Интерактивный семинар по игре
методическая разработка на тему

Пронина Татьяна Михайловна

Краткое содержание семинара, проводимого с педагогами по теме "Создание условий для организации игровой деятельности в условияз введения ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_igre.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка»

Интерактивный семинар

«Создание условий для организации

игровой деятельности

в условиях внедрения ФГОС ДО»

п. Советский

2014 год

Интерактивный семинар

Создание условий для организации игровой деятельности

в условиях внедрения ФГОС ДО

Цель семинара: повысить уровень информированности педагогов по организации игровой деятельности соответственно ФГОС ДО

ПРОВЕДЕНИЕ  СЕМИНАРА

Ознакомление с темой и целью семинара, регламентом работы

Цель: дать общую информацию о семинаре, познакомить участников с целью и задачами семинара, регламентом работы.

Ожидаемый результат:

  • расширение и уточнение понятийного аппарата;
  • углубление знаний по содержанию ФГОС.

ХОД СЕМИНАРА

Определение ожиданий участников по методике «Песочные часы»

Цель: определить ожидания участников семинара.

Оборудование: ватман с нарисованными песочными часами, ручки, желтые стикеры в форме кружочка.

 Ведущий раздает каждому участнику по кружочку, который символизирует песчинку и  предлагает  написать свои ожидания от участия в семинаре. После этого каждый участник зачитывает свои ожидания и наклеивает их в верхней части песочных часов

Ожидания могут быть следующими:

  • получить новую информацию;
  • узнать об опыте коллег;
  • углубить знания ФГОС, программы «От рождения до школы»;
  • удостовериться, что я на правильном пути.

Разминка.

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется», - эти слова Генри Форда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку.

Конкурс «Цепочка».

  • Назовите фамилии педагогов и психологов, работающих по проблеме игровой деятельности дошкольников.

Л.В.Артемова, Н.А.Бондаренко, А.П.Бурова, З.М.Богуславская, Т.И.Осокина, Е.И.Удальцова, Н.А.Бойченко, М.А. Васильева, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Е.С.Вильчковский, Т.М. Бабунова, Г.В.Воробей,  А.И. Матусик, В.Я. Воронова, З.В. Власова, В.А. Гелло, Л.П. Бочкарева, О.К. Васильева,  Д.В. Менджерицкая, Т.А. Маркова,  и др.

  • Вспомните высказывания педагогов и психологов об игре как виде деятельности.

А.П. Усова: «В игре ребёнок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо».

Е.А. Аркин: «Игра и игрушка – это и есть то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена».

        Д.Б. Эльконин: «Игра – дитя труда. Но не всякого, а более или менее сложного, требующего подготовки, тренировки». (Игра по своему содержанию восходит к труду взрослых.)

        А.В. Запорожец: «Игра даёт возможность воссоздать в активной  наглядно – действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребёнка».

        Н.К. Крупская: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение. Игра для них – труд, учёба, серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материалов, пространственных отношений… изучает растения, животных».

        А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, что и у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

        В.А. Сухомлинский: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Мозговой штурм «Кто знает, тот отвечает: Игра в жизни детей».

Цель: расширить и уточнить теоретические знания присутствующих по игровой деятельности дошкольников.

Что такое игра?

Игра – это:

  • ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста;
  • активная форма познания окружающей действительности в период детства, в игре ребенок удовлетворяет свои познавательные, социальные, моральные и эстетические потребности;
  • конкретное проявление индивидуальной и коллективной игровой деятельности, имеющей конкретно-исторический, многовидовой, креативный и многофункциональный характер;
  • системная, многокомпонентная деятельность, обусловленная потребностью ребенка в познании и стремлении к переменам и направленная на их удовлетворение;

Игровая деятельность – это динамическая система взаимодействия ребенка с окружающим, в процессе которого происходит познание, усвоение культурно-исторического опыта и формирование детской личности.

Почему люди играют?

Люди играют для того, чтобы выиграть. Птицы готовят свои крылья к полету. Они «играют» ресурсами  и благодаря этому выигрывают качество будущего полета. Также действуют животные, упражняясь в подвижности, игривости, готовности к защите, подаче звуковых сигналов, таким образом, дают волю игре собственных возможностей.

Аналогично действует и человек, «разыгрывая» себя эмоционально, стимулируя свои способности, стараясь занять соответствующее стартовое место перед прыжком в новое.

Люди настроены выигрывать. И даже при фактическом проигрыше, игрок получает преимущество в том, что познает реальные границы собственной компетентности, определяет слабые места в своем развитии, недостатки в воспитании или перенимает положительный игровой опыт. А это уже является выигрышем.

Игра обеспечивает радостное самочувствие, здоровья, долголетие, дает возможность быть удовлетворенным жизнью, установить положительные взаимоотношения, снять психологическую нагрузку и компенсировать потери жизненной энергии.

Из чего состоит игра:

  • идея и сюжет игры – игра имеет четкую цель, которая и обуславливает содержание игры;
  • игровые роли и функции – это роли, которые игроки принимают на себя самостоятельно благодаря правилам игры;
  • игровые действия и операции – это способ реализации игровой цели, заданий и ролей;
  • способы достижения игровой цели – тактильные контакты. Предметы (игровой реквизит) – реальные, условные, частично условные;
  • выигрыш – результат, наполненный радостью.

 Какие качества развиваются в игре?

Самостоятельность, активность, инициативность, целенаправленность и другие.

    

Упражнение «Подбор игр на выполнение заданий пяти линий развития».

Цель: активизировать знания педагогами игр, направленных на выполнение заданий всех семи линий развития.

Оборудование: «чудесная шкатулка», геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб) по количеству участников.

Ведущий предлагает участникам разбиться на подгруппы методом «геометрические фигуры» в зависимости от цвета геометрической фигуры.

Ведущий предлагает каждой подгруппе выбрать одну из линий развития дошкольника - и занять место за соответствующим столом. Каждая подгруппа, пользуясь ФГОС, должна подобрать различные виды игр, которые можно отнести к определенной линии развития. После завершения работы группы по очереди представляют свои наработки.

Например:

Линия «физическое развитие»:

Дидактическая игра «Найди картинку» - обратить внимание детей на регулярное выполнение правил личной гигиены.

Подвижная игра «Сова» - развивать умение бегать, прыгать и руководить своими эмоциями.

Игра-драмматизация «Колосок» - совершенствовать навыки владения жестами и имитационными движениями.

Упражнение «Анализ и сравнение».

Цель: проанализировать особенности организации и проведения различных видов игр.

Оборудование: геометрические фигуры, таблица, маркер, таблички с названием вида игр.

Ведущий предлагает участникам объединиться в пять подгрупп методом «геометрические фигуры» в зависимости от формы геометрических фигур, занять столы, обозначенные соответствующим знаком. Работая в группе, определяют особенности организации и приемы руководства своим разделом игровой деятельности, затем, написав на бумаге, вставляют в готовую таблицу объяснив остальным педагогам подобранные приемы.

игры

организация

руководство

Сюжетно-ролевые игры

-наличие у детей необходимых знаний, переживаний и впечатлений у детей

- доброжелательные взаимоотношения между детьми

-наличие достаточного количества необходимых игрушек, предметов

-специальные занятия

-подсказка темы игры

-игра воспитателя вместе с детьми

-наводящие вопросы

-напоминание о предыдущих играх

-изготовление игрушек непосредственно во время игры

-регулировка детских взаимоотношений

- помощь в разрешении конфликтов

-поддержка удачной инициативы ребенка и помощь в ее реализации

Дидактические игры

-подобрать соответствующий дидактический материал (игрушки, картинки, различные предметы)

-определить содержание игры и игровые задания

-оформить игровой замысел, предусмотреть игровые действия, т.е. сделать игру игрой, а не занятием

-четко продумать правила

-объединение сообщения правил с показом игровых действий, т.н. «пробный шаг»

- принять участие в игре

- следить за выполнением правил детьми

- учет индивидуальных особенностей детей

-направлять игру ненавязчиво

- создание условий для проявления самостоятельности

Подвижные игры

- подбирать игры в соответствии с:

-сезоном

-количественным и качественным составом группы

-их физическим состоянием

-уровнем двигательной активности

-определять какие именно качества  хотят развить или закрепить в игре

-заинтересовать игрой (вопросы, загадки)

-учитывать характер игры

-чем меньше дети, тем больше участия в игре принимает воспитатель

-не вводить в игру правила, которые заставляют детей проигрывать специально

-не вводить в игру правила, которые заставляют детей проигрывать специально

-следить за тем, чтобы все дети были равномерно заняты (может пропасть интерес и ребенок не получит достаточной физической нагрузки)

-следить, чтобы дети не переутомлялись

Строительно-конструктивные игры

-накопление впечатлений о постройках (экскурсии, целевые прогулки)

-рассматривание строительных сооружений

-изучение последовательности строительства

-подбор специальных игрушек

-сооружение построек самим воспитателем, совместно с детьми, детьми самостоятельно

-предварительное изготовление необходимых предметов

-демонстрация приемов сооружения построек и игр с ними

- вопросы, о том, что будут строить

-советы, как и где это лучше сделать

-совместная игра педагога с детьми с использование сюжетных игрушек как мотива строительства

 

Подведение итогов семинара.

Упражнение «Чемодан, мясорубка, корзина».

Цель: подтолкнуть участников семинара к осмыслению всего услышанного во время семинара.

Ведущий предлагает всем участникам мысленно вспомнить все то, о чем сегодня говорилось на семинаре, и  «разложить» этот на три группы:

  • все важное, новое, интересное – в «чемодан умений и знаний», которым владеет каждый педагог;
  • все, что нуждается в осмыслении, проработке, требует поисков способов применения на практике в -  «мясорубку»;
  • все, что лишнее, не нужно ни детям, ни педагогу – в «мусорную корзину».

Ведущий сообщает, что семинар подошел к своему логическому завершению и предлагает поставить «эмоциональную точку».

Релаксация. Чтение притчи «Все в твоих руках».

Жил когда-то один мудрец, который все знал. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в руках бабочку, он спросил: «скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее задавлю. Скажет мертвая – выпущу».

Мудрец подумал и сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Ведущий подводит итог о практической пользе от семинара: все в руках воспитателей – от них самих зависит, как они воспользуются приобретенными знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание интерактивной музыкально-дидактической игры в программе Power Point, представление презентации по данной теме и готовый творческий продукт игра "Звездочка"

Дорогие коллеги! Я хочу поделиться с вами опытом создания интерактивной музыкально-дидактической игры и собственным творческим продуктом - музыкально-дидактической игрой "Звездочка", которая напр...

Семинар-практикум «Играем в подвижные игры»

семинар- практикум для педагогов...

Интерактивный семинар для воспитателей "Что такое лэпбук?"

ознакомление педагогов с новым видом совместной деятельности, изготовление тематического лэпбука....

Мастер-класс «Куклы-поскакушки, игрушки-забавы» для участников интерактивного семинара педагогов Поволжского округа.

Задачи:Познакомить с разнообразием кукол, изготовленных своими руками и их использование в различных видах совместной деятельности, на занятиях, в режимных моментах;Рассказать об особенностях  из...

Игра для интерактивной доски "Монгольская игра"

Я хочу представить вашему вниманию авторскую разработку сделанную на основе головоломки «Монгольская игра", ипользуя интерактивную доску.Эта игра предназначена для детей старшего дошкольног...

Интерактивный семинар- практикум по теме: «Повышение эффективности психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Психологическое здоровье  предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства. У каждого взрослого свое п...

КОНСПЕКТ Интерактивной музыкально- дидактической игры « Угадай, на чем играю» Для детей 3- 5 лет.

Дидактическая задача: Формировать умение различать тембры различных музыкальных инструментов:  барабана, металлофона, гармошки, бубна, ложек,  колокольчика.Игровая задача: Запоминать звучани...