Консультация для воспитателей "ИГРЫ В ДОУ"
консультация на тему

Дубинская Татьяна Александровна

Консультация для воспитателей

 

ИГРЫ В ДОУ

 

1. Подвижная игра в режиме дня дошкольника

 

Подвижная  игра – это сложная двигательная эмоционально окрашенная

деятельность с точно установленными правилами, которые помогают выявить результат (количественный или конечный).

Существует 2 вида подвижных игр:

1.Игры элементарные (сюжетные и бессюжетные)

2. Игры сложные (бадминтон, баскетбол, теннис)

 

Вариантность игр:

1 вариант – усложнить двигательное задание («Волк во рву» - ров пошире)

2 вариант – ввести новый вид движения («У медведя во бору» -дерево упало -

- подлезание)

3 вариант – увеличить число ловишек («Хитрая лиса» - 2 лисы)

4 вариант – усложнение правил ( например, бегать только внутри круга)

 

За год с детьми играют 10-15 игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_dou.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Дубинская Т.А. МБДОУ д/с-к/в № 7

Консультация для воспитателей

ИГРЫ В ДОУ

1. Подвижная игра в режиме дня дошкольника

Подвижная  игра – это сложная двигательная эмоционально окрашенная

деятельность с точно установленными правилами, которые помогают выявить результат (количественный или конечный).

Существует 2 вида подвижных игр:

1.Игры элементарные (сюжетные и бессюжетные)

2. Игры сложные (бадминтон, баскетбол, теннис)

Вариантность игр:

1 вариант – усложнить двигательное задание («Волк во рву» - ров пошире)

2 вариант – ввести новый вид движения («У медведя во бору» -дерево упало -

- подлезание)

3 вариант – увеличить число ловишек («Хитрая лиса» - 2 лисы)

4 вариант – усложнение правил ( например, бегать только внутри круга)

За год с детьми играют 10-15 игр.

Методика проведения подвижных игр.

Младший возраст

Сбор на игру

1. Начать играть с 3-5 детьми, а остальные присоединяться

2. Дать условный сигнал (голос, колокольчик, бубен)

3. Привлечь внимание красивой игрушкой.

Создание интереса к игре

1. Загадать загадку (отгадка-главный герой игры).

2. Спеть песню, рассказать стихотворение.

3. Показать игрушку.

Размещение детей

1. Ставят так , как этого требует начало игры.

Объяснение игры

1. Заранее не объясняют, а подсказывают действия детей по ходу.

2. К концу года 2 мл.гр. можно дать объяснение, когда игра простая.

Показ действий

1. Воспитатель выполняет все движения от начала до конца с детьми (полный показ).

2. Иногда до начала игры после сбора.

Распределение ролей

1.  Роль водящего выполняет воспитатель или ребенок старшей группы.

2. На роль водящего назначить активных детей, затем остальных.

Раздача пособий

1.После объяснения игры.

Начало игры и руководство

1. Играть от начала до конца с детьми

Окончание игры. Подведение итога

1. Дать положительную оценку и сравнить с образом.

Длительность игры

5-8 минут

Повторить 3-4 раза

Старший возраст

Сбор на игру

1. Условный сигнал(бубен, свисток, поднятие руки)

2. Сбор поручить дежурным

(собирайся народ, кто в игру идет)

3. Заранее до выхода на прогулку договориться о месте сбора.

Создание интереса к игре

1. Задать вопросы, подводящие к содержанию игры (кто живет в лесу?..)

2. Придумать или прочитать короткий рассказ (к игре «Охотники и обезьяны»).

Размещение детей

1. Тот же.

2. Полукругом, стайкой.

Объяснение игры

1. Дать название, коротко и четко изложить содержание, выделить правила (что можно, что нельзя), закрепить правила (2-3 вопроса).

2. Объяснение в виде небольшого рассказа.

Показ действий

1. На усмотрение воспитателя.

Распределение ролей

1. Считалка (дети сами считают).

2. Воспитатель назначает, но объясняет.

3. По желанию детей (дети сами выбирают).

4. Воспитатель спрашивает, кто хочет(по собственному желанию).

5. Ребенок-стрелочник ( «Стрелка, стрелка, повернись и водящий покажись»).

6. Водящий выбирает себе замену.

7. Раскрутить веревочку (кто задел, тот и водит).

Раздача пособий

1. То же.

Начало игры и руководство

1.Воспитатель играет:

а) если игра новая;

б) если не хватает пары;

в) если падает интерес к игре.

2. Воспитатель не играет:

а) когда подает сигналы;

б) когда следит за дозировкой;

в) когда  руководит игрой.

Окончание игры. Подведение итога.

1. Воспитатель сам анализирует (3-4 вопроса).

2. Задавать вопросы детям («Понравилось? Как играли? Кто был проворнее?»)

Длительность игры

10-15 минут

Повторить 5-6 раз

                                2. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей

Существует 4 способа комплексного руководства игрой:

1. Планомерное обогащение опыта (в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения)

2. Обучающие игры (дидактические, театрализованные и др.) для перевода реального опыта в игровой план.

3. Своевременное изменение игровой среды, расширение тематики игры.

4. Общение со взрослым во время игрового процесса для развития умения ориентироваться в игровой задаче.

Воспитатель использует три группы методов

Первая группа методов – обогатить детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ней относятся:

*экскурсии,

*наблюдения,

*встреча с людьми разных профессий,

*чтение художественной литературы,

*беседа с детьми,

*беседа-рассказ воспитателя о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе труда,

*просмотр фотоиллюстраций, картин, репродукций  о событиях, происходящих в стране,

*индивидуальные беседы с детьми, уточняющие их знания о современных событиях и о моральных категориях добра и зла,

*инсценировка отдельных произведений с использованием персонажей кукольного театра

Вторая группа методов – обучение детей конструированию, ручному труду, изготовлению поделок, игрушек . К ней относятся:

*совместная постройка воспитателя с детьми,

*образец педагога и показ приемов конструирования из строительных материалов,

* овладение детьми  приемами конструирования во время систематических занятий,

*использование фотографий и различных схем построек,

*обучение детей умению делать игрушки из бумаги и тонкого картона,

*показ воспитателя приемов изготовления игрушек из бросового материала(катушек, коробок) и природного материала (шишек, каштанов, веточек).

Третья группа методов – участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре.

Использование этих  групп методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей и от того, какие игровые умения, навыки имеют дети и какова культура детской речи.

Младший дошкольный возраст

В играх детей  этого возраста наблюдается несложный сюжет. Интерес детей неустойчив, возможно переключение с одной роли на другую. Также велика роль подражания. 

Воспитатель использует дидактические игры типа «Уложим куклу Таню спать»,  «Оденем Таню на прогулку», «У куклы Тани – день рождения» и др.  Большое значение  в руководстве игрой имеет совместная игра воспитателя с детьми, показ действий с игрушками и использование предметов-заместителей. Малыши часто подражают игре сверстников и желают выполнять ту же роль, что и другой ребенок. В связи с этим возникают конфликты из-за одной и той же игрушки (куклы, машины). Воспитатель должен играть вместе с детьми, стараясь увлечь их совместными действиями с одной игрушкой ( у одной куклы будут и «мама» и «сестра»;  у одной машины будет  2 шофера – один привозит «на стройку» кубики, другой выгружает и везет  машину  в гараж для ремонта). Воспитатель нередко берет на себя одну из главных ролей (воспитатель –врач, дети – пациенты), или наоборот, одну из второстепенных ролей (ребенок – продавец, воспитатель – покупатель). Во время игры  воспитатель производит и показ действий с предметами, с игрушкой, учит разговору-диалогу  между участниками игры, комментирует дальнейшие действия ребенка, меняет игровую ситуацию для развития сюжета игры.

Средний дошкольный возраст

Для  сюжетно-ролевой игры  детей этого возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач, рассказов взрослых («путешествия», игры в «моряков», «военных»,  «строительство»).

Характерная особенность в выполнении ролей и игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательным, вежливым, добрым. Однако в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни -  это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло. Дети этого возраста любят совместные игры. Объединения немногочисленны – 5-6 человек.

Воспитатель использует разные методы: беседа, чтение художественных произведений, встреча с людьми разных профессий, рассказ с использованием иллюстраций.

        Воспитателю необходимо вместе с детьми участвовать в игровой ситуации, он может взять на себя главную роль, может быть одним из участников, но в любом случае должен руководить  игрой и направлять инициативу и творчество детей.

Старший  дошкольный возраст

У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей и стремление им подражать.

Появляются игры более сложной тематики («Космонавты», «Полеты на «Луну»),   длительные творческие игры («Строительство  города в тайге»,  «Путешествие  на Северный полюс», «Кругосветное путешествие») . Воспитатель предоставляет детям новые, более конкретные знания о профессиях, следит за развитием игры, изготавливает новые атрибуты для игр (шлем космонавта, бинокль для капитана корабля и др.)

Основные приемы руководства длительными сюжетно-ролевыми играми:

1. Проведение экскурсий (первичной, повторной, закрепляющей). 

2. Использование бесед, рассказов с показом иллюстраций при ознакомлении детей с событиями современной жизни (о полете космонавтов, о выходе в космос человека, о походах отважных людей к Северному полюсу, о путешествии на необитаемый остров).

3. Просмотр видеофильмов или слайдов по теме игры.

4. Беседа-рассказ воспитателя.

5. Чтение художественной литературы с дальнейшим обсуждением  прочитанного.

                        3. Театрализованные игры

         Игры так названы за свою близость к театральному представлению.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя.

В младшей группе первый раз лучше всего проводить театр картинок на  коврографе  или магнитной доске. Вырезанные фигурки легко переставлять, убирать или дополнять. Воспитатель может свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Настольный театр  также обладает этим свойством. К тому же в нем удобно имитировать движение животных и других персонажей.

Пальчиковый театр широко применяется в практике воспитателей младшего и среднего возраста.

В средней группе можно дать детям варежковый театр, где персонаж уже имеет отдельный элемент, который может подвигаться, например, хвостик у петушка, или лисы. Можно устроить театр предметов, добавив элементы  - глазки, носик, ротик. Например, чайник Федя ведет беседу с утенком-утюжком. Персонажей можно сделать из пластиковых флаконов, носочков, коробок из-под молока и др.

А если посмотреть под ноги, можно найти богатейший материал для создания природного театра (шишки, каштаны, желуди, коряги, солома, кукурузный кочан)

Хорошо показать детям театр ложек (на деревянные некрашеные ложки наклеивается или рисуется мордочка героя, ребенок управляет персонажем просто поворачивая ложку в разных направлениях)

Основные этюды-игры проводятся в виде упражнений:

-  по интонации (скажи голосом лисы, или медведя),  

-  по оживлению куклы (учить поворачивать персонаж лицом к зрителям, здороваться, танцевать и др.)                                                                                                                                     - на развитие внимания,

- на выразительность жестов, мимики, пластики,

- на развитие памяти,

- на выражение эмоций.

Целая серия таких упражнений приведена в специальной литературе по работе над театрализованными играми ( Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» и др.).

В старшем и подготовительном возрасте расширяются возможности детей. Они учатся управлять куклой-петрушкой или бибабо. Воспитатель учит детей одевать и снимать куколку, учит  различным движениям с куклой, учит говорить за нее соответствующим голосом, учит диалогу между двумя куклами.

Предварительная работа заключается в чтении сказки, которую воспитатель предполагает инсценировать, подробному анализу характеров героев сказки, отдельным мини-этюдам на движение и интонацию. Если  в сказке есть диалог, воспитатель учит  детей диалогу сначала без игрушки, затем с игрушкой.