Методические разработки.
методическая разработка на тему

Беседина Анастасия Раингольдовна

Педагогика раннего детства


«От пятилетнего ребенка до меня — только шаг,
от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние!»      (Л. Н. Толстой)     

Изучение психологических закономерностей развития личности и разных видов деятельности базируется:

v идеях культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского.

v  теории периодизации психического развития Даниила Борисовича Эльконина.

 концепции генезиса общения    Майи Ивановны Лисиной

Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ

•      Педагогическое взаимодействие в современных исследованиях (определение)

•      Структура педагогического взаимодействия

•      Характеристики педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие как условие воспитания и развития ребенка в группе ДОУ)

•      Диагностика педагогического взаимодействия

 

«Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» (В.А.Сухомлинский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогика раннего детства


«От пятилетнего ребенка до меня — только шаг,
от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние!»      
(Л. Н. Толстой)     

Изучение психологических закономерностей развития личности и разных видов деятельности базируется:

  • идеях культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского.
  •  теории периодизации психического развития Даниила Борисовича Эльконина.
  •  концепции генезиса общения    Майи Ивановны Лисиной. 

Первый год жизни для малыша — один из самых насыщенных и сложных

Младенчество.

Физиологические изменения:

  • Увеличение роста и веса ребенка, изменение пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма увеличивается сердце.
  • Дыхательная система становится более совершенной (увеличивается ее объем), совершенствуются органы пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу).
  • Постепенно укрепляется иммунная система растет сопротивляемость к различным заболеваниям, инфекциям, неблагоприятным условиям среды)

Развитие памяти:

  • Эмоциональная
  •  Моторная
  •  Образная
  •  Вербальная

 Ведущий вид деятельности:

Непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или

ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).

Объект этой деятельности — другой человек.

Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта.

Специфика общения взрослого с ребенком раннего возраста

  • физиологического комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.),
  • затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное общение («эмоционально положительный комплекс»);
  • затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Речь ребенок осваивает как любую деятельность в определенной последовательности.

Важные приобретения первого года жизни:

  • Первые слова (овладение речевой деятельностью).
  • Хватание и манипулятивная деятельность (овладение предметной деятельностью).
  • Ходьба

Овладение речевой деятельностью

  • До одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки.
  • В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э.
  • К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением.
  • Затем, в 2–4 месяца, возникает гукание, а в 4–6 месяцев – гуление, повторение простых слогов.
  • В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации.
  • С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику.
  • В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10–20 слов, произносимых взрослыми.
  • Общение со взрослым в раннем возрасте характеризуется высокой степенью эмоциональности, и повышенной чувствительностью ребенка к речевым звукам, исходящим от взрослого.
  • Одновременно происходит формирование избирательной чувствительности к характеристикам речевых звуков – фонематический слух.
  •  Развитие фонематического слуха и интереса к речи взрослых являются основными предпосылками возникновения у ребенка в конце первого года жизни пассивной речи или понимания речи окружающих.

Овладение предметной деятельностью:

Хватание - это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка.

Неспецифические манипулятивные действия с предметами (сосет погремушку (как и любой предмет попавший в руки), постукивает им, размахивает и т.п.

Специфические манипулятивные действия с предметами, т.е. малыш начинает активно замечать и использовать особенности предметов, их простейшие свойства и соотношения. Ребенок активно манипулирует с предметами находящимися в зоне доступности.

    Экспериментируя с предметами (с помощью неспецифических и специфических манипуляций) ребенок  извлекает множество информации об объектах, учится устанавливать связи между ними.

     Одним из важных условий развития исследовательского поведения является общение со взрослым, который организует стимулирующую развитие предметную среду.

Освоение ходьбы:

Освоение ходьбы (так же как и освоение речи) представляет собой особый вид деятельности.

Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса хождения. Постоянные добровольные упражнения в ходьбе доставляют ребенку радость от чувства овладения телом. Это чувство придает уверенность, положительно влияет на его самочувствие.      

Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы:

 во-первых, расширение пространства ребенка,

 во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

С началом самостоятельного передвижения в жизни ребенка наступает новый период.

Малышу становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги. Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др.

Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер.

Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Несмотря на то, что в течение первого года жизни  ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни (Д.Б.Эльконин).

Кризис первого года жизни

Кризис — неотъемлемая часть нормального физического и психического развития ребенка, это своеобразный итог, переход на следующий этап развития. В конце первого года жизни малышу предстоит распрощаться с периодом младенчества и вступить в период раннего детства, который продлится до трех лет. 

Основные характеристики  кризиса первого года жизни.

  •  Потребность в расширении границ.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, капризы, бурное выражение эмоций.
  • Гипертрофированная привязанность к маме.
  • Непослушание и упрямство

Второй год жизни ребенка

«Все хорошее в жизни происходит от удивления»       Сократ

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым: меняется социальная ситуация, возникает совместная деятельность ребенка и взрослого, и эта деятельность  становится предметной.

Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так:

«РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ»

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом в раннем возрасте:

  • с предметом могут выполняться любые действия;
  • предмет употребляется только по назначению;
  • свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Предметная деятельность на втором году жизни

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, собирание матрешки, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы.

Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого, что приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Сначала он пытается действовать предметом - орудием как продолжением руки. Такие действия называются «ручными». 

Развитие речи  на втором году жизни ребенка

Второй год жизни ребенка - период повышенной восприимчивости к речи окружающих.

Темп развития речи у детей разный: одни начинают говорить раньше, другие позднее.

При этом   скорость  овладения  словом зависит от внимания взрослых, которые окружают малыша, и от индивидуальных особенностей ребенка.

В этот период слово тесно связано с действием.

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста

  1. Пассивная речь в развитии опережает активную.
  2. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.
  3. На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой. Появляются первые предложения.
  4. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.
  5. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.
  6. Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.
  7. Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

Третий год жизни ребенка

«Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!»   Януш Корчак

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Особенности предметной деятельности

Ребенку уже не так интересны собственные манипуляции с предметами, ребенку  обязательно нужно находиться на одном уровне с любимым взрослым.

Его не столько интересуют предметы, с которыми действует взрослый, сколько действия взрослого. Он готов к сотрудничеству!

Знакомство с многообразием  предметного  мира

представления о форме предметов

представления о величине

количественные представления

Детское экспериментирование

В процессе исследования и экспериментирования развивается:

     любознательность,

расширяются его представления об окружающем мире,

ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:

активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

 быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

с интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами;

подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Особенности предметной деятельности

целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности.

  • деятельность ребенка младше двух лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет для него какого-либо самостоятельного значения.
  • К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Для того чтобы помочь ребенку действовать целенаправленно, необходимо выделить в его сознании представление о конечном результате действия.

Развитие речи

Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Появление игровых действий

К концу 3 года жизни появляется Игра.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Для возникновения и развития игры необходимо обогащать жизненный опыт малышей. Именно он ложится в основу сюжетных игр.

Развитие   образа     Я

Развитие представлений о собственных физических возможностях и способностях

Способность влиять на поведение других людей

Развитие умения описывать свое поведение

Проявление чувства собственности

Способность ребенка понимать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать его чувствам

Развитие конкретной самооценки

Кризис трех лет

    Негативизм

Упрямство

Строптивость

Своеволие

Целевые ориентиры образования в младенческом и

раннем возрасте (к 3-м годам):

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.).

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте (к 3-м годам):

  • Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать

    различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

«Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования как  к   родителю, так   и к педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: они должны хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность  малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития"

(Л.С. Выгодский). 

Педагогическое обеспечение процесса адаптации ребенка в ДОУ.

Педагогические условия развития ребенка раннего возраста в ДОУ:

Требования к педагогу

Особенности педагогического взаимодействия с детьми

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Адаптационный период - этап привыкания детей к условиям ДОУ.

Изменения в жизни ребенка:

  • отсутствие родителей,
  • необходимость приспособиться к новым условиям (которые существенно отличаются от тех, к которым он привык в семье): присутствие большого количества детей (потребность в общении со сверстниками м.б. еще не сформирована, а в группе детям предстоит контактировать друг с другом);
  • новый, четкий режим дня,
  • новое помещение.

Защитная реакция:

  • плач,
  • отказ от еды,
  • отказ от сна,
  • отказ от общения с окружающими.

Задачи взаимодействия с родителями в период адаптации

  • Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
  • Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка. 
  • Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. 
  • Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Формы взаимодействия

  • родительские собрания;
  • беседы;
  • анкетирование;
  • совместные праздники;
  • выставки;
  • папки-передвижки;
  • консультации;
  • присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
  • укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.

Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад (по И.В.Лапиной):
1-й шаг- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-ой шаг - приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3-ий шаг- ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;
5-ый шаг – ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6-ой шаг – ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители ;
7-ой шаг – ребёнок остается один на целый день.

Требования к личности педагога

  • Любовь к детям. Искренность, позитивное принятие ребенка, эмпатия, эмоциональность.
  • Обладание позитивными человеческими качествами.
  • Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей.

Необходимые умения

  • Организовывать ведущие в раннем возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая  развитие детей;
  • Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • Высокий профессионализм и компетентность. Это не только знание возрастных особенностей, но и способность строить индивидуальный маршрут развития ребенка с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.
  • Реализовывать педагогические методики физического, познавательного  и  личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
  • Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего возраста.
  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего возраста;
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем детстве;
  • Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем возрасте;
  • Знать основы теории физического, познавательного  и  личностного развития детей раннего возраста. Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей.
  • Следить за изменениями в культуре для детей.

Предметно-развивающая пространственная среда

 в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

  • обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей;
  • развитие потребности в движениях;
  • сенсорное развитие.

Развитие предметной деятельности и сенсорных способностей

Разнообразие видов деятельности

Музыкальный уголок

Спортивный уголок

Методики и технологии работы с детьми раннего возраста:

  1. Методика Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому»
  • Создала педагогическую систему, которая состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель.
  • В центре всей системы стоит ребенок.
  • Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
  • В этой среде ребенок упражняет свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте.
  • Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.
  • Монтессори — материал привлекает ребенка тем, что соответствует его естественным желаниям в том или ином возрасте. Монтессори заметила, например, что малыши 2-3 лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом стремлении, развивающих моторику малыша, его мышление (это рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, другие материалы).
  • Весь Монтессори — материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать ребенку на его ошибки, тем самым у ребенка не ущемляется чувство собственного достоинства, он уверен в своих силах.
  1. Методика Глена Домана

В отличие от Монтессори, Глен Доман рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира.

  • С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого.
  • По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников.

  1. Развивающие игры Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, родители семерых детей из подмосковного города Болшева, создатели принципиально новую систему воспитания и оздоровления детей в семье.

  • Ими открыто и описано явление "НУВЕРС" — "Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей".
  • Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы.
  • Автор называет свои игры "ступеньками творчества".
  • Необходимым условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с ними.
  •  Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы "избавиться" от ребенка на некоторое время. Это игры для совместного времяпрепровождения.

  1. Методика овладения чтением, письмом и счетом Николая Александровича Зайцева

Его многочисленные пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это, прежде всего, игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Это не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).

Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам.

«Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание».             Л.Н.Толстой

Контрольные вопросы:

1. Выберите из вариантов один или несколько действий ребенка, которые являются орудийными:

1) набирает кашу ложкой и подносит ко рту;

2) стучит расческой по столу;

3) погружает совочек в песок, поднимает его вверх и высыпает песок обратно;

4) соединяет две части матрешки;

5) катает карандаши по столу.

        

2. Назовите основные симптомы поведения ребенка в период кризиса 3 лет.

3. Продолжите фразу: «Период раннего возраста является сенситивным периодом для…»

4. Определите ведущий вид деятельности ребенка в период:

  1) младенчества_____________________________

  2) раннего детства___________________________

5. К какому периоду раннего возраста относится начало игры с использованием предметов-заместителей? 

Литература

  1. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии» Издательство: "Феникс" (2008)
  2. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» Детство-Пресс 2013 г.
  3. Комплексные занятия. Первая младшая группа. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград: Учитель 2012
  4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования под редакцией Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой. Москва Обруч, 2010 г.
  5. Лепка с детьми раннего возраста (1-3). Е.А. Янушко «Мозаика-Синтез» 2005 г.
  6. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. Линка-пресс. 2005 г.
  7.  Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя д/с. Зворыгина Е.В. Просвещение 1988 г.
  8.  Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. Смирнова Л.Н. Мозаика-Синтез 2006 г.
  9. Развивающие игры для малышей. Галашов А.С. АСТ-ПРЕСС Книга. Москва 2006 г. 8. Экологическое окно в д/с. Методические рекомендации В.М. Корнилова. Москва. Творческий центр. 2008 г.
  10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя под редакцией Новосёловой. Москва Просвещение 1985 г.
  11. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. 1992 г.
  12. Утренняя гимнастика в д/с. Упражнения для детей 2-3 лет. Харченко Т.Е. Мозаика- Синтез 2011 г.
  13. Самые маленькие в д/с. Из опыта работы московских педагогов. Составитель В. Сотникова. Линка-Пресс 2005 г.
  14. Игровые занятия с детьми 2-3 лет Д.Н. Колдина. Москва «ТЦСфера» 2012 г..

Использованные материалы: курс лекций Грачевой Т.А., к.п.н., асс. кафедры дошкольной  педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена



Предварительный просмотр:

Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ

  • Педагогическое взаимодействие в современных исследованиях (определение)
  • Структура педагогического взаимодействия
  • Характеристики педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие как условие воспитания и развития ребенка в группе ДОУ)
  • Диагностика педагогического взаимодействия

«Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» (В.А.Сухомлинский)

Педагогическое взаимодействие, его виды:

  • Субъект-объектное (педагогика подавления, насилия и принуждения)
  • Субъект-субъектное (отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе»)

Подходы к педагогическому взаимодействию:

  • До середины 80-х годов 20 века: общение воспитателя с ребенком, как живого, естественного человека с таким же человеком рассматривалось как «опасный непедагогический нонсенс» (Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова).
  • Педагогическое взаимодействие как межличностное, развивающее и развивающееся общение (С.А.Смирнов, Н.Ф.Радионова, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова и др.).

Стороны педагогического взаимодействия:

- непосредственно коммуникативная;

- интерактивная;

- перцептивная (А.В.Батаршев, В.Хохлова, А.Штефан, Г.М. Андреева).

Компоненты педагогического взаимодействия:

  • Когнитивный - знание личностных особенностей друг друга, лучших сторон ребенка;
  • Эмоциональный - понимание, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения друг друга;
  • Поведенческий - помощь, подстраховка, поддержка друг друга, изменения способов поведения и действий «навстречу» интересам другого (Н.Н.Обозов, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).

Характеристики педагогического взаимодействия

  • носит субъект – субъектный характер (С.Н.Батракова);
  • педагог относится к ребенку как к равному;
  • педагог занимает позицию социального оптимиста (О.С.Газман);
  • педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать (О.С.Газман, Л,А,Петровская, А.С.Спиваковская);
  • педагог готов (имеет установку) организовывать развивающее и взаиморазвивающее взаимодействие (Н.Ф.Радионова, Л.А.Петровская, А.С.Спиваковская);
  • педагог – верный пример для ребенка  (Н.Ф.Радионова);
  • отношения между педагогом и ребенком  - межличностные (Н.Ф.Радионова);
  • происходит систематическое усовершенствование, повышение уровня взаимодействия, углубление и упрочнение межличностных связей (Е.Л.Федотова);
  • педагог ощущает ответственность перед будущим и за своих воспитанников (Я.Корчак, Н.Б.Горелышева);
  • педагог любит своих воспитанников (Н.Б.Горелышева).

Субъект – субъектный характер

  • Уважение
  • Отношение как к равному, равноинтересному
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей

Педагог относится к ребенку как к равному

  • Эмпатия и идентификация – помнит себя в возрасте воспитанников
  • Уважение
  • Отказ от позиций «сверху», «мне виднее», «я опытнее».

Книги в помощь:

Гиппенрайтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком ТАК?»

Гиппенрайтер Ю.Б. «Общаться с ребенком КАК?»

Леви Владимир «Новый нестандартный ребенок»

«Ты – сообщения»

      Если вы хотите понять ребенка, помочь ему справиться с переживанием, дурным сообщением, активно слушайте его. Слушать активно – значит возвращать в беседе ребенку то, что он проведал сам, но обозначив чувства. При этом важен зрительный контакт, а также важно, чтобы ваша фраза была утвердительной (не вопрос), после которого следует пауза:

Ребенок: «Никогда больше не подойду к ним!» (дети не хотят брать его в свою игру).

Взрослый: «Тебе обидно» (пауза).

Ребенок: (успокаиваясь) «Да, ведь я хочу с ними играть».

«Я – сообщение»

      Если вы хотите высказать ребенку свои негативные переживания, которые возникли из-за его поведения, то сделайте это. Но говорите  о себе, а не о его проступке, используя в речи «Я – сообщения» вместо «Ты – сообщений». Т.е. говорите о себе, сообщайте о своем переживании, чувстве: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными» вместо «Неужели трудно тебе было причесаться?», «Мне мешает шум» вместо «Вы не можете потише?»

«Никогда больше не подойду к ним!» - Ты-с. – «Тебе обидно»

«У меня не получается, не получается ничего!» -

«Ну, когда же мама придет? Устал ждать уже!»

«Это все Лешка! Он за собой никогда ничего не убирает!» - Я-с. «Я не люблю, когда в группе беспорядок»

«Не буду я клеить эту уродскую ракету!»

Влетает в группу: «А я сегодня лучше всех все сделал!»

Ребенок роняет кружку, разливает молоко: «Ой! Моя крружечкааа!»

Вопросы к размышлению:

Педагог занимает позицию социального оптимиста

  • вера в сильное и положительное в ребенке;
  • акцент на успехах и достижениях, а не на промахах;
  • «Эффект Пигмалиона» - акцент на успехах и достижениях;
  • «Ты молодец!» - эффективное поощрение;
  • Неуверенный ребенок и подавляющее взаимодействие – отказ от ярлыков.

Педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать:

- вера в силы ребенка;

- страхующее доверие;

- предоставление разумной свободы.

- подстраивающийся тип поведения – свобода действий, признание права на активность: четыре зоны свободы по Ю.Б.Гиппенрейтер;

- привлечение детей к эстетизации среды в ДОУ (украшаем коридор, сами «строим» уголок изодеятельности);

- «можно» и «нельзя»: зоны свободы в группе детского сада;

- «ножницы не игрушка!»;

- проект в детском саду: готовый сценарий или свободная деятельность детей?;

- проекты детских садов Реджио Эмилия – осуществление гибких проектов.

- помощь при необходимости (ребенок просит, ему требуется показ действий).

Зеленая зона: Включает все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и желанию – в какие игрушки играть, в какой кружок записаться, с кем дружить…

Желтая зона: относительная свобода, Ребенок может принимать решения сам, но в рамках установленных правил – можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить…

Оранжевая зона: Действия ребенка, которые не приветствуются, но в виду особых обстоятельств допускаются – ребенок напуган страшным сном и мама берет его к себе в постель…

Красная зона: Действия ребенка неприемлимы ни при каких обстоятельствах – нельзя бить, щипать или кусать кого-либо, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких...

Педагог – верный пример для ребенка:

- воспитывающий поступок;

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома» А.С.Макаренко;

- авторитет «Воспитание детей есть только самосовершенствование…» Л.Н.Толстой;

- двойные стандарты;

- ответственность.

- Заболел ребенок из группы проект «Мы скучаем» - быть и участвовать в организованной деятельности наравне с детьми (совместная деятельность);

- воспитание эстетического отношения в миру: опережающая реакция взрослого на красоту – искать в ежеминутно возникающих ситуациях воспитательный и развивающий потенциал.

Отношения между педагогом и ребенком – межличностные:

- формально-ролевое взаимодействие – малоэффективно;

- готовность вступить в диалог;

- готовность проявить свою индивидуальность;

- интерес к личности ребенка.

- «Маленькие чудеса» - момент радости – стремиться узнать о воспитанниках больше (не от родителей, а от них самих);

- «Какие наклейки дарить за успехи?» - наблюдать, спрашивать мнение;

- «Приятные сюрпризы» - дарить «чуть больше времени», чем «положено» по должности;

- «Восемь объятий в день»;

- «Письмо ребенку» Ш.Амонашвили – пожелания на лето, пожелания выпускникам;

«Привет, ____! Пишу тебе я, твоя воспитательница________. Я хочу пожелать тебе отличного лета. Пусть оно будет веселым и интересным! Буду ждать с нетерпением встречи с тобой! Не забудь нарисовать ответ!»

Диагностика педагогического взаимодействия:

  • Самодиагностика (опросники, тесты);
  • Проективные методики – оцениваем «глазами ребенка»;
  • Наблюдение

Диагностический экспресс-опросник для воспитателей

Цель опросника: изучить уровень развития компонентных характеристик педагогического взаимодействия воспитателя с детьми, выделенных Н.Н.Обозовым, М.И.Рожковым, Л.В.Байбородовой.

«Я не могу уделять внимание каждой проблеме каждого ребенка».

Самодиагностика развития основных компонентов педагогического взаимодействия воспитателей с детьми 6-7 лет (модифицированный вариант анкеты Л.В. Байбородовой).

Цель диагностики: выявить особенности развития основных компонентов педагогического взаимодействия в ходе их самооценки.

«Дети пытаются подражать мне»

«Я тщательно планирую работу с детьми»

«Мнение детей является для меня важным»

Диагностическая проективная методика «Мой день в детском саду»

  • Цель диагностики: изучить особенности оценки ребенком процесса межличностного взаимодействия с ним воспитателя группы детского сада.

«У тебя новая игрушка, ты хочешь ее кому-нибудь показать».

ВАЖНО!

- Комментарии ребенка в процессе!

- Мимика, жесты, настроение ребенка.

- Желание «угодить»?

Диагностическая проективная методика оценки отношений
«Дети - воспитатель» (И.А. Комарова, Р.Л.Непомнящая).

  • Цель методики: Изучить особенности эмоционального отношения ребенка к педагогу детского сада.

        

Наблюдение за педагогическим взаимодействием воспитателя с детьми

  • Наблюдение с целью исследовать особенности взаимодействия воспитателя и детей в педагогическом процессе в группе ДОУ (по критериям Н.Ф. Радионовой, О.С. Газмана, А.С. Смирнова)
  • Наблюдение с целью оценить эффективность взаимодействия как средства развития и воспитания дошкольников (меняем критерии в зависимости от исследуемой проблемы).

«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».  Януш Корчак

«Личность воспитывается личностью. Любовь воспитывается любовью. Уважение воспитывается уважением».     Ш.А.Амонашвили.

Литература

  • Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1985
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком? – М., 2004.
  • Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 112 с.
  • Корчак Я. Избранные педагогические произведения: /Сост. И авт. Примеч. Е.С.Рубенчик/ - М., 1979.
  • Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб., 1993.
  • Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М., 2002.
  • Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия//Психология межличностного познания/Под ред. Бодалева А. А. - М.,1981
  • Психология педагогического взаимодействия. Учебное пособие / Под ред. Я.Л.Коломинского. – СПб, 2007.
  • Рындина А. Г.  Субъект-субъектное педагогическое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста: особенности и пути оптимизации// Детский сад от А до Я №2 (50) 2011, с. 113 - 119
  • Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973 (4 издание).

Сайт www.pinterest.com

Использованные материалы: курс лекций Рындиной  Анастасии Германовны (канд.пед.наук, асс. кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...