Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"
статья

Мальцева Марианна Сергеевна

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. 
Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Доклад

«Использование современных форм взаимодействия с родителями

в процессе художественно-эстетического образования дошкольников»

Подготовила

педагог-организатор

 Мальцева М.С.

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

г. Покачи, 2015

 «Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников»

Подготовила

педагог-организатор

 Мальцева М.С.

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Детский сад – первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.  От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Плодотворная совместная работа возможна только при установлении доверительных отношений между родителями и педагогами ДОУ.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Всё зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

Анкетирование родителей в ДОУ  выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, и зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами.

Каждый современный педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, старается вызвать желание к познанию самих себя и детей. Тем более что без родительского участия, процесс воспитания невозможен  и неполноценен.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания   вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.  

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели - разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Развитие интереса к культурному наследию.

5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Поэтому, для нашего детского сада традиционными стали  проводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка;  открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты (Мастер-класс «Волшебный мир творчества», мастер-класс «Использование интерактивного оборудования на занятиях по изобразительной деятельности», театрализованное представление «Сказка на новый лад», проектная деятельность и др.)

В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (педагогом доп. образования, педагогом-психологом,учителем-логопедом инструктором по физкультуре,  музыкальным руководителем).

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры дошкольников. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.

В художественно-эстетическом развитии дошкольников применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным.

В день открытых дверей  в 2015 году проводился Мастер-класс  «Использование интерактивного оборудования на занятиях по изобразительной деятельности», где родители принимали активное участие, и также как для детей, процесс работы с интерактивной доской увлёк родителей.

В подготовке к выступлениям в фестивалях «Юные таланты», «Живая память поколений» родители оказывают посильную помощь: в пошиве костюмов и изготовлении декораций,  разучивают стихи, песни, роли для театральных постановок «Колобок», «Теремок», «Под грибом». Дети занимают призовые места.

Также, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников проводятся тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы», праздники, развлечения, занятия, в конкурсы.

Традиционными стали:

- организации выставок совместных поделок и рисунков родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка», «Покорми птиц зимой», «Пасха» и др.

- с участием родителей интегрированное мероприятие с родителями «Кукла из глубины веков», проведен мастер-класс для педагогов и родителей с детьми по изготовлению куклы-самокрутки.

- совместные проекты со специалистами ДОУ и родителями: проект «Карандаш»,  «Нас подружит баскетбол»,

- Фотовыставки: «На крепких папиных плечах», «Мама солнышко мое», «Моё семейное древо»

- Праздники развлечения: «Мгновения большой войны».  

- Родители оказывают посильную помощь в пошиве костюмов и изготовлении декораций для праздников.

Формы работы ДОУ в рамках художественно - эстетического воспитания

  • Праздники и развлечения.
  • Дни открытых дверей.
  • Обмен опытом семейного воспитания.
  • Беседы, семинары, консультации специалистов, участие в конференциях.
  • Изучение запроса родителей, степени удовлетворенности образовательными услугами.
  • Выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых (рисунки и поделки своими руками)
  • Участие родителей в праздниках, развлечениях, занятиях, в конкурсах.
  • Ярмарки, выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых.
  • Работа с родительским комитетом, общественными организациями.
  • Индивидуальная и коррекционная работа с детьми и родителями.
  • Участие родителей в создании развивающего пространства.
  • Коррекционно-развивающие практикумы с родителями(проводят специалисты).
  • Проведение мастер-классов.
  • Тематические недели.
  • Совместная театральная деятельность.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что данные формы работы представляют собой интересную современную модель по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствуют укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Проц...

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Проц...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Инновационные формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников –залог их успешного развития

Цель взаимодействия музыкального руководителя с семьей – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьям...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

Обобщение опыта работы по теме: «Использование  мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожале...

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, н...