Статья на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
статья на тему

Каратаева Ирина Михайловна

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором  будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и селу (городу);
  • формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • расширение представлений о родной земле, её столице, городах;
  • знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • развитие элементарных знаний о правах человека;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temunr.-patr_v.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина  страны – настоящего патриота  своей Родины.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времён», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах приобщению дошкольников в национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором  будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и селу (городу);
  • формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • расширение представлений о родной земле, её столице, городах;
  • знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • развитие элементарных знаний о правах человека;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

Воспитание чувств ребёнка, в т.ч. и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

К средствам патриотического воспитания относятся:

  • устное народное творчество;
  • декоративно – прикладное искусство;
  • музыка;
  • художественная литература;
  • игра;
  • самостоятельная детская деятельность.

Целью моей работы является воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

  • обеспечение необходимых кадровых, научно – методических, материально – технических условий для реализации цели: наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, приобретение костюмов для выступлений, создание развивающей среды в группах и т.д.;
  • формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
  • формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
  • формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
  • воспитание Гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Он определённым образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

К концу дошкольного детства внешние чувства всё чаще становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребёнка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.  Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны,  её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Статья на тему "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью на тему "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников"....

Статья на тему "Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников".

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников....

Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

Основой формирования будущей гармонично развитой личности выступает процесс всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. При этом, одной из базовых основ гармоничного развития личности являетс...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...