастое, покрытое пятнами крови или уже давно умершее существо снится вашей малышке. Это днем она воспринимает куклу как доброго товарища. Но когда сознание спит, просыпаются архетипы прошлого. Всё, что нашими предками было усвоено как страшное, таким и становится. Представьте, как эти монстрики мелькают в сновидениях ребенка. Что-то он запоминает и потом боится заснуть. В возрасте 6 лет у всех детей подходит период экзистенциальных страхов, то есть таких, которые связаны с вопросами смысла жизни и смерти. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает смерть, если не сталкивается с ней раньше. Он вдруг понимает, что любимая мама когда-нибудь умрет. И начинает задавать пугающие вопросы: мама, а ты умрешь? А папа? А бабушка? А я? Это необходимый этап взросления, когда смерть входит в жизненный опыт ребенка, и этот опыт говорит о том, что когда-то все люди исчезают из этого мира. Ребенку страшно. Он пугается того, что когда-то останется один, что его покинут люди, которых он любит. Это формирует определенные черты личности: внимательность к близким, желание не расстраивать их, желание показывать им свою любовь – и, если так можно выразиться, некоторую серьезность и ответственность за свое поведение. В этом возрасте особенно сильно могут проявляться страхи смерти, темноты и чудовищ в темноте.

          У детей младшего и дошкольного возраста психическое и физиологическое здоровье еще очень тесно связаны. То, что пугает ребенка, может «вылезти» через заболевания внутренних органов. И не говорите себе: «Я же вижу, что моего ребенка это не пугает, он выглядит веселым и с удовольствием играет этими куклами», – потому что мы не знаем, как проявляют себя длительно действующие страхи у ребенка. Да, мгновенный испуг вы легко опознаете. Но постоянный, фоновый страх, который не опознается самим ребенком и отравляет ему психику, вы ни за что не распознаете. А когда поймете взаимосвязь – может быть уже поздно. В психику ребенка глубоко «впаиваются» склонность к неврозу и появлению фобий в будущем.

          Соответственно, следующий вывод: куклы «Monsters High» закладывают в психику ребенка уродливо искривленные ростки будущей личности, нарушения, которые, возможно всю оставшуюся жизнь будут мешать ему жить.

Наконец, давайте скажем о самом главном: куклы «Monsters High» – это парадокс современного общества, новая линия нашего развития, которую можно обозначить как «доброе зло». То есть с виду урод и монстр, а на самом деле – «добрый внутри». Для многих мам это становится камнем преткновения. Они говорят: «Но они же добрые, они же дружат там, в мультике, помогают друг другу». В результате у ребенка полностью теряются ориентиры. Посмотрите наши мультфильмы советских времен, почитайте русские народные сказки и обратите внимание: все антигерои выглядят отталкивающе и ведут себя не лучшим образом. Так ребенку задается четкая и понятная ассоциация: «Вот как выглядит зло». Вырастая, он, конечно, узнает, что зло может выглядеть очень приятно. (Впрочем, во многих сказках эта идея описана. Так, злая колдунья может превратиться в красивую девушку или приятную старушку.) Но изначальный этап для ребенка должен быть именно таким, потому что его мышление – наглядное.

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен иметь четкую визуальную опору, облегчающую понимание, где зло, а где – добро. Монстры не должны быть добрыми. Потому что само понятие монстра подразумевает мир злобы. А тут у ребенка в голове происходит столкновение этих двух границ: монстр-то добрый! Вспоминаем, что у детей линейная логика – стало быть, то, что красиво, может быть злым? Попробуйте после этого показать ему наши старые добрые мультики. Вы можете столкнуться с протестом. Ребенок уже выбрал для себя, что для него «доброе», и другого «добра» ему не надо. Ему и с монстрами хорошо. В конце концов невозможность определить для себя понятия «хорошо» и «плохо», «доброе» и «злое» приводит к тому, что ребенок вообще отказывается от этих понятий. Самым простым и естественным для него критерием становится: «А мне нравится». Если монстры мне нравятся – они хорошие, вот логика ребенка 5–8 лет. Далее по аналогии. Всё, что мне нравится, – хорошее. Всё, что мне не нравится, – плохое.

          Итак, последний вывод: во внутреннем мире ребенка граница между страшным и приятным, добрым и злым, плохим и хорошим исчезает. Ребенок перестает понимать разницу между «хорошо» и «плохо», он протестует против оценочных категорий. Отныне для него «хорошо» всё, что лично ему нравится.

          Сегодня для детей имеются прекрасные игрушки, которые позволяют развивать внимание, творческие способности, логику. В наше время мир не стоит на месте, совершенствуются и игрушки. Появились электрические и радиоуправляемые модели, развивающие интерес ребенка к технике, науке, творчеству. Только они должны быть приспособлены к детским особенностям: быть прочными, похожими на настоящие, разнообразными и, что очень важно, доступными, то есть недорогими. Есть традиционные куклы, коляски, которые так важны для девочек, маленькая техника, развивающие конструкторы для мальчиков. В магазинах есть много заготовок для детского творчества – лепки, рисования. Это ведь всё можно выстраивать в виде игры. Надо быть внимательными к своим детям, и тогда жизнь семьи приобретет совершенно новый характер, доставит радость как детям, так в конечном итоге и их родителям.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании «Учим детей общению»

Наверное,  все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых - помочь ребенку раз...

Выступление на родительском собрании "Адаптация детей к детскому саду"

Поступления малыша в детский сад- это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно....

Выступление на родительском собрании:"Адаптация детей к ДОУ."

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста — это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению.  Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило,...

Выступление на родительском собрании «Приобщение детей к чтению книг в семье» Старший дошкольный возраст.

Помочь   родителям осознать ценность детскогго чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников....

Выступление на родительском собрании "Подготовка детей к школе. Рекомендации родителям ".

Предоставлен материал как подготовить воспитанников к школьному обучению....