ПРОЕКТ "МЫ будем дружить"
проект (подготовительная группа) по теме

Данный проект реализован в подготовительной к школе группе. направленность проекта: нравственно-патриотическая.

Основная задача проекта- воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через общение и познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.odt23.65 КБ

Предварительный просмотр:


ГБОУ школа № 2065

Детский сад корпус № 11

Проект «Мы будем дружить»

Старший воспитатель: Бочкова Е.В.

Воспитатель: Квартальнова М.П.

Инструктор по физической культуре: Савиных И.В.

Москва 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего - это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В России межнациональные отношение стоят особенно остро. Ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры и быта.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Этот возраст, хорошо подходит для формирования и развития многих нравственно-патриотических качеств, и толерантности в том числе. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми различных национальностей.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема поликультурности и толерантности давно имеет международное значение. Конституция РФ провозглашает федеративность и многонациональность главнейшими принципами. Эти принципы отражены в Законе РФ «Об образовании», где одним из важнейших приоритетов государственной политики в области образования определяется « … защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Национальная доктрина РФ и Концепция национальной образовательной политики РФ признают необходимость расширения масштабов межкультурного взаимодействия, формирование у обучающихся коммуникабельности и толерантности.

На январь 2010 года в г. Москва (по данным Росстата) - все население составляет 11 503 501человек.        

Лица, указавшие национальную принадлежность- 10 835 092 человек        

национальность

Количество человек

% соотношение

Русские                

9 930 410

91,6

Украинцы        

154 104

1,4

Татары        

149 043

1,4

Армяне

106 466

1,0

Азербайджанцы

57 123

0,5

Евреи        

53 145

0,5

Молдаване

27 280

0,3

Мордва        

17 095

0,2

Чеченцы        

14 524

0,1

Таджики

27 280        

0,2

Узбеки

35 595        

0,3

Грузины        

38 934

0,4

Осетины        

11 311

0,1

Корейцы        

9 783

0,1

Казахи        

9 393

0,1

Башкиры        

6609

0,1

Китайцы        

3222

0,03

Вьетнамцы        

2970

0,03

Другие национальности (не перечисленные выше)        

132848

1,2

Лица, не указавшие национальную принадлежность        

668409

        

 Но это только официальная статистика.

Ведь в Москве огромный процент трудовых мигрантов, дети которых являются учениками школ. В  2014-2015 учебном году в потоке первоклассников в ГБОУ Школа №2065 Ш4 обучались:

69%- русские,

31 %( дагестанцы, армяне, молдоване, украинцы, таджики, афганцы, киргизы, монголы и другие),  из них 1 %  детей понимающих русский язык, но не говорящих на нем. 

                   В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут отличаться. Причины возникновения межнациональных конфликтов у детей различны: социально-экономические, культурно-языковые, культурные и даже конфессиональные. Поэтому формирование у детей и их родителей, педагогов приоритетных духовных ценностей (патриотизма, гражданственности, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали); расширение кругозора детей и родителей; формирование толерантности (толерантное отношение к другим национальностям, религиям и обычаям); дружба  между детьми и семьями воспитанников различных национальностей должно стать нормой для современного общества.

В группе, как и во многих других в новых районах г. Москвы, вместе воспитываются дети разных национальностей.

национальность

Количество человек

% соотношение

Русские

22

73,2

Черкесы

1

3,3

Дагестанцы

2

6,6

Азербайджанцы

1

3,3

Армяне

1

3,3

Украинцы

1

3,3

Калмыки

1

3,3

Корейцы

1

3,3

Группа совместно с воспитателем Квартальновой М.П. работает по долгосрочному проекту «Я люблю тебя Россия, дорогая моя Русь», дата реализации которого 2014-2016 учебный год. Дети в процессе непосредственного общения, в ходе реализации данного проекта получили  знания о России, её истории, её географии, многообразии и многонациональности, но мы считаем, что этого мало для дальнейшего формирования гражданина будущего. Дети  должны постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми, и этому необходимо учить. Поэтому мы стараемся  – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но  и дать первичные навыки общения для жизни в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Участники проекта:

Педагоги -3 человека.

Родители- 8 человек

Подготовительная к школе группа «Цветочная» (дети 6-7 лет) – 30чел.

Цель проекта: 

Формировать межнациоанальную  толерантность у детей старшего дошкольного возраста через развитие  познавательного интереса у детей и родителей к культуре разных народов и национальностей.

Задачи проекта для детей:

1. Развитие способности к межнациональному  взаимодействию;

2. Формирование уважения и признания к себе и людям разных национальностей, к их культуре и традициям.

3. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

Предварительная работа с 17 августа по 28 августа

Изучение литературы по данной теме

Бочкова Е.В.

Квартальнова М.П.

Савиных И.В.

Анализ состава первоклассников в ГБОУ Школа №2065   Ш 4в 2014-2015 учебном году по национальностям. Беседы с заместителем по воспитательной работе, социальным работником о проблемах толерантности учеников начальных классов.

Савиных И.В.

Бочкова Е.В.

Консультация для родителей «Воспитание основ толерантности у дошкольников». Индивидуальные беседы с родителями.

Квартальнова М.П.

Составление плана  по реализации проекта

Бочкова Е.В.

Подбор  методических пособий, наглядно-дидактического материала.

Бочкова Е.В.

Квартальнова М.П.

Савиных И.В.

Составление презентаций о  национальностях

Квартальнова М.П.

Родители воспитанников

Подбор художественной литературы для чтения. Подбор народных песенок- игр (пополнение фонотеки)

Савиных И.В.

Пополнение существующих  картотек: игры народов мира, пословиц и поговорок.

Бочкова Е.В.

Квартальнова М.П.

Савиных И.В.

Реализация проекта

в  2015-2016учебном году с 30.08.2015года  по 29.09.2015

                                      ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственные

31.08-2015-по 06.09.2015

Москва- мой город.

Россия и другие страны

Я и моя дружная семья

Праздник «День города».

 Выставка рисунков по теме «Москва - глазами детей».

Беседы с детьми «Как я провел лето»

Мини презентации детей о своей семье и путешествиях в летний период в рисунках

Чтение: былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», рассказ Э. Вилкса «Велосипед»,  рассказы о семье М. Дружининой.

Игры в русские народные игры «Прятки», «Ручеек».

Русские пословицы и поговорки о дружбе.

Бочкова Е.В.

Квартальнова М.П.

Савиных И.В.

07.09.2015-20.08.2015

Путешествие по Кавказу.

Семейные презентации: «Армения», «Азербайджан», «Кабардино-Балкария», «Дагестан».

Знакомство с черкесским мужским национальным костюмом, национальным танцем.

Совместные чаепития родителей и детей. Знакомство с национальной кухней.

Чтение художественной литературы: армянская народная сказка «Ремесло- дороже золота».

Азербайджанская народная сказка  « Два соседа».

Беседы с детьми о дружбе. Рассматривание фотографий людей разных национальностей.

Чтение стихотворений о дружбе, о глобусе.

Армянские национальные игры «Пастух»

Азербайджанская народная игра «Палочка-выручалочка»

Армянские и азербайджанские пословицы и поговорки о дружбе.

Рассматривание иллюстраций природы Кавказа.

Сюжетно- ролевая игра «Путешествие — с друзьями».

Рисование детьми по замыслу «На горе Арарат».

Бочкова Е.В.

Квартальнова М.П.

Савиных И.В.

родители

21.09.

2015-

29.09.

2015

Калмыки и Корея.

В дружбе наша сила.

Презентация «Калмыкия»

Чтение художественной литературы:

Калмыцкая сказка «Сказка о родном крае». Притча «Смена времени». Подвижная калмыцкая народная игра «Прятки». Знакомство с национальным костюмом и национальной кухней. Знакомство с национальным видом спорта - стрельба из лука.

Презентация «Южная Корея», знакомство с национальным костюмом показ русской народной сказки «Репка» на корейском языке.

Беседа с детьми об олимпийских играх в Сеуле. Парк в Сеуле.

Чтение художественной литературы: корейская народная сказка «Честный мальчик».

Конструирование: «Парк Дружбы».

Выставка детских работ «В группе наша дружба»

Бочкова Е.В.

Квартальнова М.П.

Савиных И.В.

родители

В результате реализации проекта:

1.Пополнен методический кабинет:                                                                                - современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста,                                                            - пополнена картотека подвижных игр, картотека пословиц и поговорок, фонотека,                                                                                                                       - консультациями по оказанию родителям педагогической и практической помощи, по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста;

2. Укрепились отношения сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

3.  В группе созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

4. У воспитанников развиты такие качества личности  как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение  друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.

5. расширились представления детей  об образе жизни, обычаях и традициях, фольклоре, образе жизни разных национальностей, представления

Все вышеперечисленное внесло значительное изменение в психологический климат группы и повлияло на повышение качества образовательного процесса.

Список литературы:

Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №9

Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2002.

Приложение: на___11 _  листах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственно образовательная деятельность "Будем дружить"

Занятие для детей старшей группы.Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершен...

Конспект развивающего занятия для старших дошкольников Будем дружить.

Цели: Формировать у детей понятия "друг"; " дружба";Формировать толерантное отношение друг к другу;Обучать детей навыкам взаимодействия и сотрудничества;Развивать групповую сплоченность; коммуникативн...

Конспект коммуникативной игры для детей старшего возраста « Давайте будем дружить»

В помощь воспитателям разработан конспект коммунмкативной игры для детей старшего возраста "Давайте будем дружить"....

Первое родительское собрание в группе «Будем знакомы — будем дружить!»

Первое родительское собрание в младшей группе «Будем знакомы — будем дружить!»...

Проект "Будем дружить!"

Проект по оптимизации межличностного взаимодействия детей...

Коспект коммуникативной игры для детей старшего возраста "Давайте будем дружить"

Коспект коммуникативной игры для детей старшего возраста "Давайте будем дружить"....

Проект по адаптации "Будем знакомы, будем дружить!"

Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это особенный период жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Малышу предстоит прис...