Статья "Принцип преемственности. Формирование нравственных основ поведения дошкольников и младших школьников" Марчук Е. А.
статья (подготовительная группа) по теме

Марчук Елена Алексеевна

Статья опубликованна в сборнике ГБОУ МГПУ по материалам доклада-выступления на городской научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: традиции и инновации"11.12.2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.25 КБ
Файл СЕРТИФЕКАТ731.45 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип преемственности. Формирование нравственных основ           поведения дошкольников и младших школьников

Марчук Е.А.

Московский городской педагогический университет

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования является актуальной уже достаточно продолжительное время.

Сегодня появились новые нормативно-правовые документы, направленные на реализацию преемственности. Это, прежде всего, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования. ФГОС ДО призван обеспечить равные стартовые возможности для поступления ребенка в начальную школу. Проблема преемственности дошкольного и начального звеньев общего образования вновь является актуальной и требует своего решения.

В психологической науке преемственность обычно рассматривается в контексте других проблем, когда  психологи делают  попытку обосновать  общность этих периодов. Дошкольный и младший школьный возраст представляют собой единую стадию, названную Ж.  Пиаже стадией конкретных операций. С точки зрения  Д.Б. Эльконина, дошкольники и младшие школьники «мало чем отличаются между собой» «Самое интересное» заключается в том, что ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности: они овладевают учебной деятельностью как основной только к десяти годам, т.е. к концу начального обучения. Поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду – детству.

Вместе с тем особенностью изменяющейся социальной ситуации развития ребенка при переходе от дошкольного к школьному детству, как отмечает Л.И. Божович, является осознанное отношение дошкольника к тому месту, которое он занимает и хочет занимать. Стадия развития школьника относится многими психологами к стадии социализации, а не адаптации, как на этапе дошкольного детства. У ребенка формируется новая «социальная позиция» школьника, представляющая собой «сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым». Эта позиция выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).

 Многие исследователи указывают, что  преемственность необходимо рассматривать как условие организации учебно-воспитательного процесса, способное обеспечить безболезненный переход ребенка из дошкольного учреждения в школу (В.Д. Лысенко, О.В. Попова, Г. М. Федосимов и др. ).

   Современные исследователи рассматривают и выделяют различные основания преемственности. Как отмечает Л.П. Стрелкова, на сегодняшний день выделяется три аспекта проблемы преемственности: в содержании программ обучения и воспитания, в стиле взаимодействия детей и взрослых и преемственность в предметной среде.  

  По мнению Н.Н. Кулинич, Г. М. Федосимова осуществление преемственности – процесс, который условно можно подразделить на отдельные последовательные этапы:

Первый: формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе; второй: адаптация их к условиям обучения в начальной школе; третий: развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.

Таким образом, понятие «преемственность» не сводится к понятиям «непрерывное образование», «готовность к школе». Преемственность служит средством непрерывного образования, но не исчерпывается этой функцией и  одним из  этапов ее осуществления является формирование готовности к школе.  

 На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

В воспитании дошкольников такой стороной будет формирование привычек нравственного поведения: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок.

Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральных установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством "Я" у ребенка складывается представление о "Я" других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить школьника учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях. Очень важно помнить, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам учитель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его младшему школьнику. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Педагог призывает своих учащихся, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решать задачи, которые соответствуют правилам морали.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложит педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. 

Формирование привычек нравственного поведения дошкольников и младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами дошкольной и  школьной жизни: игрой, уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

         Таким образом, преемственность является понятием, имеющим отношение к разным наукам, с разных сторон характеризующим его. Необходимость реализации преемственности подчеркивается в важнейших документах федерального значения Министерства образования и науки РФ.

Список литературы:

  1. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. Пособие для студентов выс. Учеб. Зав. [Текст] / Парамонова, Л.А., Протасова, Е.Ю. - М. :  Академия, 2003. - 240 с., с.17-18].  
  2. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с., с. 37.
  3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб. : Питнр,2008 – 398с.
  4. Стрелкова, Л. От «школы маленьких» - к школе «маленькой» и «большой»  // Обруч: иллюстрированный научно-популярный и метод. журнал 1997, № 2, с. 9-11.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Семья\Downloads\image-02-12-15-12-28-1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств у дошкольников II младшей группы в разных видах игр

  Всем известно, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, ведущие педагоги и психологи утверждают, что игра способствует всестороннему развитию личности ребенка....

Презентация. Принцип преемственности. Формирование нравственных основ поведения дошкольников и младших школьников.

Материалы выступления на городской научно-практической конференции ""Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: традиции и инновации"11.12.2014...

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы...

Театральная деятельность является важнейшим средством речевого развития, средством формирования эмоционально – нравственных основ поведения дошкольников.

Театр – кладовая для решения многих педагогических задач: эта деятельность развивает речь (автоматизацию  поставленных звуков, улучшение дикции, выработку интонации, происходит  развит...

Памятка «Приемы и способы формирования нравственной культуры поведения дошкольников в разных возрастных группах»

Данная памятка педназначена для педагогов. В ней содержится материал об основных методах формирования нравственной культуры поведения в младшем и старшем дошкольном возрасте....

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников второй младшей группы

СентябрьБеседа «Будь всегда вежливым»Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникамБеседа «Как вести себя с игрушками»Цель: Формировать бере...