Пальчиковая гимнастика как средство формирования культуры речи
рабочая программа (младшая группа) на тему

Нижегородцева Анна александровна

Тема исследования связана с тем, что развитая речь – одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию на 2015-2016 учебный год

«Пальчиковая гимнастика как средство формирования  культуры речи »

Цель:

1.Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

2.Обозначить значение пальчиковой гимнастики как средства формирования  культуры речи;

3. Изучение пальчиковых игр как средства формирования  культуры речи.

 Актуальность темы исследования связана с тем, что развитая речь – одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и успешной социализации.

Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук. Считается, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитая мелкая моторика способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Сегодня существует социально-образовательный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», задачами которой являются овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Решению этих задач в младшем дошкольном возрасте способствуют пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Сегодня существуют противоречия между:

– социальным заказом общества на воспитание дошкольников, хорошо владеющих речью и недостаточной разработанностью эффективных методов, форм и средств, удовлетворяющих решению этой задачи;

– значимостью проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста и недостаточно полным использованием потенциала пальчиковых игр как методического средства для решения этой проблемы.

Эти противоречия определили проблему, заключающуюся в том, что для успешного развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо разработать специальную программу.

Цель программы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами пальчиковых игр.

Задачи программы:

1. Оптимизировать условия для развития речи детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Обогащать и активизировать словарь детей.

3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги.

7. Развивать диалогическую и монологическую связную речь.

8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи детей через пальчиковые игры и упражнения.

Программа дополнительного образования направлена на развитие речи детей второй младшей группы средствами пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Ее девиз: Играем пальчиками – развиваем речь.

Пальчиковая гимнастика – это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В них находит отображение реальность окружающего мира – явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.

Образовательный процесс дополнительного образования:

– соответствует развитию личности каждого ребенка;

– обеспечивает единство целей и задач;

– сочетает интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности (игровой, речевой, двигательной, познавательной и т. д.) ;

– основной является комплексно тематическое планирование совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

Подходы, используемые при организации образовательной деятельности: деятельностный и личностный.

Обучающий и развивающий потенциал состоит в том, что:

• речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша;

• стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение;

• сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.) ;

Следовательно, пальчиковые игры – это средство стимуляции и развития речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

При успешном освоении программы дополнительного образования:

– каждый ребенок может свободно оперировать активным словарем;

– участвует в беседах, отвечает на разнообразные вопросы;

– использует в своей речи все части речи, простые нераспространенные предложения;

– у каждого ребенка развита мелкая моторика рук.

Методика проведения пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр для детей 2-4 года жизни базируется на следующих положениях:

1. Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать ребенку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.

2. Начинать пальчиковую гимнастику надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

3. Произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр, взрослый должен максимально четко, выразительно и достаточно громко, чтобы ребенок их хорошо слышал.

4. Для некоторых пальчиковых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

5. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Можно пропевать тексты к упражнениям пальчиковой гимнастики на любую подходящую мелодию.

6. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность до 10-15 минут включать игры в другие развивающие занятия.

7. Нужно соблюдать комфортный для каждого ребенка темп выполнения упражнения или игры.

Развитие речи детей 2-4 года жизни происходит успешно, если используется специальная методика и специально разработанные комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр; учитываются результаты диагностики уровня развития речи и мелкой моторики детей; непосредственно образовательная и совместная деятельность с использованием пальчиковых игр носят коррекционно-развивающую направленность и проводятся дифференцированно и на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...

Методическая статья "Приобщение к книге как средство формирования культуры речи современного дошкольника и его подготовки к новому социальному статусу (ученика)"

Данная методическая статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме снижения читательской культуры дошкольников вследствие информатизации общества.В статье представлена система работы с дошко...

Памятка для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как средство звуковой культуры речи"

Грамотная, четкая, чистая и ритмич­ная речь ребенка — это не дар, она при­обретается благодаря совместным усили­ям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш ра­стет и разви...

Дидактические игры как средство формирования культуры речи

В материале указано о значении использования дидактических игр в формировании культуры речи. Кроме того, представлен план использования дидактических игр в формировании культуры речи на 2015/2016 учеб...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

«Пальчиковая гимнастика – уникальное средство для развития речи»

Пальчиковые игры и упражнения - развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Они способны улучшить произношение многих звук...