Главные вкладки

    Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы : "Моя родина. Город, в котором я живу."
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Ковалева Надежда Алексеевна

    Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы: "Моя родина. Город в котором я живу."  для старшей группы по программе  "От рождения до школы" .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kovaleva_n.a._fragment.docx36.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФРАГМЕНТ

    РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

    ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕМЫ:  «Моя родина. Город, в котором я живу».

    ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    Познавательное развитие

    Выполнила

    Ковалева Надежда Алексеевна,

    МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида»

                                                                                                                                        Калач, 2015

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа по развитию детей старшей группы разработана на основе  основной общеобразовательной программой ДОУ, в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой (2014 г.), с учетом ФГОС ДО.  Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса  в старшей группе МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида».

    Строится на принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми   и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 года до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка  от 5 до 6 лет.

    Структура и содержание рабочей программы  учитывают принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.

    Итоговые результаты освоения детьми   программы   раскрывают интегративные качества ребенка с ориентацией на целевые ориентиры ФГОС ДО.

    ВЕДУЩИМИ ЦЕЛЯМИ  Программы являются:

    • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства;
    • формирование основ базовой культуры личности;
    • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
    • подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
    • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    ЗАДАЧИ:

    • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
    • развивать познавательную активность кругозора, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей;
    • развивать детскую самостоятельную инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
    • развивать интерес к жизни своей семьи, детского сада, своего города; обогащать представление о людях, которые живут в городе, работают в нашем детском саду;
    • воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, к детскому саду, к городу; формировать чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.  

                  Патриотическое воспитание.                                                          

     «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».   Д.С. Лихачёв.

            О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

            Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

            Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую  в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

            Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

    - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    - воспитание уважения к труду;

    - развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    - формирование элементарных знаний о правах человека;

    - расширение представлений о городах России;

    - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

            Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

            Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

    «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная», - Ж. Ренар.

    Чувство Родины… Оно  начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

            Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

           Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции. Общественные события и т.д. причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть ярким, образным, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

    Тема недели: «Моя родина. Город, в котором я живу»

    Приоритетная  деятельность: познавательное развитие.

    Цель: Формировать представления о своей стране, родном городе .

    Задачи: 

    • расширить представление детей о Родине малой и большой;
    • познакомить с историей названия города;
    • формировать представления о труде земляков;
    • прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой;
    • развивать у детей речь,  память, мышление, умение составлять рассказ по картине;
    • привлечь родителей к участию  в мероприятиях группы.

    Планируемые результаты образовательной деятельности:

    • желание узнать историю родного города;
    • использование  речи для выражения мыслей;
    • развитие интереса к  народному творчеству;
    • умение видеть красоту родного края.

    Дни недели

    Приоритетные виды детской деятельности

    Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

    Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

    Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

    Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

    Взаимодействие с родителями/
    социальными партнерами

    Поне-дельник

    Двигательная в интеграции с игровой, познавательная.

    Ходьба и бег по кругу, упражнения в равновесии и прыжках, упражнять в лазанье на гимнастическую стенку.
    П/и «Веселые ребята».
    Ситуация
    «Гость из другого города». Знакомить с достопримечательностями города.

    Утренняя гимнастика.
    Пальчиковые игры.
    Беседа на тему «История образования города». Физминутка«Мой город». Рассматривание фотографий с видами города.
    Д/и «Что вы видите вокруг».
    Чтение стихотворения «Родина» З.Александровой.
    П/и «Ровным кругом».

    Пальчиковые игра «Я хочу построить дом». Упражнение для развития равновесия стойка на гимнастической лестнице на носочках.
    Д/и «Скажи наоборот».

    Размещение на доске творчества фотографий с видами города, карта района, инвентарь из уголка физического воспитания.

    Поискать

    совместно с детьми пословицы и поговорки о родном крае. Рассмотреть фотографии или совершить прогулку с ребенком по интересным, красивым местам Калача, посетить Краеведческий музей.

    Вторник

    Коммуникативная, познавательная, речевая

    Чтение стихотворения И.Векшегоновой
    «Мой край».
    Беседа на тему
    «Чем богат наш город».
    Рассматривание и описание репродукции картины И.Шишкина «Рожь».
    П/и «Медведь и пчелы».
    Рассказ детей
    «Кем работают мои родители».
    С/р игра «Магазин».

    Утренняя гимнастика.
    Пальчиковые игры.
    Закрепление знаний о профессиях.
    Отгадывание загадок на эту тему.
    Д/и «Чей инструмент». Упражнять в образовании глаголов (строитель – строит, учитель – учит и т.д.).
    Чтение рассказа И.Токмаковой
    «Пряничные человечки».
    П/и Ровным кругом.

    Упражнения в нахождении заданного звука в начале, середине и конце слова.
    Д/и «Найди соответствие».

    Фотографии города, карточки для дидактических игр с изображением людей разных профессий.
    Худ. литература стихи, музыкальное оформление.

    Потренировать ребенка составлять рассказ по картинке, используя изображения людей разных профессий.

    Среда

    Познавательно-исследовательская, конструирование, коммуникативная

    Упражнять детей в счете до 10,
    в сравнении предметов по форме и величине. Чтение стихотворения Я.Ралисса «Десяток».
    Строить дома из геометрических фигур на столе. Спроектировать из получившихся домиков улицу
    П/и «Светофор»

    Утренняя гимнастика.
    Пальчиковые игры.
    Беседа на тему
    «Название моей улицы».
    Игра ситуация
    «Незнайка потерялся».
    П/и «Помоги Незнайке обойти все препятствия».
    П/и «Что изменилось»

    Рисование геометрических фигур.
    Выделять общие признаки.
    Д/и «На какую фигуру похоже»

    Использование деревянных геометрических фигур, макет светофора, карточки для счета.
    Рассматривание иллюстрации из серии «Новая улица» в уголке развития.

    Выучить с ребенком адрес, закреплять умение ориентироваться в пространстве.

    Четверг

    Познавательная в интеграции с изобразительной, развитие речи

    Беседа о диких животных. Чем они отличаются от домашних.
    Д/и «Кто лишний».
    Игра с пением «Зайчик» (сл.Линчеса ,муз. Ю.Швядаса).
    Д/и «Дорисуй хвост».
    П/и «Хитрая лиса». Рисовать по задумке
    тема: «Нарисуй своих любимых животных»

    Утренняя гимнастика.
    Пальчиковые игры.
    Разгадывание загадок на тему «Домашние и дикие животные».
    Составлять описательный рассказ по картинкам: лиса, волк, ёж, заяц.
    Беседа «Какие животные обитают в наших лесах».

    Поиграть в настольную игру «Накорми животных».
    Д/и «Кто кем был»
    Закреплять знания ребенка о животных и их детенышах.

    Литература с иллюстрациями животных.
    Карточки с изображением домашних и диких животных для дидактических игр.
    Настольные игры.

    Рассказать детям каким животным требуется поддержка, в зимний период и почему.

    Пятница

    Познавательная на основе музыкальной деятельности в интеграции с двигательной

    Беседа «История появления слова «город»». Рассматривание и сравнение фотографий. Ходьба в колоне по одному, бег на носочках.
    История образования нашего города, знакомство с традициями.
    П/и «Карусель»

    Утренняя гимнастика.
    Пальчиковые игры.
    Д/и «Назови профессию».
    Д/и «Где чей инструмент»
    Знакомство с народным творчеством во время путешествия на «Ярмарку».
    Физкультминутка «Прогулка по нашему городу».
    Знакомство с творчеством К.Ф.Юона. Рассматривание пейзажа «Русская зима».

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

    Привлекать внимание незаинтересованных детей, участием в играх и в беседах.

    Музыкальная подборка «Кадриль» муз.Г.В.Свиридова «Метель», фотографии старого и современного города Калача.
    Карточки для дидактических игр.

    Подготовка и демонстрация фотографий и детских рисунков на выставке «Зимний Калач».

            

    Итоговое мероприятие

    Тема: «Город, в котором я живу».

    Цель: Формировать интерес к родному городу, к людям, живущим рядом, к  малой Родине.

    Задачи: Познакомить с историей названия города, развивать у детей речь, память, мышление, умение составлять описание увиденного на картине.

    Ход занятия.

    Вступительная беседа.

    Воспитатель: Ребята, мы знаем, что наша страна Россия очень большая. Как вы думаете, зачем я принесла карту? Что на карте обозначают эти точки? Почему точки разные – большие и маленькие?

     - Знаете ли вы, почему место, где живет много людей называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушивайтесь в это слово. В сказках, былинах город по – старинному называли град: Киев-град, Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом.

    • У каждого города, как и у человека, есть свое имя.
    • Как называется наш город

    Чтобы познакомиться с историей появления нашего города, я предлагаю вам немножко попутешествовать во времени.

    Демонстрация иллюстраций с видом древнего городища.

    • Куда же мы попали? Что это перед нами?
    • Это древняя крепость.

    Вот так примерно выглядел и наш город в давние времена.

    Со временем люди стали осваивать земли вокруг крепости, их жилища располагались по кругу и если взглянуть на них с высоты, то они напоминали огромный хлебный калач. Отсюда и название нашего города.

    Демонстрация старинных фотографий с изображением изб и фотографий современных домов.

    • Из чего люди строили свои дома, и чем они отличались от нынешних.
    • Сравнение построек по фотографиям.

    Основное богатство нашего края – это плодородная земля – чернозем. Поэтому всегда у нас процветали земледелие и скотоводство.

    Все это способствовало развитию торговли, издавна наш город славился богатыми ярмарками.

    Предлагаю заглянуть на одну из них.

    Ребенок: Вот на улице веселье,

    запестрели карусели

    А народ, жужжит, как

    шмель…

    Ах, какая карусель.

    Воспитатель: Ребята, приглашаю всех прокатиться на карусели.

    Дети идут по кругу, взявшись за руки.

    Еле-еле, еле-еле, закружились карусели.
    А потом-потом-потом, все бегом-бегом-бегом.

    Бегут по кругу.

    Тише-тише не спешите, карусель остановите.

    Дети замедляют шаг, останавливаются.

    Выбегает Петрушка:

    • Моё почтенье, добры молодцы, красны девицы!

    Вот и я, привет мои друзья!

    Играет «Кадриль»

    Под музыку входят 4 коробейника с лотками (в лотках – фрукты, ведерки, игрушки, гребенки, платочки), обходят зал и останавливаются лицом к гостям.

    Петрушка:

    • Тары – бары, растабары, есть хорошие товары

    Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!

    1-ый ребенок:

    • Яблочки садовые, яблочки медовые, груши, ананас – разбирайте про запас.

    2-ой ребенок:

    • Ведерки дубовые, коромысла расписные!

    Покупайте, выбирайте!

    3-ий ребенок:

    • Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво приятно, для детей занятно.

    4-ый ребенок:

    • Платки, гребешки, расписные петушки.

    Небольшой расход, подходи, честной народ!

    Воспитатель:

    • Весело на ярмарке, но нам пора продолжить путь.

    Город наш развивался, в нем появлялись новые улицы, различные предприятия: маслозаводы, мельницы, железная дорога, а потом и хлебозавод, сырзавод, сахарный завод и другие.

    Мы приближаемся на нашей машине времени к точке отправления, т.е. к нашему времени.

    Ребята, а скажите мне, как называется человек, который

    выращивает хлеб – хлебороб,

    выпекает калачи, булки – пекарь,

    делает сыр – сыродел,

    строит дома – строитель,

    работает на мельнице – мельник.

    Давайте найдем каждому мастеру необходимый инструмент.

    (Карточки для дидактической игры)

    Предлагаю всем отправиться на прогулку по нашему сегодняшнему городу (физминутка)

    • Люблю по городу шагать, (шагают по кругу),

    Люблю смотреть (изображают бинокль),

    Люблю считать(шевелят пальцами),

    Площадь – раз (останавливаются, загибают пальчики по одному, начиная с большого),

    А дом торговый «Флагман» - два

    Три фонтан – красавец

    Четыре – «Юбилейный»

    Пять – по парку я гуляю (загибают пальчики, начинают двигаться по кругу)

    Шесть на стадион хожу, там с коньками я дружу (имитируют движение на коньках, руки за спину)

    Семь – конечно детский сад (шаги на месте)

    Сюда хожу пять дней подряд

    Восемь – детская площадка

    Здесь – качели и лошадка (подпрыгивание с переменой ног)

    Девять – «Бантик» магазин

    Много ярких там витрин (сжимать и разжимать кулачки)

    Десять – это школа, дети!

    Узнаешь там про все на свете (шаги на месте, развести руки в сторону)

    Гуляя по нашему городу нельзя не заметить красоту природы. Фотографии нашей выставки напоминают пейзажи известных художников, таких как И.Шишкин и К.Ф.Юон.

    Давайте рассмотрим одну из картин К.Ф.Юона «Русская зима».

    Звучит музыка Г.В.Свиридова «Метель».

    В зале появляется репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима».

    Рассматривание картины.

    Музыка стихает.

    1-ый ребенок читает стихотворение:

    • Под голубыми небесами

    Великолепными коврами

    Блестя на солнце, снег лежит

    2-ой ребенок:

    • Прозрачный лес один чернеет

    И ель сквозь иней зеленеет

    И речка подо льдом блестит

    Воспитатель:

    • В этом пейзаже чувствуются народные основы. Юона всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях – будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство.

    А теперь давайте рассмотрим фотовыставку «Зимний Калач» подготовленную вами и вашими родителями и полюбуемся зимними пейзажами нашего города.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент рабочей программы воспитателя. Образовательная тема недели: «Активный Отдых» старшая группа

    Цель: Обогащение опыта физической культуры и спорта, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.Задачи:- развивать партнерские взаимоотношения между детьми, родителями и педаго...

    Фрагмент рабочей программы воспитателя ДО для реализации образовательной темы « Любимая мама» во второй младшей группе

    Модель календарно – тематического планированияПриоритетная образовательная область: «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»Тема недели: «Любимая мама»Возрастная группа: вторая младшаяЦель: формирование у...

    Фрагмент рабочей программы воспитателя для второй младшей группы по реализации образовательной темы "Волшебный мир книг"

    В данном документе представлен фрагмент рабочей программы для второй младшей группы, в документе указаны какие мероприятия проводились в целях реализации темы "Волшебный мир книг"....

    Фрагмент рабочей программы воспитательно-образовательной работы в средней группе по реализации темы «Дары осени»

    Фрагмент рабочей программы воспитательно-образовательной работы в средней группе по реализации темы «Дары осени»Пояснительная записка.Детям исполнилось четыре года. Возросли их физические...

    Тема НОД: «Саратов – город, в котором мы живем»

    Тема НОД: «Саратов – город, в котором мы живем»Цели: расширять знания детей о родном городе, сделать акцент на красоту и достопримечательности города. Воспитывать любовь и уважение к...